Рабочая и сельская молодежь в начале 1922 года: взгляд Челябинского губкома комсомола

В фонде Челябинской губернской организации Рабоче-крестьянского коммунистического союза молодёжи сохранилась «Схема» к докладу для Второй Всероссийской конференции РКСМ[1]. Документ представляет из себя последовательность ответов на вопросы о различных аспектах деятельности губернской, уездных и первичных комсомольской организаций, общественно-политических взглядах городской, сельской молодёжи и комсомольского актива в Челябинской губернии. План доклада с перечнем вопросов, которые непременно следовало в нем отразить, в архивном деле отсутствует[2]. Отсутствуют также сведения, зачитывался ли данный документ на всероссийской конференции РКСМ. В начале XXI века данный документ важен в качестве источника о повседневности и социально-культурном портрете молодых людей 1920-х годов. Поэтому особенный интерес представляет раздел, посвященный деревенской молодежи, содержащий сведения о формах культурного досуга, популярных песнях и частушках, преступности, брачного поведения молодежи. Мы можем узнать о распространении среди молодёжи популярного детективного жанра литературы, в публикуемом документе он назван презрительно «пинкертоновщина». Авторы документа, несмотря на заявления о низком авторитете церкви среди молодых людей, вынуждены признать, что храмы все же посещались молодежью и часто, как приходы оставались на тот момент важным центром общественной жизни. Механическое объединение нескольких пересекающихся ответов сделало неизбежным наличие в документах смысловых повторов. Например, несколько раз заявлено о высокой общественной активности молодежи, заинтересованной в работе местного самоуправления. Одновременно авторы доклада отмечают апатию рядовых комсомольцев, ослабление активности комсомольских ячеек, что связывают с влиянием голода. Публикуемый документ все же содержит субъективный взгляд на молодежь. Насколько хорошо губернский комитет комсомола был осведомлен о проблемах молодежи в начале 1920-х годов, и в какой мере можно обобщить приведенные в документе сведения – всякий раз будут решать исследователи, рискнувшие его использовать.

Публикацию подготовил ведущий археограф ОГАЧО, кандидат исторических наук С. А. Кусков.

 

Схема доклада Челябинской губернской комсомольской организации к Всероссийской конференции РКСМ[3]

не позднее 19 мая 1922 г.[4]

I. Рабочие организации союза[5]

…7. Среди рабочей молодежи можно наблюдать скептическое отношение и к союзу[6] и вообще к общеполитической жизни окружающей, классовое сознание у рабочей молодежи низкое.

8. У рабочей молодежи потребность в посещении кинотеатров устройства вечеринок с танцами и играми. Чисто культурный запрос, как то получение научных знаний и пр. отсутствует, но получение «ЗНАНИЯ»[7] пинкертоновщины[8] «есть». Бытовое [знание] отчасти молодежь интересует. В половом отношении молодежь находится в таком же положении как и в 1916 г.

9. Культурные запросы в большинстве своем удовлетворяются комсомолом, и мера [их] удовлетворения ниже средней. Устраиваются концерты, спектакли, конференции, приглашается на беседы лекции преп.[одаватель] с политическим и просветительским уклоном.

