Любопытная находка. Доходное дело


Любопытная находка. Доходное дело

Очень интересные, любопытные и, что самое приятное, неожиданные находки случаются порой у архивистов в процессе экспертизы ценности документов. Любопытные потому, что документы, относящиеся ко времени совсем далёкому от  нас, нередко слово в слово повторяют день сегодняшний.

                Так случилось в день рождения нашего архива, 21 сентября, когда в процессе  обработки документов личного фонда краеведа Л. Н. Сурина, в документах, собранных фондообразователем  и к его интересам, казалось бы, отношения не имеющим, нашлась небольшая книжечка издания 1917 года  «Как устроить у  себя дома ДОХОДНОЕ ДЕЛО дело въ свободное время безъ капитала». (Киев, Типо-литография М. Э. Заездного).

                Автор данного издания А. К. Ашихмин, о нём, к сожалению, найти информацию не удалось, почти слово в слово повторяет рекомендации, которые сегодня можно прочитать в огромном количестве изданий по достижению финансового успеха и сетевому маркетингу:

                «Желание зарабатывать деньги, улучшить своё положение, добиться богатства, стать независимым от других – живёт в душе каждого человека. Спросить у человека, хочет ли он зарабатывать деньги, не тоже ли самое, что спросить у больного хочет ли он выздороветь, у набожного – попасть в рай?

К чему быть бедным и испытывать нужду, когда способы зарабатывания денег настолько легки и просты, что всякий может обеспечить себе полный успех в жизни?»

                Вот некоторые из положений, ориентирующих читателя на открытие самостоятельного дела:

- начинайте с маленького;

                - дело это доступно каждому;

                - работа исключительно домашняя;

                - большого капитала не требуется;

                - я помогу Вам начать дело.

Рассказывает автор историю своего успешного предпринимательства по размещению объявлений о продаже товаров и услуг в разных изданиях:

«Когда я начал, у меня было всего несколько рублей. Моё первое объявление стоило 8 рублей и принесло мне 160 рублей. Второе объявление стоило 18 рублей и принесло мне 225 рублей. Третье объявление стоило 32 рублей и принесло 589 рублей 75 копеек. Это был мой побочный заработок, кроме жалованья, так как я продолжал ещё свою службу, аккуратно исполняя свои обязанности. Постепенно я увеличивал число моих объявлений в разных изданиях. Я был собственным директором, экспедитором, корреспондентом. Я ложился поздно, вставал очень рано. Я был опьянён успехом. Счастливы были вечера, которые я проводил дома, адресуя конверты, рассылая циркуляры и отвечая на запросы, полученные по почте. Когда дело разрослось, я нанял сперва одного служащего, а потом нескольких для исполнения этой рутинной работы. Я сам стал хозяином. Продажа по корреспонденции – дело новое и обещает обогатить многих».

Рекламный бизнес, о котором рассказывает господин А. К. Ашихмин, действительно, имел большой рост и в прошлом столетии, и, как мы видим, в наши дни тоже является делом довольно прибыльным.

Но главная цель автора издания – научить многих людей достичь финансовой независимости, на этом также заработать, а потому рекомендации свои он продаёт, прилагая бланк заявления с просьбой выслать полный иллюстрированный курс под названием «Продажа по корреспонденции» с тремя бесплатными приложениями: 1) «Законы материального успеха 2) 35 планов верного заработка и 3) 40 задач для изобретений и усовершенствований без всяких для меня дальнейших расходов».

Кем стал в дальнейшем господин Ашихмин, каким спросом пользовалось его издание, мы не знаем, но сегодня для нас эта книжечка интересна и тем, что во многом её содержание созвучно нашему времени и, конечно, тем, что из неё мы узнаём, как некоторые предприимчивые люди начинали своё дело, в частности, рекламный бизнес.

Елена Киричева, архивист ОГАЧО