Ударник Сталинского призыва

Начало трудового пути

 Николай Иванович  Цыганов, ветеран Великой Отечественной войны, Почетный  железнодорожник, Почётный гражданин города Троицка Челябинской области, родился 9 (22) декабря 1915 года в селе Смирновка ныне Федоровского района Кустанайской области. Трудовой путь Николая Ивановича неразрывно связан с депо станции Троицк, где с 1933 года после окончания железнодорожной школы ФЗУ  он  стал работать слесарем и помощником машиниста, а через четыре года овладел профессией машиниста. Он начал водить паровозы серии «ИС» (паровоз для пассажирских составов «Иосиф Сталин») и «ФД» (паровоз для грузовых составов «Феликс Дзержинский»).

 «За проявленную отвагу и храбрость…»

 В 1942 году Николай Иванович добровольцем отправился на фронт, где воевал в составе 96-й Шуменской танковой бригады имени Челябинского комсомола. Цыганов был храбрым солдатом: служил в разведке, был командиром отделения, участвовал в освобождении Воронежа, Орла, Брянска. 17 января 1943 года при штурме  укрепленного дома в деревне Будёновка под Воронежем  он  во главе своей разведгруппы  уничтожил десять немцев,  захватил двух пленных, ручной пулемет и восемь винтовок.  «За проявленную отвагу и храбрость» он был награжден орденом «Красной Звезды». А в боях 10 февраля 1943 года за деревню Пузачи уничтожил 20 гитлеровцев. В его наградном листе о представлении к ордену «Отечественной войны II степени» сказано: «Младший сержант Цыганов, находясь вместе с тяжело раненым командиром во вражеском кольце, и, будучи сам раненным, до последнего патрона из винтовки и револьвера уничтожал врагов».

Особо важные грузы для фронта

После излечения в  1943 году Николай Иванович, согласно приказу НКО, был демобилизован и направлен на работу в Троицкое локомотивное депо.  Для наступающей Красной Армии требовалось непрерывно подвозить новые пополнения и грузы снабжения. Впервые советский  железнодорожный транспорт встретился с необходимостью осваивать мощные потоки воинских грузов на освобождённых железнодорожных линиях. Цыганову, как лучшему машинисту, было доверено водить составы с особо важными, взрывоопасными и пожароопасными грузами для фронта: танками, снарядами, взрывчаткой, цистернами с горючим. Кроме того, на фронт отправлялось продовольствие, фураж и медикаменты. После войны Николай Иванович рассказывал: «Когда эшелон шел через лес, я набирал высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывал регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шёл до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока не обнаруживали цель. А я снова повторял свой манёвр…».

До конца войны Николай Иванович являлся единственным машинистом Троицкой железной дороги, которому было доверено такое ответственное дело. После войны трудовой подвиг Цыганова был по достоинству оценен Родиной: в 1946 году он был награждён почетным знаком «Ударник Сталинского призыва», а через год – знаком «Отличный паровозник».

Почётный железнодорожник

После войны Николай Иванович стал водить пассажирские поезда. Он освоил современные тепловозы и электровозы. Постоянно повышая свои знания, совершенствуя навыки, он помогал молодым осваивать новую технику. Многие годы он являлся лучшим машинистом дороги, ему было присвоено звание машиниста I класса. Специальным приказом Министерства пассажирского транспорта СССР Цыганову было доверено вождение правительственных поездов и особо опасных грузов. Николай Иванович неоднократно избирался депутатом Челябинского областного Совета депутатов трудящихся. Был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть». В 1970 году ему было присвоено звание  «Почётный железнодорожник» и «Почётный гражданин города Троицка». Скончался Николай Иванович Цыганов 4 февраля 2001 года на 86-м году жизни.

Марина Климова, ведущий археограф ОГАЧО