II. Фабрично-заводские ячейки.

10. По Челябинской губернии имеется всего лишь семь фабрично-заводских ячеек, количество членов в них 145 чел.[овек] 1,5% общего колич.[ества] рабочей молодежи, занятой в производстве. Опишем ячейку напилочного завода Миасского уезда, объединяющую[9] в себе пятнадцать человек, работа выявляется в постановке докладов политбесед или чтений, кроме того все члены ячейки проходят школу политграмоты. От укомола[10] прикреплены туда три работника. Ячейкой[11] ведется также работа среди беспартийной молодежи, выразившаяся за последнее время в двух беспартийных конференциях и двух общих собраний. Работа по охране труда задерживается вследствие подчинения райкома промышленности Златоусту. Работает на заводе всего 170 подростков. По усилению и урегулированию работы по охране труда укомол надеется на усиление ячейки в смысле ее массовости. Ячейка Верхнеуральского уезда при Балканских приисках[12] объединяет 18 чел.[овек]. Из общей массы пятидесяти работающих подростков на приисках. Нужно сказать, что клуб, имеющийся при ячейке, посещается всей молодежью. Но работа широко не развертывается так как нет руководителя, нет освещения, да и вообще плохое экономическое положение. Характерно ячейка Троицкого уезда при Полтаво-Брединских антрацитовых копях[13] объединяет она пятнадцать человек, за последнее время таковая совершенно распадалась, а следовательно ничего не делала. Учтя данное положение укомол направил туда другого члена бюро, которому по истечении месячной работы удалось восстановить ее на должную высоту. Необходимо отметить то экономическое положение там скверное, что ярко свидетельствуют случаи людоедства. Отсюда вывод: экономическое положение, которое должно быть, кажется является тормозом в работе, не удерживает рвущейся к свету умы[14] нашей молодежи. Хотя клуб Верхнеуральской ячейки пуст - днем ничего не делается, но она[15] все же стремится туда. Говорили мы уже выше, посещается он не только союзниками, но и остальной массой[16] подростков. Необходимо дать добрый совет Верхнеуральскому укомолу последовать примеру Троицкого.

12. Возрастной состав фабрично-заводских ячеек Челябинской губернии в значительном большинстве от четырнадцати до восемнадцати лет. Точных цифр нет. Социальный состав их определить невозможно, [в] состав ячеек безусловно входит более сознательная часть рабочей молодежи вообще, но и она имеет очень низкий уровень развития.

13. Самодеятельность выявляется слабой. Активно членов союза (посещаемость собраний, исполнение др[угих] обязанностей, внесение ими предложений, высказывание по различным вопросам) слаба.

14. Вопросы, по которым высказывается молодежь различны, но главное их внимание направлено на обсуждение экономического положения, создавшего[ся] в республике. Интерес ячеек направлен в большинстве в[17] культурную область: чтение беллетристики, постановки спектаклей; интересуются также, хотя и заинтересованность слаба, политикой: читаются брошюры, изредка газеты.

15. Связь с партячейками имеется, выражается в представительстве на заседаниях, но не систематически. Партячейки в большинстве случаев идейной работой союзов не руководят. Все это объясняется тем, что большинство партийцев мыслят так: работа РКСМ не так важна как партработа. В большинстве случаев члены РКП[(б)] [к] ячейкам РКСМ относятся безучастно. Причины такого отношения: непонимание (или нежелание) задачи, стоящей перед РКСМ. Отношение же членов союза хорошее, они зорко следят за ее жизнью. партия пользуется среди комсомольцев авторитетом.

16. Связь ячеек РКСМ с массами рабочей молодежи не существует, изредка заключается в устройстве совместных собраний, проведении кампаний и т.д.; работа ячеек для молодежи не дает реальных результатов в области охраны труда. Взгляды рабочей молодежи на ячейки различные, отношение к членам союза как к своим товарищам.

17. Взрослые рабочие относятся к ячейкам безразлично. Связь ячейки с фабзавкомами не существует и участие в жизни не проявляется.

18. Активность рабочих ячеек на общих и делегатских собраниях организации [РКСМ] не существует. Выдвижения активных работников нет.

III. Деревенские организации.

19. Влияние НЭП на экономическое положение деревенской молодежи выражается в следующем: средняцкая и кулацкая молодежь живет превосходно – выход ее из рядов РКСМ – частичен; бедняцкая молодежь находится в чрезвычайно скверном положении, замечается сильный уход в батраки и на побочные заработки и только за кусок хлеба, уходы ее из союза не замечаются[18], но чувствуется апатия. Степень зависимости от семьи среди бедняцкой и кулацкой молодежи, заинтересованность в индивидуальном хозяйстве повышается. Эта заинтересованность наблюдается и среди бедняцкой молодежи, но экономическое положение ее заставляет добывать средства пропитания лишь для себя, что и является причиной ухода в батрачество и др.[угие] работы в город; отсюда вытекает, что зависимости от семьи нет. Кулачество пользуется создавшемся экономическим положением бедняцкой молодежи, страшнейше ее эксплуатирует. В силу этого же экономического положения умы бедняцкой молодежи подпадают под влияние средняков и богачей, которые безусловно имеют свои[19] политические и экономические взгляды: политические взгляды их носят реакционный характер, предельных форм и организаций  конечно нет. Экономические взгляды [богачей] вполне оформлены. Прежде всего развита цель возродиться, но возродиться путем эксплуатации чужих сил. Замечается полное согласие и уверенность в возрождении своем при наличии НЭП. Бедняцкая молодежь [в] силу своей классовости однако несмотря на экономическое положение и старание средняков и богачей влиять – все же стоит за интересы пролетариата.

