Николай Медведев – артист, режиссер, педагог, путешественник

Столетняя история Челябинского драматического театра, богатая и разнообразная, хранится в разных фондах ОГАЧО. Документы фондов драмтеатра (Р-1360) и областного управления культуры (Р-1589), фонда краеведа Ф. Р. Меньшикова (Р-1726) и других дают представление о творчестве артистов, о становлении труппы в 1920-30-е годы, о трудностях военных лет и о творческом подъеме в 1950-е. Документы рассказывают, как во все времена театр боролся за своего зрителя, как стремился разнообразить репертуар и добивался признания и успеха не только на родной сцене, но и в столице. Особый интерес вызывают, конечно, документы, рассказывающие о людях – артистах, режиссерах. Например, о Медведеве Николае Александровиче – человеке с интересной судьбой, замечательном артисте и талантливом режиссере.

Приобщаться к миру искусства он начал ещё в студенческие годы, пробовал себя в качестве культпросвет руководителя в частях 5-й армии М. Н. Тухачевского, набирался актерского опыта, выступая на разных театральных сценах страны, в том числе и в Челябинске (1923)[1].

С годами оттачивалось и мастерство режиссера, а хорошее образование и широкая эрудиция только способствовали развитию его таланта. 17 мая 1949 года заслуженный деятель искусств РСФСР Н. А. Медведев переводом из Казанского Государственного драматического театра был назначен на должность главного режиссера Челябинского государственного драматического театра[2]. С его приходом театральная жизнь в Челябинске вышла на новый уровень: была сформирована самобытная труппа, объединившая опыт старшего поколения актеров с творческим потенциалом театральной молодежи, которая и обучалась актерскому мастерству здесь же, в студии при театре. В том, что в Челябинске театральная студия продолжала работать и после войны, есть немалая заслуга Н. А. Медведева. Он преподавал студентам не только специальные дисциплины, но и читал интереснейшие лекции по литературе, истории искусства и театра. К занятиям готовился очень тщательно, о чем свидетельствуют исписанные ровным красивым почерком тетради и блокноты с конспектами[3]. Здесь же, в фонде Р-1726, хранятся многочисленные записные книжки с высказываниями великих людей о театре, культуре, искусстве. Медведев щедро делился со студийцами своими знаниями и опытом – не только сценическим, но и жизненным[4].

В 1950-е годы драмтеатр пережил новый творческий взлет, поставив спектакль «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева. В 1951 году режиссер Н. Медведев, исполнители главных ролей Е. Агеев, И. Баратова, А. Лескова, В. Южанов и художник Д. Лидер были удостоены Сталинской (Государственной) премии – первые и единственные из челябинских артистов, получившие столь высокую правительственную награду[5].

Завоевав всесоюзную известность, театр начал гастролировать по стране: Ленинград, Самара, Москва… Зрители тепло принимали челябинских артистов, а местная театральная общественность, как правило, отмечала высокий профессиональный уровень и режиссера, и актеров[6].

Оставаясь преданным театральному искусству, Н. А. Медведев, уже будучи на пенсии, оказался у истоков Челябинского телевидения – в 1961 году он стал главным режиссером Челябинской студии ТВ, затем режиссером редакции драматических передач. Поставленные им телефильмы вышли на всесоюзный экран, а записанные в студии спектакли демонстрировались по центральному телевидению[7].

Николай Медведев прожил яркую, интересную жизнь. Отдавая всего себя театру, он успевал заниматься общественной работой – был членом совета ВТО[8], шефствовал над армейской самодеятельностью, был делегатом 3-й Всесоюзной конференции сторонников мира. Много читал, много знал и всегда стремился к познанию чего-то нового. Много и с удовольствием путешествовал, привозя из каждой поездки массу впечатлений. Кроме социалистических стран, он сумел посетить почти недоступные в те годы для советских людей Англию, Францию, Данию, Швецию, Италию. «Целью моих поездок было ознакомление с произведениями искусства, посещение музеев. Я работаю в искусстве и, естественно, что именно эта область интересовала меня прежде всего», - вспоминал Н. Медведев. Он побывал в 14 европейских странах, познакомился не только со столицами этих государств, но и с провинциальными городами… «По возвращению из поездок я сталкивался с большим интересом к жизни за рубежом, который проявляли все, с кем мне приходилось беседовать. Все хотели узнать, как живут народы других стран, об их быте, интересах и, особенно, как они относятся к нам, советским людям»[9].

Учитывая этот интерес, Н. А. Медведев сделал несколько жанрово-бытовых зарисовок о зарубежных поездках. В 1966 году на областном телевидении начался цикл «С фотоаппаратом по Европе». Тексты этих передач сохранились в фонде Р-1282 «Комитет по радиовещанию и телевидению при Челябинском облисполкоме», благодаря чему мы можем сегодня «совершить» путешествие в Европу 1960-х годов. К сожалению, мы не располагаем фотографиями, которыми Н. А. Медведев иллюстрировал свои рассказы о зарубежных поездках, но это ничуть не умаляет ценности интересных воспоминаний интересного человека. При публикации текста цикла телепередач полностью сохранена орфография, стиль и язык автора.

