Первый почетный гражданин Челябинска

 

Челябинск обязан своим экономическим и индустриальным ростом железной дороге, которая прошла через наш провинциальный городок в 1892 году и связала Челябинск с Европой и Азией. С этого времени Челябинск стал важным транспортным пунктом, центром переселенческого движения. За короткое время он превратился в один из крупнейших торговых и промышленных центров России. За несколько лет население города значительно выросло с 8841 человек в 1888 году до 67300 человек в 1916 году, а территория Челябинска увеличилась на треть.

Строительством железной дороги занимался выдающийся русский инженер Константин Яковлевич Михайловский. Обширные разносторонние знания, полученные в Михайловской артиллерийской академии, Институте корпуса путей сообщения, недюжинный организаторский талант К. Я. Михайловского воплотились в Транссибе – величайшем достижении инженерно-технической мысли России и всего мира. Кроме Транссиба было и много других железных дорог, строительством которых руководил Константин Яковлевич. Сорок шесть лет бывший артиллерист отдал железным дорогам России, за что награжден десятью орденами, двумя медалями и получил звание действительного тайного советника. А закончил он свою выдающуюся службу в области железнодорожного строительства членом совета министерства путей сообщения. К. Я. Михайловский – один из блестящей плеяды путейцев, которые распахнули восточное окно России в мир морей и океанов, ведущих к Америке, Австралии и Юго-Восточной Азии.

Константин Яковлевич Михайловский стал первым почетным гражданином Челябинска. Об этом челябинцы знали с давних пор, ибо его имя упоминалось в архивных документах вместе со званием «почетный гражданин города». Однако в Челябинском архиве не обнаружено документа о присвоении Михайловскому этого почетного звания. При подготовке энциклопедии «Гордость Южного Урала» (почетные граждане Челябинской области) возникла необходимость уточнить дату присвоения звания почетного гражданина К. Я. Михайловскому. Председатель Госкомитета по делам архивов Челябинской области С. М. Иванов обратился к коллеге – председателю Госкомитета по делам архивов Оренбургской области В. А. Рубину: возможно, оренбургские архивисты выявят необходимый первоисточник, ведь Челябинск до 1917 года входил в Оренбургскую губернию. Но и в Государственном архиве Оренбургской области, к сожалению, не нашли нужный документ. Тогда Владимир Александрович Рубин, всерьез заинтересовавшись вопросом, решил сам продолжить поиски и обратился в Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург), в котором хранятся миллионы документов по истории Российской империи. И среди этих миллионов петербургские архивисты обнаружили в фонде департамента общих дел МВД России (Ф. 1284) «список лиц, которым городские общества ходатайствуют о присвоении звания почетных граждан городов». Третий по списку – начальник строящейся Западно-Сибирской железной дороги действительный статский советник Михайловский. Дата присвоения ему почетного звания – 4 апреля (по старому стилю) 1896 года. Документ подписан министром Иваном Горемыкиным. Выявлением этой даты закрыта еще одна лакуна в истории Челябинска.