Пятиведерный самовар для рабочих


Пятиведерный самовар для рабочих

Сегодня «Музейный гид» возвращается в Верхнеуральский районный краеведческий музей, чтобы познакомиться с его экспозицией и историей города. В музее представлены археологические находки, предметы времен Емельяна Пугачева, казачий и купеческий быт, особое место занимает история Гражданской войны.

Экспозиция музея начинается с древнейших экспонатов: ископаемых останков мамонта, носорога, бизона, некогда обитавших на Южном Урале. Археологические находки представлены предметами эпохи неолита и энеолита, бронзового и железного веков – каменные топоры, скребки, нуклеусы, наконечники стрел, глиняные горшки, найденного на территории Верхнеуральского района.

Раздел природы наполнен чучелами местных животных. Их более 200, и все это еще в 1960-е годы изготовил учитель рисования Александр Ложкин и передал в дар музею. Здесь волк, рысь, косуля, заяц, лиса, множество птиц.

Мортира и пушка

В музее собрано немало экспонатов, связанных с историей Верхнеуральской крепости, историей Оренбургского казачьего войска. Шашки, сабля из булата, пики и бердыши, ружья, пушечные ядра, есть даже кольчуга. Конечно, особое внимание привлекает пушка. На ней год – 1737-й. Это значит, что орудие ровесник города. Вероятно, в этих краях она появилась в 1738 году, когда строилась Верхнеуральская сторожевая крепость.

Рядом с пушкой мортира – артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы. Мортиры использовали для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах. Орудие было обнаружено во рву недалеко от озера в поселке Карагайском, там она лежала на глубине 70 сантиметров. Необычность экспоната в том, что во время своего последнего выстрела в его дуле застряло ядро, отчего орудие разорвало. Когда произошел этот выстрел, доподлинно неизвестно. Однако мортиру нашли недалеко от того места, где некогда стояла Карагайская крепость. В ходе Пугачевского восстания крепость была сожжена бунтовщиками. Возможно, это орудие и принадлежало пугачевцам.

Чай и пиво

Основными занятиями жителей Верхнеуральска в XIX веке были военная служба, земледелие, скотоводство, торговля, здесь работали мельницы, кирпичные, гончарные и пимокатные мастерские.

В экспозиции музея представлено множество предметов, которые позволяют представить быт верхнеуральцев XIX – начала XX века: казачья форма разного времени и традиционные женские платья, пелеринка – накидка с затейливой вышивкой (работа монахинь местного Покровского монастыря), домашняя утварь, мебель, граммофон, инструменты для пимокатного дела, весы, утюги и самовары. Самый большой самовар – пятиведерный (50 литров!). Он был изготовлен в Туле в 1924 году по заказу руководства ликеро-водочного завода для рабочих, чтобы в перерывах они могли выпить чаю. 

Однако горожане пили не только чай. В фондах музея сформировалась целая коллекция пивных бутылок зеленого стекла. На этикетках читаем: «Завода пивоваренных и фруктово-ягодных напитков А. И. Плотникова». Верхнеуральское пиво известно с XIX века. В городе было три пивоваренных завода. Первоначально производство велось кустарным способом: пиво варилось в деревянных чанах, шло открытое брожение, а для поддержания температурного режима на реке заготавливался лед, который все лето хранился в глубоких подвалах. Выпускались марки: «Баварское», «Бархатное», «Мартовское» и «Мюнхенское», ячмень для солода привозился из Канады и Чехии.

Особый раздел экспозиции посвящен истории знаменитой Верхнеуральской тюрьмы. Здесь можно увидеть форменные пуговицы и знаки надзирателей тюремного замка. Прошлое тюрьмы окутано тайнами и загадками. Современное здание тюрьмы построено в начале XX века и отличается надежностью. По свидетельству очевидца, раствор для кладки выдерживался в земле около года и использовался после тщательной проверки, работы велись только в теплое время года. До революции через тюрьму по этапу проходили ссыльные, следовавшие в Сибирь, декабристы, народники, революционеры. В 1930-е годы в тюрьме отбывали наказание известные государственные, военные, политические деятели, например, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев.

Бой у горы Извоз

В Верхнеуральском музее собрана богатая художественная коллекция – живописные полотна и диорамы, особое место занимает скульптура «Падающий» Эрнста Неизвестного.

Достопримечательность экспозиции – масштабная работа художника Василия Неясова «Бой на горе Извоз 29 июля 1918 г.». Над этой диорамой художник работал несколько лет: встречался с участниками событий, изучал документы и фотографии. Она посвящена истории Гражданской войны на Южном Урале. Директор музея Михаил Зайцев рассказывал: «Непосредственные участники тех боев, красные партизаны… обратились в районный комитет партии и райисполком с просьбой увековечить подвиг южноуральцев на горе Извоз, создать художественное полотно, отражающее момент боя, участие в нем братьев Кашириных».

Этот бой стал заключительным этапом наступления на Верхнеуральск, начатого Уральским сводным отрядом Николая Каширина в середине июля 1918 года со стороны Белорецкого завода. Гора Извоз, расположенная в трех километрах от Верхнеуральска, явилась стратегической позицией в обороне белых, которые заранее соорудили на ее склонах заграждения и пулеметные гнезда. Николай Каширин, раненный у бою у горы Березовой, передал командование отрядом своему брату Ивану – он на картине в центре, в белой папахе с алой лентой, в его вскинутой вверх правой руке револьвер. Белые, несмотря на превосходство в силах, потерпели поражение и покинули город.

Каширины

У диорамы установлено два бюста – Николая и Ивана Кашириных. Эта казачья семья занимает особое место в истории Верхнеуральска. Глава семейства Дмитрий Иванович родился в 1861 году, окончил сельскую школу, где работал учителем. В 1891 году его избрали атаманом станицы и 8 раз переизбирали на этот пост. Атаманом он был до самой смерти в 1918 году. В экспозиции музея есть его фотография при полном параде и с насекой.

В 1917 году Дмитрий Каширин поддержал советскую власть, выступил противником вооруженной борьбы формирований атамана А. И. Дутова с новой властью. Его сыновья Николай и Иван стали организаторами красноказачьих и красноармейских воинских подразделений. Братья проявили себя на фронтах Гражданской войны и способствовали установлению советской власти на Южном Урале. После этого Николай Каширин остался на военной службе: был начдивом, служил в Туркестанской армии, встречался с В. И. Лениным, участвовал в разгроме войск П. Н. Врангеля. В 1920-е годы служил помощником командующих различных военных округов,  с 1930 года – командующий войсками Северо-Кавказского военного округа. В 1937 году его арестовали по обвинению в причастности к военно-фашистскому заговору и в 1938 году расстреляли. Такая же судьба постигла и его братьев – Ивана и Петра.

Николай Антипин,

кандидат исторических наук,

заместитель директора ОГАЧО