Публикация подготовлена Е. П. Туровой

 

Венеция

Проехав Болонью, Феррару, Падую, мы окажемся на ст. Венеция-Местре. Это последняя железнодорожная станция на материке. От нее до ст. Венеция поезд идет по узкой дамбе, среди воды. Мы ехали, когда опускались сумерки, и взору представилась чарующая картина – акварельные краски заката, отраженные в воде! Сначала небо было разных оттенков – от голубого до багряно-красного. Потом оно ежеминутно менялось, перед нами прошла необыкновенно красивая гамма красок, небо становилось то фисташковым, то переливалось, будто перламутр, то делалось нежно-розовым. Трудно передать это «очей очарованье»!

Но вот поезд остановился у перрона венецианского вокзала, мы вышли из вагонов. Прошли через здание вокзала, вышли из дверей и… дальше идти было некуда! Перед нами вместо улицы была вода, каналы. У причала нас гостеприимно ожидали гондолы, покрытые черным лаком, обтянутые внутри красным бархатом. На корме стояли гондольеры с одним веслом в руках. Разместились в нескольких гондолах и направились в гостиницу по воде, так как другого пути нет. Сначала ехали по Большому каналу (Канале Гранде). Стемнело (на юге ночь наступает быстро), зажглись фонари. После освещенного Канале Гранде мы въехали, точнее «вплыли» в узкие улочки, т.е. канале пикколо, такие таинственные, такие необычные для новичка. Колеблющийся свет свечи фонаря, прикрепленного на носу гондолы, отражающийся в темной воде канала, доносящаяся откуда-то песня гондольера, плеск воды о дно гондолы, черное южное небо, усеянное звездами – все это создавало удивительно поэтическую картину. И в то же время как-то не верилось, что это «всамделищный» город, а не декорация для какой-нибудь оперы или балета.

 Подъехали к прекрасному отелю «Спэндид Сюис» /«Прекрасная Швейцария»/. Нам предоставили прекрасные номера… Пол каменный, очевидно, от постоянной сырости нельзя делать деревянный пол.

Устроившись в номерах и наскоро поужинав, пошли смотреть город. Выйдя из отеля, побродили по узеньким (3–4 метра) улочкам, поинтересовались витринами магазинов. Особенно тех, где продаются изделия из знаменитого венецианского стекла и фарфора и вышли на площадь Св. Марка, чтобы полюбоваться ночным видом на Адриатику.

И вот перед нами во всей красе, освещенный Луной и электричеством, Дворец дожей, собор Св. Марка, прокурации… Вот она – Венеция! Вспоминаются слова арии веденецкого гостя из оперы «Садко»: «Город прекрасный, моря царица, Веденец славный…».

Очарованье увеличивается от розового света уличных фонарей, так как на них надеты розовые абажуры.

Всюду слышна разноязычная речь. И в отеле, и на улице масса туристов. Экспансивная громкая речь итальянцев, которая сливается со сдержанной английской, темпераментной французской, резкой американской, деловой немецкой и т.д.

Этот единственный в своем роде город расположен на 120 островах, в нем 117 каналов, 377 мостов, 3 000 набережных. Он весь на сваях, под собором Св. Марка 50 тыс. свай, а под Дворцом дожей 100 тысяч. За каждые 100 лет Венеция опускается на 7 см. В связи с этим за 1000 лет площадь Св. Марка поднята (насыпана) на 1 метр. Поэтому ступени, ведшие когда-то в собор, теперь находятся под землей, а пол собора сравнялся с уровнем площади. Иногда площадь Св. Марка заливается водой (это бывает редко).

 В городе 30 – 40 тыс. голубей, которые по звуку колокола слетаются для кормления на площадь Св. Марка.

Главнейшие достопримечательности Венеции – собор Св. Марка (XI век) и Дворец дожей (XV век).

В той части города, что расположена на островах, – 200 тысяч жителей и 130 тысяч живут на материке.

В Венеции масса магазинов от самых роскошных до невзрачных ларьков-лавчонок. Но во всех непременно «торгуются». Если за вещь просят 5 000 лир, значит, продадут ее за 3 000, а то и дешевле. Исключение составляют магазины стандартных цен (упим).

В туристический сезон в Венецию съезжаются огромное количество туристов, взвинчиваются цены, бойко торгуют магазины, рестораны, бары, переполнены отели. Осенью город пустеет, жизнь замирает до следующего сезона, и тысячи рабочих и служащих увеличивают армию безработных.

В городе нет ни авто, ни даже велосипедов. Все виды наземного транспорта, включая детские велосипеды, запрещены. Нет никаких правил уличного движения. Иди как хочешь и куда хочешь. По воде можно передвигаться лишь на гондолах. Моторные лодки и катера существуют только для перевозки грузов.

 

Давайте начнем осмотр города с собора Св. Марка. Это чудесное здание построено в византийском стиле в 1093 году, т.е. почти 900 лет тому назад. Куполы собора напоминают куполы Св. Софии в Константинополе. Фасад более поздний – цветистая готика. Мозаика на фасаде XVI века. Кони над портиком III века до н.э., увезены из Рима в Константинополь, а оттуда перевезены в Венецию.

