Список вопросов, звучавших на партийных собраниях — особый и крайне любопытный жанр документов. Любая власть нуждается в наличии своего рода обратной связи. Вопросы и записки с ними, поступавшие штатным агитаторам, были одной из таких форм связи. Интерес у слушателя, как правило, вызывали наиболее значимые, актуальные для него моменты, связанные с тем, что он только что выслушал.
Так сложилось, что историки чаще всего вспоминают про вопросы, звучавшие на партсобраниях во времена оттепели в связи с докладом Н. С. Хрущева о культе личности И. В. Сталина либо после «разоблачения» так называемой «антипартийной группы»[1]. Однако на этом традиция составлять списки поступивших лекторам вопросов и докладывать о них вышестоящему начальству не завершилась. Подобные документы будут составляться вплоть до распада Советского Союза. Публикуемые ниже материалы — тому свидетельство.
Приводимая нами докладная записка была составлена для ЦК КПСС лекторской группой отдела пропаганды и культурно-массовой работы Челябинского обкома ВЛКСМ в 1980 г. Документ содержит весьма любопытную информацию о том, что интересовало советскую молодежь (а именно на нее, конечно же, и были в первую очередь направлены пропагандистские мероприятия комсомольской организации, на которых эти вопросы звучали) на исходе брежневского застоя. Заметно большое внимание к событиям на внешнеполитической арене — в этот год начинается война в Афганистане, а вместе с ней вновь усиливается противостояние двух мировых сверхдержав (особенно острым выглядит вопрос о размещении ракетно-ядерного оружия НАТО в Европе). Уже видна обеспокоенность состоянием экономики страны (вопросы о закупках зерна, темпах роста экономики, дефиците товаров). Живой интерес вызвал и процесс подготовки Олимпиады 1980 г. в Москве. Например, на фоне конфликтов вокруг нее (многие страны капиталистического блока бойкотировали мероприятие) прозвучал вопрос о том, почему на нее приглашены Китай (в начале года разразилась китайско-вьетнамская война, СССР в ней поддерживал Вьетнам), Чили (где до 1981 г. продолжал править печально известны Аугусто Пиночет) и Парагвай (где правил Альфредо Стресснер, еще один из известных латиноамериканских правых военных диктаторов — антикоммунистов).
В целом же это весьма любопытный документ, отражающий переживания и волнения молодых людей того времени.
Публикацию подготовил кандидат исторических наук, главный археограф М. А. Базанов
Докладная записка лекторской группы отдела пропаганды и культурно-массовой работы Челябинского обкома ВЛКСМ в ЦК КПСС о характерных вопросах, заданных слушателями лекторам обкома ВЛКСМ в 1979 году
5 февраля 1980 г.[2]
Анализ вопросов слушателей, заданных лекторам обкома ВЛКСМ в 1979 году, показывает, что комсомольцы и молодежь области с большим вниманием следят за внутренней и внешней политикой КПСС советского государства.
Молодые южноуральцы заинтересованно изучают проблемы, выдвинутые в постановлениях ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задач партийных и государственных органов», «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».
В области широко обсуждались материалы ноябрьского (1979 г.) пленума ЦК КПСС. В ходе областных недель лектора и дней молодежной политической информации юноши и девушки проявили особый интерес к вопросам социалистической демократии, проблемам международной жизни. Много вопросов касается причин отставания от плана ряда предприятий области, дальнейшего развития городов и районов, вопросов обеспечения новым оборудованием предприятий бытового обслуживания, перспектив строительства детских учреждений. Значительная часть вопросов касается организации свободного времени молодежи, создания необходимых условий труда молодых специалистов и рабочих.
Комсомольцы и молодежь хотят подробно знать ход подготовки к Олимпиаде-80.
Предлагаем перечень наиболее характерных вопросов.
I. ПО ВНУТРЕННЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ СТРАНЫ
1. Закупает ли Советский Союз зерно в Канаде и США?
2. Существуют ли объективные причины снижения темпов роста производительности труда?
3. Какие мероприятия предусмотрены для улучшения работы железнодорожного транспорта?
4. Целесообразна ли долгосрочная реконструкция промышленных предприятий?
5. Какие меры принимаются по устранению дефицита тех или иных товаров?
6. Ожидается ли в 1980 году новое повешение цен?
7. Что предпринято в нашей стране с целью повышения деторождаемости?
8. Почему нет предельно строгих законов, преследующих пьянство?
