О новом сборнике документов, или как рассказать историю войны «от первого лица»


О новом сборнике документов, или как рассказать историю войны «от первого лица»

 

Совместными усилиями Центра историко-культурного наследия города Челябинска и музеев города написана и опубликована замечательная книга о военном опыте советских людей «От первого лица. Дневники, письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов»[1]. По сути, этот альманах или сборник эго-документов, отобранных для публикации в фондах челябинских музеев, будет интересен широкому кругу читателей, а не только специалистам по истории Великой Отечественной войны. Новая книга поступила в библиотеку Объединенного государственного архива Челябинской области.

С уходом большинства ветеранов войны из жизни мы уже не можем, как и раньше, узнавать о событиях военного времени, как говорится, «из первых уст». Потому ценность дошедших до наших дней личных свидетельств людей, переживших военное лихолетье, осознается все более отчетливо.

Как оказалось, именно музеи, в том числе школьные, стали субъектом накопления и сохранения эго-документов периода войны. Возможности презентации фондов даже наиболее крупных музеев, имеющих в штате постоянных сотрудников, весьма ограниченны, что ставит перед ними задачу кооперации и координации усилий по созданию совместных издательских и просветительских проектов с презентацией предметов и документов. И книга «От первого лица. Дневники, письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» послужит почином для создания серии подобных изданий и в других регионах. В Челябинской области также найдется немало достойных поводов для новых совместных издательских проектов, объединяющих музеи, архивы и частные собрания.

В книге опубликованы письма, воспоминания и дневники участников войны. По содержанию эти документы отражают личную переписку военнослужащих с родными и близкими, описание военной службы на фронте и в тылу, извещения о смерти и письма сослуживцев о гибели бойцов, письма раненых бойцов и инвалидов войны. Особую ценность представляют опубликованные дневниковые записи военнослужащих: партизана Семена Николаевича Кугаевского, гвардии старшего лейтенанта Александра Андреевича Капрального, ефрейтора Виктора Васильевича Огурцова[2]. Ведь военнослужащим Красной Армии запрещалось вести дневники в период Великой Отечественной войны.

Дневник С. Н. Кугаевского передает эмоциональную составляющую реальности: «3 мая 1943 года. Выхожу на улицу в 7 часов утра. День солнечный, вся природа улыбается. Кукушка кукует, скворцы подпевают. При всем настроении только жить и радоваться. Мне не весело. Причина одна»[3] или: 5 июля 1943 года…Деревня Забычанье веселая (церковь). Народ напуган, партизанам не симпатизирует. Полиция там бывает часто. 27 июня из деревни забрали молодых мужчин и девушек на работу к немцам…»[4]. Дневниковые записи С. Н. Кугаевского также могут быть использованы и при реконструкции повседневности советских партизан в период Великой Отечественной войны.

Фронтовые записки гвардии старшего лейтенанта А. А. Капрального могут быть полезными для реконструкции военного быта летного состава, они также приоткрывают нам дверку в мир переживаний, планов и надежд молодого советского офицера. К тому же они отличаются хорошим литературным языком, «образным» и «сочным», который способен немало обогатить творческую лабораторию писателей и журналистов, воспевающих боевой подвиг нашего народа. Например, запись 25 января 1944 года заканчивается такими словами: «Я вот лежал и вспоминал погибших товарищей Рулева, Майорова, Шейнина, Гермаша. Действительно, смерть кружится вокруг. Неужели и мне в Отечественной войне придется прийти к этому фатальному концу. Если это так, то смерти я не боюсь. Лишь только ее встретить так же мужественно, на боевом посту, как ее встречают мои многие боевые товарищи. Сын, отец, мать и сестра будут гордиться мною, что погиб я на боевом посту, участвуя в освобождении нашей Отчизны, защищая ее честь, и хорошее будущее наших детей. А на войне без жертв немыслимо. Действительно, Рулев говорил правильно: «война требует жертв»[5].

Весьма интересно описание повседневности авиационного полка в период нелетной погоды: «Сейчас работы у меня значительно больше, чем раньше. Так как комэски отсутствуют, а мой командир старший лейтенант Павленко лежит в госпитале, то мы, адъютанты, все остались за командиров А[виа]э[скадрилий]. А в связи с тем, что народ, кроме ком[мунистической] учебы, ничем не занимается, то нарушений сколько угодно. Здесь и самовольные отлучки. И пьянки с дебошем. И нарушение распорядка дня. В общем, все, что угодно. И приходится чинить и суд, и расправу. Так лейтенанта Ратуева и младшего лейтенанта Черникова за систематические пьянки с дебошем отставили от летной работы, и обоих в пьяном виде, несмотря на их офицерские звания, посадили на гауптвахту. Ратуева хотят судить. Уже идет следствие. А Черникова куда-то отправляют – по-видимому, в пехоту. Кроме этого, за самовольные отлучки и обман отправил сегодня на пять суток на гауптвахту каждого воздушных стрелков сержантов Гончарова и Руднева»[6].

Составители сборника деликатно отошли на второй план, дав слово самим участникам войны «от первого лица» рассказать читателю о событиях тех дней. Все документы разнятся между собой по тематике, адресатам, но ни один из них не оставит равнодушным читателя, они заставляют его окунуться в атмосферу военных дней, проникнуться интересами и переживаниями авторов писем и их адресатов. Даже из нескольких приведенных выше цитат можно сделать вывод о ценности опубликованных в сборнике документов для изучения разных аспектов военного прошлого нашего Отечества. В личной переписке, опубликованной в книге, ярко отразилась патриотическая мотивация военнослужащих, защитивших наш народ от фашистских захватчиков.

Книга богата иллюстративными материалами. В заслугу составителей следует поставить, что иллюстрации, фотографии предметов и документов напрямую связаны с личностями авторов писем, воспоминаний, дневников. Это обстоятельство в наибольшей мере облегчает формирование у читателя образов советских людей – участников войны.

Все публикуемые документы снабжены статьями-предисловиями, где дана характеристика документов, кратко рассказываются биографии авторов писем и мемуаров, обстоятельства, при которых документы создавались. К сожалению, к ним не даны подробные указания о месте хранения документов (наименования фондов, номера описей, дел и листов), а лишь названия музеев. Совершенно зря оказались сокрытыми от нас, читателей, и имена специалистов, проводивших археографическую обработку и подготовивших к публикации рукописи отдельных документов, так как публикация каждого из 27 документов является самостоятельной научно-исследовательской работой.

Публикуемые в сборнике документы, в отличие от справочных статей и примечаний, выделены курсивом. Поскольку документы занимают основной объем книги, было бы удобнее для чтения обособить курсивом вводные статьи и комментарии составителей. И еще одно замечание: размещение документов в алфавитном порядке по фамилиям их авторов было бы оправдано в электронном формате, но в хорошо оформленном полиграфическом издании на бумажной основе более приемлемой представляется систематизация по хронологии, по типологии или тематическому содержанию документов.

Следует отметить высокое качество работы издательства «Библиотека А. Миллера». Издание большого формата, в твердом цветном переплете, отпечатано на плотной белой бумаге. Текст хорошо отредактирован и вычитан. Книга и по оформлению, и по содержанию может быть замечательным подарком, так как еще долгие годы будет одним из лучших изданий по истории Великой Отечественной войны.

С. А. Кусков,

кандидат исторических наук, ведущий археограф ОГАЧО



[1] От первого лица: дневники, письма и воспоминания участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. 318 с.

[2] Там же. С. 251-259.

[3] Там же. С. 153.

[4] Там же. С. 163.

[5] Там же. С. 67.

[6] Там же. С. 71.