В августе 2020 года исполнилось 130 лет со дня рождения Софьи Петровны Вадовой. Сегодня это имя мало известно челябинцам, а между тем С. П. Вадова – первая из театральных деятелей Челябинска, удостоенная звания заслуженной артистки РСФСР. Актриса с удивительной судьбой, оставившая яркий след в становлении челябинского театра. О ней как о событии в культурной жизни города рассказывают документы ОГАЧО. В фонде Р-1726 хранятся копии документов Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР) о работе С. П. Вадовой в разных театрах; решения и постановления Челябинского горисполкома (фонд Р-220) повествуют о подготовке к сценическому юбилею С. П. Вадовой, а в газете «Челябинский рабочий» можно прочитать о праздничных мероприятиях в Челябинском драмтеатре.
Софья Петровна родилась в Омске 20 августа 1890 года (по старому стилю). Будущая актриса с детских лет полюбила театр. Впервые вышла на сцену в 4-м классе, участвуя в благотворительном спектакле. Исполнение роли Любы в пьесе «Сорванец» «принесло ей первый успех и наделало много шума и разговоров в Омске»[1]. Это был первый шаг в театральной карьере Вадовой. Она начала постоянно участвовать в любительских спектаклях, а по окончании гимназии стала играть в антрепризе Е.М. Долина. Когда в 1905 году в Омске открылся драматический театр, бывшая гимназистка была принята в профессиональную труппу. Но в силу семейных обстоятельств ей пришлось переехать в Нижний Новгород, где она с удовольствием выступала на сцене Народного дома. Специально учиться театральному искусству ей так и не довелось, но в 1914 году, приехав в Москву, поступает на службу в Московский драмтеатр. И тут появляется возможность брать уроки у такого театрального мэтра, как К. С. Станиславский; она знакомится с Верой Пашенной, Ольгой Книппер-Чеховой, устанавливает близкие отношения с семьей Качаловых. Но больше всего дорожила дружбой с Александрой Яблочкиной, о чем свидетельствует их многолетняя переписка в дальнейшем. Письма и телеграммы Софьи Вадовой к этой великой русской актрисе и сегодня хранятся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).
После московского драмтеатра было возвращение в Нижний Новгород, где Софье Вадовой довелось работать сначала в клубе моряков, потом в театре. С 1922 по 1930 годы набиралась опыта, пробуя себя на сценах разных театров страны: Богородска, Вильнюса, Саранска, Казани, Астрахани. В 1930 году она ненадолго задержалась в Челябинске, а потом поехала в Пермь.
Общественность Краснодара полюбила ее за роль Любови Яровой в одноименной пьесе, астраханским зрителям запомнился образ старой большевички Спасской, активистки Марфы в пьесе «Ярость».
Особенно ярко проявился талант С. П. Вадовой в спектаклях по пьесам русских классиков. Все свое мастерство вложила она в роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского. Во всех городах, где работала Софья Петровна, общественность и пресса отмечали правдивость этого образа и большое мастерство актрисы.
Софья Петровна Вадова была не только яркой, запоминающейся актрисой, но и человеком неравнодушным, привыкшим быть в гуще событий. Где бы она ни работала, театральную деятельность совмещала с общественной – была членом правления Союза Владикавказа, членом правления КрайРабиса в Ростове, членом агитбригады на пароходе «Красная звезда», которую в 1921 году возглавляли В. М. Молотов и Н. К. Крупская; преподавала в заводских театральных студиях и кружках. И была неизменным членом местных комитетов на тех предприятиях, где работала.
В Челябинский городской драматический театр С. П. Вадова пришла в 1934 году, имея уже богатый опыт работы на сценах многих театров страны, исполнив роли в 267 классических и современных пьесах. Актриса сразу полюбилась челябинской публике, что неудивительно – ведь работала она с огромной отдачей. По признанию театральных критиков за короткий срок С. П. Вадова показала образцы подлинного художественного творчества: Екатерина в пьесе «Гроза», Раневская в спектакле «Вишневый сад». Или вот образ Фаустины Бранкодоры в пьесе «Гавань бурь» – артистка показала черты коварной, хитрой и решительной женщины, направляющей всю свою волю на достижение личных целей.
Много раз Софья Петровна выходила на челябинскую сцену в спектакле «Волки и овцы». В роли Глафиры ей удалось создать остросоциальный, глубоко реалистичный и в то же время яркий комедийный образ. Как отмечали критики, «всю роль артистка проводит остро и тонко, подчеркивая комедийные моменты роли»[2].
Очень скоро челябинские зрители окончательно убедились, что перед ними яркая, талантливая, разноплановая актриса, и встречали каждый выход ее на сцену бурными овациями. Кроме того, за три года работы в Челябинском драмтеатре она в полной мере заявила о своей гражданской позиции, чем снискала к себе еще бóльшую любовь населения. «Артистку Вадову знают и ценят челябинские рабочие, колхозники, красноармейцы, школьники – она часто выезжает к ним для бесед или концертных выступлений в заводские клубы, в мастерские железнодорожного депо, в колхозы, в школы. Она обучает молодежь театральному искусству и передает свой многолетний сценический опыт. Недавно общественность театра выделила ее делегатом на 2-й областной чрезвычайный съезд Советов», – писала газета «Челябинский рабочий».[3]
Блестящая игра С. П. Вадовой не оставила равнодушным театральное руководство Челябинска. В декабре 1935 года местный комитет театра принимает решение о проведении 25-летнего юбилея творческой деятельности С. П. Вадовой и выходит с предложением о присвоении ей звания заслуженной артистки РСФСР. Начальник областного управления театрально-зрелищными предприятиями области А. Королев поддержал инициативу месткома театра и направил ходатайство в Наркомпрос.