9. В чем причина систематического невыполнения планов по внедрению новой техники?
10. Почему средства массовой информации в нашей стране в изложении важнейших политических событий часто ссылаются на иностранные источники?
11. Почему наша страна упорно боролась за право проведения Олипиады-80 в Москве?
12. Сколько средств выделило наше государство на строительство олимпийских комплексов?
13. Не останется ли наша страна в убытке от проведения Олимпийских игр?
14. Как осуществляется подготовка наших спортсменов к Олимпийским играм?
15. Какой будет порядок распространения туристских путевок на Олимпиаду?
16. Почему мы приглашаем на Олимпиаду-80 такие страны, как Китай, Чили, Парагвай?
II. ПО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ СТРАНЫ
1. Помогает ли Советский Союз Египту?
2. Каковы перспективы ратификации договора об ОСВ-2?
3. Советский Союз широко вывозит сырье в социалистические и капиталистические страны, хозяйский ли это подход к делу?
4. Каковы современные отношения между СССР и Китаем?
5. Объясните главные причины осложнений международной обстановки?
6. Каковы современные советско-американские отношения?
7. Расскажите о событиях на Ближнем Востоке.
8. Возможен ли военный конфликт с Китаем?
9. Как конкретно разворачиваются события в Иране? В чем смысл исламской революции?
10. Реальна ли угроза американского империализма экономическому развитию Кубы?
11. Чем объяснить позиции Румынии и Югославии в отношении китайской агрессии против Вьетнама?
12. Как СССР реагирует на политику Румынии и Югославии по отношению к Китаю?
13. Не изменит ли соотношения сил в пользу Запада отвод из ГДР части советских войск?
14. Как после решения НАТО о размещении в Западной Европе нового ракетно-ядерного оружия развиваются отношения Советского Союза с ФРГ?
15. Каковы современные советско-иранские отношения?
16. Расскажите подробнее о событиях в Афганистане?
17. Какой характер носит революция в Афганистане?
18. Как складывается расстановка политических сил в Кампучии?
19. Расскажите о внешнеполитической деятельности Индонезии?
III. ПО ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
И СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ ВЛКСМ
1. Какие трудности переживает демократическое молодежное движение Франции, Италии, ФРГ в настоящее время?
2. Каковы причины и итоги выступлений студенчества Франции против правительства в 1968—69 гг.?
3. Какая страна будет местом проведения XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов[3]?
4. Как используется исторический опыт ВЛКСМ демократическими союзами молодежи других стран? Приведите примеры.
5. Существуют ли связи ВЛКСМ и прогрессивных союзов молодежи США?
6. Расскажите о положении молодежи в Афганистане?
7. Оказывает ли ВЛКСМ материальную помощь молодежным союзам слаборазвитых стран?
8. Какие молодежные организации существуют в Лаосе?
9. Представители молодежных организаций различных стран проходят обучение в ВКШ[4]? Расскажите из каких стран.
10. Каковы основные функции деятельности КМО СССР[5]?
11. С чем связаны студенческие волнения в Болгарии?
12. Сколько комсомольцев в настоящее время работают на БАМе из отряда, направленного XVIII съездом ВЛКСМ?
13. Чем объяснить, что ряд городских, районных комитетов ВЛКСМ формально подходят к приему в члены ВЛКСМ?
14. Как бороться с текучестью кадров молодых рабочих на предприятии?
15. Может ли комитет комсомола ходатайствовать перед администрацией о выделении нуждающимся комсомольцам места в детском саду для ребенка?
16. По каким направлениям работы комитет комсомола совхоза должен иметь секторы?
17. Расскажите о наградах ЦК ВЛКСМ[6].
ОГАЧО. Ф. П-485. Оп. 14. Д. 6. Л. 64—67. Отпуск.
[1] См., напр.: Первая реакция на критику «культа личности» И. В. Сталина: по итогам выступлений А. М. Панкратовой в Ленинграде в марте 1956 года / текст и комм. подг. к печати А. В. Новиковым // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 3-21; №9. С. 3-21; № 10. С. 3-21.
[2] Датировано по сопроводительному письму (см.: ОГАЧО. Ф. П-485. Оп. 14. Д. 6. Л. 62).
[3] XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985 г. был проведен в Москве.
[4] Высшая комсомольская школа.
[5] Комитет молодежных организаций Союза Советских Социалистических Республик.
[6] Подписи под документом отсуствуют.