20. Молодежь – середняцкая и кулацкая живет в большинстве своей личной жизнью и собственным хозяйством, бедняки заняты всецело улучшением своего экономического положения. Культурные запросы молодежи слабы. Выливаются они постановками спектаклей, чтением собеседований[20] и т.д. Процент женитьбы молодежи средняцкой и кулацкой средний и очень низок среди молодежи бедняцкой. Женятся преимущественно девятнадцатилетнего возраста. Посиделки и танцульки носят весьма вульгарный характер (преимущественно в среде бедняков [и] средняков); дело доходит до того, что такие посиделки устраиваются в банях и самых захолустных и сомнительных домишках. Пьянство среди бедняцкой и средняцкой молодежи не замечается, [наблюдается] лишь частично среди кулаков. Развита игра в очко и темную. Хулиганство развивается. Приведен следующий пример: в Куртамышском уезде в селе Кипелино на почве личных интриг часто применяется старый способ позорить мазанием ворот смолой взамен не имеющегося дегтя. На почве голода замечается воровство, которое все более и более разрастается, особенно в голодающих уездах.

Песни, распространенные среди деревенской молодежи носят в большинстве случаев хулиганский и сальный характер. Чисто русские, частично малороссийские поют девушки. Приводим ряд песен обоих родов: 1) частушки «Ты не стой у ворот, не наваливайся, я тебя любить не буду – не навяливайся» и т.д., припев: «теребила дергала сарапал рвала, в городе Челябинске с татарином жила», «У кого какая баня – у меня осинова, у кого кака матаня – у меня красивая»; 2) «По Дону гуляет казак молодой», «Ах зачем эта дочь», «Эх ты доля моя доля», «Ехали казаки со службы домой», «Сижу за решеткой в темнице сырой»; частушки: «Шила милому кисет – вышла рукавичка, меня милый похвалил как ты мастеричка», «Мимо моего окошка пробежал теленочек, я за хвост его хватила – думала миленочек»; песни «Побег Ланцова из тюрьмы»[21]. Среди казачества пользуется громадной популярностью «Звенит звонок и тройка мчится, несется пыль по столбовой. На крыльях радости стремится в дом кровных воин молодой и т.д.», «Я вечер в лужках гуляла, грусть хотела разогнать», «Вокруг могилки зеленькой виноград зеленый мой», «Коробейники». Поются также песни революционные, как-то; «Интернационал», «Слышь рабочий война началась»[22], «Смело товарищи в ногу».

Книги, читаемые молодежью, в большинстве носят характер: революционных сказок, повестей, очень распространены произведения Демьяна Бедного; политические только брошюры. Из газет популярна «Беднота» и изредка читается местная газета. По прочтении быстро искуривается.

К политической жизни молодежь апатична. В общественной жизни деревни молодежь преимущественно восемнадцати и старше лет принимает живейшее участие, в Курганском уезде в последние выбора прошли в сельсоветы двадцать шесть членов РКСМ. Более взрослое население в большинстве в связи с голодом выезжает, оставшаяся же часть никакого участия в общественной жизни не выявляет. Беседы и чтения посвящаются: сел.[ьско]хоз.[яйственным] вопросам, постановлениям IX Съезда советов[23], кооперативному строительству и налогам. Церковь авторитетом среди молодежи не пользуется. Посещается она преимущественно стариками и старухами. Молодежь изредка посещает ее с целью повидаться с кем-либо из другой деревни. К изъятию ценностей из церкви все бедняцкое население, а в частности молодежь, относятся положительно. Но средняцкая и кулацкая часть ее не только не одобряет, но и частично протестует.

21. Молодежь, пришедшая из города, армии и т.п. является передовым элементом деревни и по большей части руководит ее общественной жизнью.