Едва начался новый 1936 год, в театре состоялось общее собрание трудового коллектива. Коллеги С. П. Вадовой единогласно решили поддержать решение руководства театра и направили коллективное письмо в ЦК Союза Рабис с просьбой о проведении юбилея актрисы и о присвоении ей звания заслуженной артистки республики. В свою очередь ЦК союза работников искусств и Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР направили необходимые документы в вышестоящие инстанции.
Почти весь 1936 год в театральных кругах, в советских и партийных органах обсуждали, решали, как чествовать юбиляршу. Наконец 10 января 1937 года Челябинский горсовет принял постановление «О проведении юбилея 25-летней сценической деятельности артистки Челябинского драматического театра С. П. Вадовой». Торжественный вечер назначили на 16 февраля, для его подготовки создали юбилейный комитет во главе с председателем горсовета А. Михалевским. Состав комитета, как это было принято в то время, был парадно-праздничным и весьма многочисленным – в него вошли 87 человек во главе с президиумом из 20 человек! Это были советские и партийные деятели, народные и заслуженные артисты республики, передовики производства, стахановцы и много представителей театров, в которых когда-то выступала Софья Петровна.
Незадолго до юбилейного вечера президиум Челябинского горсовета принимает еще одно постановление: «Отмечая 25-летнюю театральную сценическую деятельность артистки Софьи Петровны Вадовой, ее блестящую работу в деле создания больших образов, а также активное участие ее в общественной жизни театра – президиум горсовета постановляет:
1. Премировать С. П. Вадову тысячью рублями на лечение (курортная путевка).
2. Предложить горфо отпустить театру на проведение юбилея 5 тысяч рублей»[4].
16 февраля 1937 года в Челябинском драмтеатре состоялись торжества по случаю 25-летия сценической деятельности С. П. Вадовой. Актриса как всегда с блеском выступила в юбилейном спектакле «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева. После третьего акта состоялось чествование артистки. Представители промышленных предприятий и учреждений, советских и профсоюзных организаций, собравшиеся в зале, один за другим поднимались на сцену, вручали юбилярше приветственные адреса и ценные подарки. А затем артисты драмтеатра зачитали поздравительные телеграммы, поступившие на имя С. П. Вадовой. Их было много: от Всероссийского театрального общества, от театров Воронежа, Киева, Смоленска, Саратова и других городов, где когда-то работала актриса. Свои поздравления прислали народные и заслуженные артисты СССР и республики – Качалов, Москвин, Блюменталь-Тамарина, Книппер-Чехова, Яблочкина и др.
«В своей ответной речи С. П.[5] подчеркнула общественную роль и авторитет советского актера, являющегося наряду с другими работниками искусства „инженером человеческих душ“, призванного создавать великое искусство социалистической эпохи. Юбилярша горячо благодарила общественность, окружившую таким вниманием ее трудовой праздник», - сообщала областная газета в юбилейном репортаже[6].
Через месяц в город пришло долгожданное известие о присвоении С. П. Вадовой звания заслуженной артистки РСФСР, первой в истории Челябинска! Когда «Челябинский рабочий» опубликовал решение Президиума ВЦИКа, принятое 20 марта 1937 года[7], челябинцы от души радовались за любимую актрису.
После юбилея С. П. Вадова еще не раз доказывала, что получила это почетное звание по праву. У нее было еще много интересных ролей, много новых правдивых, убедительных образов. И всегда зрителей покоряла ее истинная интеллигентность, великолепная русская речь, глубокое знание русской души.
В годы Великой Отечественной войны она продолжала работать на сцене: исполнила роль Марии в спектакле «Русские люди», роль сильной и властной старухи Кощеихи в пьесе «Лодочница», княжны Старицкой в трагедии «Иван Грозный», сыграла роль учительницы Елизаветы Федотовны в спектакле «Старые друзья».
Несмотря на сценическую занятость, она руководила самодеятельной студией ЧТЗ, преподавала в студии при Челябинском драмтеатре, была бессменным членом жюри областных и городских смотров художественной самодеятельности. Чтобы быть на переднем крае, в годы войны вступила в коммунистическую партию и по-прежнему жила в напряженном ритме: сцена, выступления в цехах, на полевых станах, в госпиталях, клубах. В 1945 году Софья Вадова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Напряженная работа сказалась на здоровье – все чаще случались сердечные приступы… Последний раз она поднялась на театральную сцену 15 января 1947-го, а на следующий день ее не стало.
Софье Петровне было всего 57 лет, более сорока из них было отдано театру. Сотни сыгранных ролей из русской и зарубежной классики, советской драматургии, большой талант и великолепное актерское мастерство позволяют ставить ее в один ряд с выдающимися актрисами столичных театров.
В память о С. П. Вадовой в 1993 году на доме, в котором она прожила десять лет, по ул. Кирова, 110, была установлена мемориальная доска.
Е. П. Турова, заведующая отделом публикации
и научного использования документов
[1] ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.60а. Л.10.
[2] ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.60а. Л.17.
[3] Челябинский рабочий. – 1937. – 16 февраля. - №38. – С.4.
[4] ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп.4. Д.443. Л.212.
[5] Софья Петровна Вадова.
[6] Челябинский рабочий. 1937. – 18 февраля. - №40. – С.4.
[7] Челябинский рабочий. 1937. – 23 марта. - №45. – С.4.; ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп.1. Д.60а.