Внутри собора Св. Марка особенно интересен потолок, представляющий собой золотую мозаику площадью 4240 кв.м, поэтому собор называется «золотая базилика».

Очень высокая колокольня Св. Марка – новая, построена в начале нашего столетия вместо рухнувшей в 1902 году. Новая колокольня – точное воспроизведение старой. Крылатый ангел на шпиле колокольни – флюгер.

Против собора и дворца, обрамляя с трех сторон площадь, расположена «покоем» галерея – прокурации. Название сохранилось со времен Венецианской республики, в которой было 6 прокуроров. Сейчас в верхних этажах прокураций находятся учреждения (коммуна, синьория и т.д.), а в нижних – магазины. Средняя часть прокураций построена при Наполеоне I вместо бывшей тут ранее церкви.

Налево от собора на доме-башне расположены часы. Сверху на башне колокол, в который каждый час отбивают время молотами два бронзовых кузнеца, почерневших от времени и потому названных маврами.

Вторая достопримечательность Венеции – Дворец дожей, выстроенный из белого и розового мрамора в 1442 году. Против Дворца на площади установлены две колонны, привезенные из Константинополя. Наверху одной из них установлен лев Св. Марка, а на другой – Св. Феодор, древний покровитель Венеции. Между колоннами когда-то был эшафот.

Рядом с Дворцом дожей на набережной расположена тюрьма. Через отделяюший ее от Дворца дожей узкий канал переброшен закрытый Мост Вздохов. По нему из зала сената (во Дворце дожей) уводили в тюрьму осужденных. Они последний раз смотрели через решетку небольшого оконца на город и, прощаясь с ним, тяжко вздыхали. Отсюда мост и получил свое название. Глубина канала под мостом вздохов, как и всех небольших каналов, от 1,5 до 2-х метров, глубина Канала Гранде от 5 до 11 метров.

Против набережной Дворца дожей на острове высится красивая церковь в стиле барокко Санта Мария дэль Салюта в память избавления от чумы. Против Дворца дожей – здание библиотеки, капители многочисленных колонн, поддерживающих 2-й этаж Дворца дожей – все разные.

Осмотр Дворца дожей мы начнем со двора. В апартаменты дожей оттуда ведет «золотая лестница» (позолочен потолок). Многочисленные приемные, залы, особенно тронный, поражают своим великолепием. Очень много картин великих художников итальянского Возрождения; в зале, где избирался дож, находится самая крупная в мире картина – «Рай» Тарсофесто[10].  Здесь давались концерты и танцевальные вечера.

Через мост вздохов можно перейти в тюрьму и осмотреть страшные казематы. После этого хочется поскорее на воздух. Пройдемся по городу. Через мост Риальто, где расположены магазинчики, пройдем в торговую часть города и на очень своеобразный и живописный рыбный базар, где торгуют маленькими осьминогами, акулятами, креветками, устрицами и другими дарами моря.

В Италии замечательные куклы. Во Флоренции на площади Микеланджело продавец водил за руку большую куклу, которая ходила, кивала головой, смотрела по сторонам и приветливо махала рукой.

В прокурациях богатейшие ювелирные магазины с изумительными вещами, но баснословными ценами. Всякие сувениры, в том числе копии известных скульптур, несколько модернизованы применительно ко вкусам покупателей.

Конечно, при кратком знакомстве с городом мы узнали лишь центр его. Так сказать, парадную часть его, не увидели окраин, обратную сторону медали. Но такова судьба туристов, туристские фирмы показывают лишь то, что предусмотрено программой. Конечно, в свободное время мы вольны осматривать что угодно, но без гида и без знания языка многого не посмотришь! Но и после короткого знакомства огромное впечатление оставляет этот необыкновенный город – «город прекрасный, моря царица, Веденец славный!»[11].

 



[1] ОГАЧО. Ф. Р-1726. Оп. 2. Д. 22, 25.

[2] ОГАЧО. Ф. Р-1726. Оп. 2. Д. 25. Л. 28.

[3] ОГАЧО. Ф. Р-1726. Оп. 2. Д. 13.

[4] ОГАЧО. Ф. Р-1360. Оп. 1. Д. 13. Л. 44.

[5] ОГАЧО. Ф. Р-1726. Оп. 1. Д. 51.

[6] Там же. Д. 52.

[7] ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп. 2. Д. 34.Л. 16.

[8] ОГАЧО. Ф.Р-1726. Оп. 2. Д. 24. Л. 4.

[9] ОГАЧО. Ф. Р-1282. Оп. 3. Д. 597. Л. 181.

[10] Очевидно автор имел в виду картину «Рай» знаменитого итальянского художника Якопо Тинторетто (1518–1594), автора самой большой картины в мире (22,6 Х 9,1 метра).

[11] ОГАЧО.Ф. Р-1726. Оп.2. Д. 21. Л. 1–4.

Поделиться