22. Все культпросветы были реорганизованы в райполитпросветы; при реорганизации члены старых культпросветов: учительства, поповские дочки уклонялись от реорганизации. В настоящее время этих недоразумений нет, райполитпросветы очень слабы, все время они переживают организационные периоды, то волпросветы, то райпросветы. Отношение к ним крестьянства удовлетворительно, но политпросветы наши до сих пор не приспособились еще. Существенную роль сыграли агитпункты, организованные при райполитпросветах, заготконторах по пропаганде вопросов сел.[ьско] хоз.[яййственного] натур[ального] налога и т.д.

23. Влияние компартии на деревню слабо [в] следствии малоразвитости ее состава. Отношение крестьян к нашей молодежи враждебное в начале, теперь безразлично. Деревенские коммунисты через своих представителей в различные госорганы хотя и слабо все же влияют[24] на общественную жизнь деревни; но это далеко недостаточно и поверхностно.

24. Ячеек по губернии двести тридцать семь, количественный состав в среднем каждый десять чел.[овек]. Социальный состав преобладающий хлеборобы, бедняки и средняки. Возрастной состав преимущественно до восемнадцати лет. Союзная молодежь от остальной части ее отличается большей заинтересованностью в общественной жизни; среди членов РКСМ не замечается хулиганства, пьянства и картежных игр, которые отмечаются у молодежи вообще. Гораздо в меньшей форме распространена среди нее зависимость от семьи, к религии она относится критически. Культурные запросы тоже не велики, ибо больше внимания уделяется сел.[ьскому] хоз.[яййству].

25. Общий характер работы ячеек – политико-просветительной, примером может служить Каменская ячейка Куртамышского уезда, имеющая в себе 17 членов, ведущая систематические политические занятия, полный контакт с ком[мунистической] ячейкой. Работой руководят партийцы и инструктор укомола Куртамыша. Поддержка как материальная, так и идейная со стороны госорганов и партячеек есть. Отношение крестьян безразлично, интеллигенция деревни – ироническое. Причины такого отношения: остальных крестьян – непонимание задач союза; у интеллигенции – враждебное отношение к самой постановке политико-просветительской работы. Использовать их в нашей работе нельзя.

IV. Активные работники.

27.[25] Общее количество активистов по губернии семьдесят, из них по социальному положению двадцать четыре служащих, тридцать рабочих, два служащих, четырнадцать крестьян; по союзному стажу с [19]17 г. два, [19]18 [г.] – один, с [19]19 г. – сорок один, [с 19]20 [г.] – девятнадцать, [19]21 г. – семь; девушек – семь, юношей шестьдесят три: членов РКП[(б)] сорок, кандидатов шесть; по возрасту: до шестнадцати лет два, до восемнадцати – шестнадцать, до двадцати – сорок семь, свыше двадцати лет пять человек. Платных работников шестьдесят три.

28. В большинстве среди активистов желание поднять на должную высоту союз, а, следовательно, заинтересованность жизнь его и привязанность к нему. Частично наблюдается желание перехода на партийную и менее на советскую работу. Упадочного настроения нет, но есть желание отдохнуть, пополнить свои знания. Все с большей силой разрастается среди активистов стремление учиться, так как большинство с низшим образованием. Но самовольного ухода не замечается. Частично проявляется мещанство, кое выражается [в] посещении, нечасто хотя, кафе и бильярдов. НЭП теоретически в большинстве случаев активистами усвоен и признан, но при столкновении с деталями его жизни активники часто спотыкаются.

29. Больше всего активисты живут общественно-политической жизнью, замечается тенденции пополнить путем самообразования политзнания; тенденции в наличии жизни развивается, слабо выявляются культурные запросы. О настроении активиста как индивидуума сказать не можем. Читают активисты преимущественно местные газеты, юношеские издания ЦК [ВЛКСМ], некоторые из них берутся даже за непосильные им политические труды, как-то: «Капитал» Маркса и др. Но все это политчтение систематического характера не носит. За последнее время наблюдается частичное увлечение чтением беллетристики. Посещение театра и особенно кино[26] наблюдается, но с содержанием более серьезных пьес. Говорят более о явлениях текущего момента и методах повышения союзной работы. Партийная жизнь принимает живейшее участие, что особенно замечается в уездах. Даем тип активиста: образование низшее, активно участвует в партийной и профессиональной жизни, любит союз, любит и знает его массы, имеет большое стремление к политзанятиям, взялся за систематическое учение, культурные запросы слабы, наблюдается тяга к личной жизни, к новым условиям РКСМ применяется и т.д. Нельзя конечно сказать, что это тип, точно определяющий активиста Челябинской губернии вообще, есть и другие.

