«Комсомольское Рождество» в Челябинской губернии

В январе 1923 года в Советской России прокатилась антирелигиозная кампания. Основная тяжесть борьбы с «религиозными предрассудками» легла на местные комсомольские организации. Из отчёта Челябинского губкома комсомола о проведении «Комсомольского Рождества» можно узнать подробности проведения антирелигиозной кампании в нашем регионе. Комсомольские и партийные активисты использовали карнавал в качестве главной формы антирелигиозного действия. Массовые шествия проводились вблизи храмов, имели целью сокращение числа активных верующих. В карнавалах участвовало более 10 тысяч человек. Полученный опыт проведения «Комсомольского Рождества» в Челябинской губернии организаторы посчитали успешным для повторения в будущем.

Публикацию подготовил ведущий археограф ОГАЧО, кандидат исторических наук С. А. Кусков.

 

Отчет Челябинского губернского комитета комсомола о проведении кампании «Комсомольского Рождества»

не ранее 7 января 1923 г.

На основании циркуляра ЦК РКСМ[1] о проведении комсомольскими организациями в противовес празднику «Рождества» - свой, комсомольские празднества с целью антирелигиозной пропаганды – Челябинским губкомом РКСМ были даны руководящие указания местам и создана Губернская комиссия по проведению «Комсомольского Рождества», в составе пяти товарищей, а именно: от губкома РКСМ тов. Янкойц и тов. Мориссон, от губкома РКП [2]– тов. Брусан, от губпрофсовета тов. Таффель, и от губисполкома тов. Карпов, каковой комиссии и было поручено разработать материалы и план проведения празднеств. Комиссией было постановлено провести «Комсомольское Рождество» в г. Челябинске, в г. Златоусте, и Угольных копях[3], в остальных же местах Челябинской губернии празднества в силу местных условий – не проводить. Комиссией были разработаны и высланы на места материалы, а также проведена печатная и устная антирелигиозного характера агитация. Были помещены целый ряд статей[4] в местной прессе на антирелигиозную тему, выпущен специальный номер «Красной Молодёжи», выпущена листовка и различные лозунги для расклейки по городу. В отношении же устной агитации комиссией было приступлено к постановке лекций и докладов на тему «О непорочном зачатии Христа» - во всех клубах города Челябинска, для чего были выработаны специальные тезисы и разосланы на места.

Также была предусмотрена агитация и пропаганда в войсковых красноармейских частях. Было постановлено провести в сочельник 6 января – карнавалы (уличные шествия) с факелами, звездами, песнями, истуканами и проч.[ими] атрибутами религии, характеризующими языческое происхождение праздника «Рождества Христова». Все данные комиссией указания местами были проведн[ы] за исключением угольных копей, где в силу сложившейся неблагоприятной почвы для проведения – празднество проведено не было, и ограничилось только антирелигиозной агитацией; в г. Кургане несмотря на то, что комиссией было постановлено не проводить , празднество проведено было хорошо[5].

Характеристика проведенных празднеств на местах следующая:

I. г.Челябинск.

Было приступлено к подготовке празденств, для чего выделилась группа ряженых попов, раввинов, мулл и т.д., были выделены певчие с комсомольскими антирелигиозными частушками и т.[ому] п.[одобное].

В сочельник 6 января 1923 года вечером состоялся[6] грандиозный[7] карнавал с факелами, звездами и т.[ому] п.[одобным]. В карнавале участвовали: комсомольцы, партийцы, рабочие и красноармейцы. Участвовали два духовых оркестра. Верховодствующая роль без сомнения принадлежала комсомолу. Шествие под оркестр обошло улицы города и площади, на которых находятся церкви. На площадях устраивались летучие митинги, наблюдалось явление, что выскакивали из церквей и присоединялись к карнавалу под музыку, пенье и пляску ряженых, двигавшихся по городу. На главной площади г. Челябинска (площадь Революции) после митинга было устроено публичное сжигание богов, заготовленных в количестве 15 штук. После сожжения и окончания карнавала участники разошлись по клубам. В общем, празднование в г. Челябинске прошло хорошо и удачно. Общественное мнение по отношению к РКСМ в связи с этим улучшилось. Общее число участников [карнавала в г. Челябинске] 4000 человек.

II. г. Златоуст.

Так же было проведено празднество, выразившееся в проведении карнавала по улицам города в каковом принимали участие комсомольцы, партийны[е] и рабочие. Карнавал прошел удачно, состоялись антирелигиозные доклады. По уезду же ограничились антирелиг.[иозной] агит.[ацией]. Общее число участников 4000 человек.

III. г. Троицк.

Точно так же был проведен карнавал с такими же бутафорскими приспособлениями как боги, факелы[8], звезды, ряженые и т.п. Карнавал под музыку шествовал по городу, устраивались летучие митинги, для каковой цели возилась на лошадях походная трибуна. В числе ряженых был патриарх Тихон в сопровождении взвода солдат в погонах и жандармов. В общем, первая вылазка и в г. Троицке прошла удачно. Число участников 3000 человек.

IV. Угольные копи.

Ограничились только антирелигиозной агитацией, т. к. карнавал в силу местных условий, как-то отсутствие церквей, отсутствие работников – не состоялся. Взамен чего и была проведена агитация, прошедшая так же удачно.

V. г. Курган.

В г. Кургане несмотря на то что[9] город был неудобным для проведения празднества – таковые были проведены, выразившихся в постановках, массовых антирелигиозных докладах.

Так же была проведена агитация по уездам, как например, по Челябинскому [уезду]. Кроме того, наблюдались явления карнавалов даже по глухим местам губернии, как по деревням и селам.

В общем, резюмируя проведение празднеств по Челяб.[инской] губернии, можно подытожить следующим образом: «Комсомольское Рождество» прошло хорошо и удачно. Наблюдался большой подъем как среди участников, так и наблюдающих. «Комсомольское Рождество» создало благоприятную почву для проведения таким же образом Пасхи, Ивана Купала и т.д.

«Комсомольское Рождество» подняло авторитет комсомола в общественном мнении. Необходимо, учтя его опыт, проведение Пасхи и т.д.

При данном отчете[10]прилагаются все материалы по проведению, как то протокол комиссии, тезисы, выработанные для докладов, и местная пресса, в которой были помещены относящиеся к празднеству материалы[11]. В данный момент губком РКСМ готовится к проведению Пасхи, для каковой цели создаются специальные комиссия[12].

Секретарь губкома РКСМ Янкойц

Зам.[еститель] зав.[едующего] Политпросвет А. Мориссон.

ОГАЧО. Ф. П-521. Оп. 1. Д. 48. Л. 167, 168. Подлинник. Машинопись.



[1] ЦК РКСМ – Центральный Комитет Рабоче-крестьянского союза молодёжи.

[2] Имеется в виду РКП(б)

[3] Полное название посёлка Челябинские угольные копи, ныне г. Копейск.

[4] Так в документе.

[5] Далее: с новой строки.

[6] В тексте: состоялось.

[7] В тексте слово «грандиозный» напечатано прописными буквами.

[8] В документе: «факела».

[9] В документе: «сто».

[10] В документе: «отчету».

[11] Приложения и дополнительные материалы к отчёту в деле отсутствуют.

[12] Так в документе.