«Катюша» на постаменте


«Катюша» на постаменте

8 мая 2020 года исполняется 45 лет со дня установки памятника труженикам тыла «Катюша» в Челябинске на улице Доватора около дворца культуры имени Д.В. Колющенко. В Объединенном государственном архиве Челябинской области хранятся документы о создании этого монумента: решение Челябинского горисполкома об установке памятника, его проект, карандашные и цветные эскизы, фотографии и газетные публикации.

Что такое «Катюша»? Это грозная реактивная ракетно-артиллерийская установка БМ-13, получившая в годы Великой Отечественной войны такое ласковое название. Она состояла из направляющих, именовавшихся спарками, а также фермы и поворотной рамы. Спарки устанавливались преимущественно на автомобили, реже на тракторы и самолеты. В кабине находилось пусковое устройство, а в камере сгорания – семь пороховых шашек. При сгорании пороха газы, создавая давление до 300 атмосфер, вырывались через сопло и вызывали движение снарядов – 2 штуки в секунду. Максимальная скорость их составляла 355 м/с, дальность полета – 8,5 км. Эта боевая машина характеризовалась кучностью боя и большой маневренностью. В разговорной речи её называли «Раисой Семеновной с гитарой», «гитарой», «секреткой» и «адской мясорубкой».

Первые «Катюши» в СССР производились ещё в 1929–1933 годах на московском заводе Реактивного НИИ «Компрессор». В начале Великой Отечественной войны встал вопрос о серийном производстве этого сверхсекретного оружия и снарядов к нему в глубоком тылу. В июле-августе 1941 года заказ на производство «Катюш» поступил челябинский завод имени Д.В. Колющенко (во время войны завод № 701 Наркомата минометного вооружения), который был усилен оборудованием и специалистами  заводов из Москвы, Херсона и города Сумы.

Завод имени Д.В. Колющенко ежемесячно отправлял на фронт 45 «Катюш», производил и реактивные снаряды для них. В производстве «Катюши» участвовали Златоустовский и Челябинский заводы металлоконструкций, Усть-Катавский вагоностроительный завод. В годы войны на заводах имени Колющенко и «Компрессор» было выпущено около 1 миллиона реактивных снарядов. В общей сложности боеприпасы производились на десяти патронных заводах в Челябинске (в том числе имени Колющенко, «Калибр», № 254), а также на предприятиях Златоуста, Сима, Кусы, Кыштыма и других.

У истоков производства «Катюши» стояли главный конструктор С.М. Тарасов, ведущий технолог по сборке реактивных снарядов М.С. Арасланов, главный инженер Н.Н. Дятлов, директор завода № 701 С.А. Полянцев и другие. Большой вклад в производство этой боевой машины внесли комсомольско-молодёжные бригады С. Кукова, Д. Панькова, И. Романова, Н. Фадиной, В. Шеиной; многие рабочие впоследствии были награждены орденами и медалями. Значительную помощь оказывали проходившие на заводе практику курсанты минометно-артиллерийского училища, которые участвовали в производстве, организовали военно-патриотическую работу. На предприятиях Златоуста, Усть-Катава и Челябинска, выпускавших «Катюши», после Великой Отечественной войны получило развитие ракетостроительное производство. Таким образом, место для установки памятника на ул. Доватора около дворца культуры имени Д.В. Колющенко было выбрано не случайно.

До начала 1970-х годов мало кому было известно, что в Челябинске в годы войны производили БМ-13. Первая информация о вкладе Челябинска в производство гвардейских минометов появилась 8 мая 1972 года в газете «Вечерний Челябинск». Газета опубликовала статью ветерана завода, бывшего помощника директора завода № 701 В. Гонтаренко под названием «Челябинские “Катюши”», в которой впервые сообщалось о получении колющенцами срочного и секретного правительственного задания. «Главный конструктор завода Семен Михайлович Тарасов и его специалисты на ходу изучали сложную технологию выпуска “Катюш” и снарядов, запускали узлы и производство… Работали по восемнадцать часов, а правильней сказать – столько, сколько было нужно…», – писал В. Гонтаренко. В воспоминаниях ветеран отметил, что первые ракетные установки выпускали на  сталинградских тракторах, позже на машинах «Шевроле» и  «Студебеккер».

Инициатором создания памятника выступил архитектор и фронтовик Евгений Викторович Александров. 19 ноября 1973 года газета «Вечерний Челябинск» опубликовала его статью «“Катюшу” на постамент»: «Я предлагаю: увековечить память создателей “Катюш” в нашем городе, а точней в Советском районе. У завода имени Колющенко должен быть памятник... Я, как бывший фронтовик, оружием которого была “Катюша”, предлагаю поднять ее на постамент в нашем городе… Это нетрудно сделать. Памятник должен быть прост и строг. Его можно поставить так, что он будет виден со всех поездов железной дороги, мимо него будут идти на работу колющенцы, к нему пойдут сотни гостей города. Это место на улице Доватора». Инициатива Е.В. Александрова нашла единодушную поддержку челябинцев, была одобрена колющенцами. Заводчане проводили субботники, средства от которых шли на создание памятника.

Решение № 326-13 об установке памятника «Катюша» на ул. Доватора было принято Челябинским горисполкомом 8 октября 1974 года. Согласно документу строительством занимался завод дорожных машин имени Д.В. Колющенко. Монумент был сооружен рабочими завода с юго-восточной стороны от дворца культуры имени Д.В. Колющенко по проекту архитектора Е.В. Александрова и скульптора, участника войны В.С. Зайкова при участии коллективов строительного, модельного и других участков завода, а также отделов главного конструктора, главного энергетика, жилищно-коммунального и других.

Памятник представляет собой установленную на постаменте боевую машину БМ-13 с укрепленными на направляющих снарядами. Первоначально на постаменте имелась надпись: «Создателям гвардейских минометов – оружия отмщенья и побед с великой благодарностью», затем надпись была демонтирована, а текст перенесен на чугунную плиту, установленную на передней стенке постамента. Авторам памятника удалось воссоздать грозный вид ракетной установки благодаря особой конструкции постамента. Его верхняя плоскость была выполнена с небольшим уклоном, и поставленная на нее «Катюша», со снарядами, укрепленными на направляющих, имела вид боевой машины, готовой дать огневой залп.

Открытие памятника состоялось 8 мая 1975 года, и было приурочено к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. В честь открытия монумента состоялся торжественный митинг, в котором участвовали Герой Советского Союза И.П. Салтыков, автор памятника Е.В. Александров, директор завода имени Д.В. Колющенко А.М. Грищенко, секретарь парткома завода Б.Ф. Сатин, ветеран труда, заводской комсорг сороковых годов Ю.В. Федосеев.

М. В. Климова, ведущий археограф ОГАЧО