Торговцы и ремесленники Челябинска в период НЭПа


Торговцы и ремесленники Челябинска в период НЭПа

Новая экономическая политика советского государства вновь сделала возможной частную инициативу граждан в сфере предпринимательства. Тысячи челябинцев занялись торговлей и ремеслами. В фонде Челябинского губернского финансового отдела сохранилась «Книга торгово-промышленных предприятий и личных промысловых занятий по городу Челябинску на второе полугодие 1922 года»[1]. Этот документ состоит из 224 листов альбомного формата и включает список из 1529 предпринимателей, а также некоторые кооперативные и государственные предприятия.

Вопреки распространённым представлениям, в своём большинстве это были совсем небогатые люди, они держали небольшие мастерские, торговали вразнос на городских базарах, работали легковыми извозчиками и приказчиками. В частных заведениях Челябинска можно было сфотографироваться, отремонтировать часы, одежду или обувь, приобрести хлеб, мясо, табак и спички. В технической конторе инженера Н.М. Дядина велась торговля «техническими установками и оборудованием».

Женщины-торговки ходили по базарам с корзинами, где лежали хлеб, овощи и зелень, емкости с фруктовой водой. Масло для продажи приносили в ведре. Мужчины торговали с тележек и возов зерном, мясом, сеном, мочалом, «старым железом». Торговец Василий Иванович Сун Хун Ван «с бумажного ящика» продавал папиросы и спички. На челябинских базарах торговали лошадьми, житель Татарской заимки Николай Иванович Яковлев вел «скупку скота по всему уезду».

Наиболее успешные торговцы лично или на паях с компаньонами держали киоски, где можно было приобрести хлеб, мыло и галантерейные товары, одежду и обувь. Чаще всего в продаже оказывалась ношеная одежда и обувь. Частный бизнес также занялся и организаций общественного питания. Станислав Леонтьевич Поляков открыл столовую, в которой клиентов кормили «холодными и горячими закусками». В Никольском поселке работала «чайная столовая» Евдокии Ивановны Захаровой.

Большое количество малых торговых и производственных предприятий, внесенных в «Книгу», свидетельствует об относительной полноте сведений, собранных налоговыми работниками. Этот и другие документы Челябинского областного финансового отдела начала 1920-х годов рассказывают о повседневной жизни горожан и могут быть подспорьем в социально-экономических и генеалогических исследованиях.

С.А. Кусков, к.и.н., ведущий археограф ОГАЧО



[1] ОГАЧО. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 133. Л. 1-224.