Василий Егорович Четин (1922—2008) — один из самых крупных челябинский историков прошедшего XX века. 1 января 2022 года исполняется 100 лет со дня его рождения. Его научные изыскания всегда были тесно связаны с историей уральской промышленности второй половины XIX века. Предметом особого внимания В. Е. Четина была история Кыштымского горного округа, которой он посвятил около 30 своих статей. Отдельного разговора заслуживает и составленная им совместно с сотрудником Государственного архива Челябинской области А. И. Потерпеевой хрестоматия по истории Южного Урала. Кроме того, под его руководством долгое время выпускался сборник статей «Из истории Южного Урала и Зауралья».
Однако, как и у каждого талантливого ученого, часть научных наработок историка осталась при жизни В. Е. Четина неопубликованной. К счастью, Объединенный государственный архив Челябинской области сохранил личный фонд ученого (у нас ему присвоен номер «Р-944»), в состав которого вошли остававшиеся ранее необнародованными тексты. В этой небольшой заметке мы остановимся лишь на той их части, что непосредственно касается курса исторического краеведения, который В. Е. Четин вел в Челябинской государственном педагогическом институте.
Одним из самых ранних его текстов, созданных в первую очередь для педагогов, ведущих изыскания в области местной истории, была написанная в 1960-е гг. статья «Документальные материалы в краеведческой работе»[1]. В ней он емко и кратко охарактеризовал порядок работы с историческими источниками для непрофессионалов, вступающих на стезю краеведческой деятельности. В. Е. Четин начинает с характеристики понятия Государственный архивный фонд, кратко рассказывает о возникновении системы государственных архивов в России, после чего переходит к непосредственному алгоритму действий с их материалами. В статье он объясняет структуру архивного фонда, говорит о том, по каким принципам формируется фонд, опись, отдельная единица хранения, поясняет, чем нумерация листов в деле отличается от нумерации страниц в книге и как нужно ссылаться на тот или иной документ при публикации.
Однако большая часть статьи посвящена работе с опубликованными источниками. Это отражает печальную реальность того времени — попасть в архив (в особенности партийный) стороннему человеку, работающему вне стен научного учреждения, было чрезвычайно сложно. Требовалось специальное письмо от направляющей организации и разрешение от руководства архива. Далеко не все получали в итоге доступ в читальный зал. Помимо тематических сборников документов, составленных усилиями историков и архивистов, В. Е. Четин упоминает собрания законодательных актов, материалы статистики, воспоминания. Для работы с каждым из этих видов источников историк приводит свои краткие рекомендации.
Наконец, он упоминает такую сторону краеведческой работы, как сбор исторических источников, отмечает удачные находки отдельных южноуральских энтузиастов. На основе конкретных практических наблюдений В. Е. Четин выделяет три основных ошибки, которые при этом совершают краеведы. Первая из них состоит в отказе от передачи собранных материалов в архив и попытках создания своей домашней коллекции (что в итоге оборачивает их дальнейшей утратой в силу разного рода личных обстоятельств). Ошибка вторая — стремление непременно использовать их в выставочно-экспозиционной работе, что приводит к нарушению самых простейших условий хранения документов и порче. Третья ошибка — отказ от фиксации обстоятельств, при которых был найден тот или иной документ. В результате это зачастую закрывает путь к его датировке и установлению авторства, что сразу же лишает документ его информативной ценности.
В 1960-е гг. была написана еще одна методическая статья В. Е. Четина для краеведов — «О задачах преподавания истории и использовании краеведческого материала в школах (в помощь учителю истории)»[2]. В ней заметно влияние «оттепели» — одним из главных посылов текста стала необходимость борьбы с «последствиями культа личности», а именно «догматизмом» и «формализмом». Именно поэтому ученый призывал: «Во всех классах при преподавании истории нашей Родины необходимо смело вводить в доступной форме местный исторических материал. […] Включение этих материалов в программу не случайно. Оно объясняется особенностью мышления у учащихся подросткового возраста, способностью их понимать сложные абстрактные положения лишь на основе близких, конкретных, доступных для непосредственного восприятия фактов и явлений. Вместе с тем целенаправленный, живой рассказ о важнейших событиях в нашем крае, о мужественной борьбе и самоотверженном труде знатных людей и коллективов данного города или района открывает перед учителем неисчерпаемую возможность для воспитательного воздействия на учащихся»[3].
Однако, подчеркивает автор, эта инициатива натыкается на банальное отсутствие специального учебного пособия по истории Южного Урала, равно как и какого-либо систематического издания, посвященного ей. Напомним, что в самом начале уже писали — впоследствии В. Е. Четин сам станет в скором будущем, после написания этого текста, редактором одного из таких издания, а в 1980 г. будет одним из создателей школьной хрестоматии по истории Южного Урала. Слова его, таким образом, не расходились с действием. В итоге большую часть этой работы историк посвятил перечислению тех сборников документов и краеведческих работ (в том числе газетных публикаций), которые так или иначе можно задействовать на занятиях истории. В числе тем, при изучении которых учителя могут вводить местный материал, он указывал создание горнозаводской промышленности, крестьянскую войны под предводительством Е. И. Пугачева, Отечественную войну 1812 г., отмену крепостного права в 1861 г., революционные события 1905—1907 гг., пребывание на Урале и в Сибири таких личностей, как А. И. Радищев, А. И. Герцен, декабристы.
Наконец, фонд историка сохранил его планы-конспекты лекций спецкурса по историческому краеведению[4]. Они относятся к более позднему времени — концу 1970 — 1980-м гг. Не давая их подробной характеристики (тем более, что отрывочные, тезисные записи не передают всего массива информации, который слушатели могли узнать из устной речи ученого), приведем лишь названия лекций: «Вводная. Предмет и задачи исторического краеведения», «Роль археологии в краеведении», «Роль этнографии в краеведении. Топонимика в краеведении», «Документальные письменные источники по истории края», «Краеведческие музеи и краеведение», «Школьные народные музеи».
Таким образом, методическая помощь краеведам-любителям всегда была одной из главных забот историка В. Е. Четина. Будучи профессионалом, признанным ученым, кандидатом исторических наук, он немало своих усилий направлял на то, чтобы привить навыки источниковедческой работы поклонникам истории местного края, передать им свой опыт и знания.
С этими и многими иными документами все желающие могут ознакомиться в фонде Р-944 «Четин Василий Егорович», хранящемся в Объединенном государственном архиве Челябинской области.
М. А. Базанов,
кандидат исторических наук,
главный археограф ОГАЧО