30. До сих пор союзники[27] по большей части представляли из себя администраторов, но в связи с новыми условиями жизни союза они медленно приспосабливаясь переходят к работе массово-воспитательной. Активистов, ведущих техническую работу, очень мало. Союз активисты безусловно любят. Новый курс союзной работы основательно не усвоен, в процессе работы приспосабливаются.

31. Отношение масс к активистам пассивно беспристрастное.

32. За последнее время выявления новых работников слабо, практически обрабочивание руководящих союзных органов не проводилось, но взяв курс на рабочую молодежь. Пересмотр активистов в период съезда кампаний, кампаний перехода от райкомов в волкомам, а посему он полных результатов не дал, но все же нарисовал картину состояния активного состава союза.

33. Количество ячеек двести шестьдесят восемь, цифры о количестве комитетов дать не можем.

34. Социальный состав наших организаций: 703 рабочих, 2146 крестьян, 565 служащих, 266 учащихся.

35. Состав руководящих органов – преимущественно служащих – 65%, рабочих 15%, крестьян 20%[28]. …

отв.[етственный] секретарь губкомола[29]

члены бюро

зав. орг[анизационно] инстр[укторской] частью

 

ОГАЧО. Ф. П-521. Оп. 1. Д. 71. Л. 1–11. Подлинник. Машинопись.

 



[1] ОГАЧО. Ф. П-521. Оп. 1. Д. 71. Л. 1-11.

[2] ОГАЧО. Ф. П-521. Оп. 1. Д. 71. Л. 1-26об.

[3] Публикуется с сокращениями.

[4] Документ не датирован. 16-19 мая 1922 года проходила II Всероссийская конференция РКСМ.

[5] Опущены сведения общего характера о деятельности комсомола по охране труда молодежи.

[6] Т.е. к коммунистическому союзу молодежи.

[7] В документе выделено ПРОПИСНЫМИ буквами.

[8] «Пинкертоновщина» — детективно-приключенческая литература первых десятилетий XX века. Названа по имени главного героя — сыщика Ната Пинкертона.

[9] В документе: «объединяющего».

[10] Имеется ввиду Миасский уездный комитет РКСМ; укомол – уездный комитет РКСМ.

[11] В документе: «ячейка».

[12] Ныне пос. Балканы Балканского сельского поселения Нагайбакского района. В конце XIX – начале XX веков в районе поселка разрабатывались богатые золотые россыпи. Гриневич Л. А. и др. Балканы // Челябинская область: энциклопедия. Т. 1. Челябинск, 2008. С. 278.

[13] Полтаво-Брединские угольные копи, предприятие по добыче каменного угля, действовавшее в 1912—1959 годах на Полтавском и Брединском месторождении антрацита. Булучевский Н.В. Полтаво-Брединские угольные копи // Челябинская область: энциклопедия. Т. 5. Челябинск, 2008. С. 287.

[14] Так в документе.

[15] Т.е. молодежь.

[16] В документе: «массы».

[17] Заменено, в документе: «к».

[18] В документе: «замечается».

[19] В документе «свое».

[20] Так в документе.

[21] Тюремная песня начала 1900-х годов.

[22] Так в документе, имеется ввиду песня «Смело мы в бой пойдём».

[23] IX Всероссийский съезд Советов проходил в Москве с 23 по 28 декабря 1921 года.

[24] В документе: «влияет».

[25] Пункт 26 в документе отсутствует.

[26] В документе: «кина».

[27] То есть активисты комсомола.

[28] Далее опущены малоинформативные сведения о деятельности и дальнейших задачах губернского комитета комсомола.

[29] Подписи и печать отсутствуют.