Кадры кинохроники настраивали на Победу

 

Поступление новых документов в архив всегда дает возможность для открытия неизведанных страниц истории страны и своего края. А когда в архивных фондах появляются видеодокументы – это вдвойне, втройне добавляет потенциал для исследования истории. Так получилось и с недавним поступлением в Объединенный государственный архив Челябинской области большого пласта видеоматериалов из Российского государственного архива кинофотодокументов, посвященных Великой Отечественной войне. В конце января 2020 года представители нашей архивной службы побывали в подмосковном Красногорске, в главном хранилище документальных фильмов и фотографий по истории России – Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД). 

Архивистам предстояла работа по поиску кинодокументов и их копированию на современный цифровой носитель и в современном видеоформате. С этой задачей посланцы земли уральской справились. И теперь наш архив является единственным обладателем цифровых копий высокой четкости кинодокументов по истории Челябинской области в годы войны из фондов РГАКФД. Все материалы были приобретены Объединенным государственным архивом Челябинской области за счет средств, выделенных из областного бюджета в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Выражаем глубокую благодарность директору РГАКФД Наталии Александровне Калантаровой и всем сотрудникам архива, которые помогли в работе по выявлению кадров военной кинохроники о жизни и деятельности южноуральцев в годы Великой Отечественной войны. Благодаря их работе Объединенный государственный архив Челябинской области и все жители Южного Урала стали обладателями уникальных кино- и фотодокументов по истории края военных лет.

Среди привезенных документов – сюжеты из киножурналов военных лет «Новости дня», «СССР на экране», «Советское искусство», «Союзкиножурнал», фрагменты фильма «Урал кует победу», хроникальные кадры, запечатлевшие Челябинск в 1943 году, сборку танков Т-34 на конвейере Кировского завода, работу златоустовских оружейников, проводы на фронт Челябинской добровольческой танковой бригады. Общее время звучания выявленных кинодокументов – 47 мин. 25 сек.

Короткие по метражу кадры военной кинохроники из киножурналов «СССР на экране», «Новости дня», «Союзкиножурнал», «Советское искусство» рассказывают о трудовых достижениях Челябинской области военного времени. Киножурнал «СССР на экране» выдал сюжет о запуске в  Магнитогорске нового блюминга № 3, где полностью автоматизирована вся работа. Причем этот огромный агрегат целиком построен на советских заводах – и в этом большое достижение отечественной промышленности в условиях военного времени, подчеркивается в хронике. Пуск блюминга на ММК в несколько раз увеличит производство проката, - слышится с экрана голос диктора.

«Союзкиножурнал» № 85 за декабрь 1942 года рассказал о завершении строительства крупнейшей на Урале домны. Авторы восхищаются работой молодого монтажника Сабира Мухамедова, который за три часа работы выполняет сменное задание. На экране мы видим лицо совсем мальчишки, учащегося ремесленного училища Сабира Мухамедова и его друзей, таких же юнцов, самоотверженно работающих на строительстве домны, а, значит, работающих на Победу. Этот сюжет замечателен не только показом трудового героизма и молодых героев экрана, но и авторским коллективом, подготовившим кинохронику. Так, сюжет снял опытный оператор Свердловской киностудии Евгений Мильков, его документальные работы часто брали представлены в киножурналах Центральной студии кинохроники. Особенно ценным становится отснятый материал Евгения Милькова в годы Великой Отечественной войны. Режиссер сюжета – Сергей Гуров – известный кинодокументалист, во время Великой Отечественной войны режиссер фронтовых киногрупп. Служил на Юго-Западном фронте, на 3-м Украинском и 1-м Прибалтийском фронтах.

Еще один из сюжетов,  привезенных из РГАКФД, «Тыл - фронту» за 1943 года, повествует о пуске на Челябинском трубопрокатном заводе первой мартеновской печи и ударной работе сталевара Ивана Ивановича Пашкова. Самоотверженным трудом уральцы приближают час победы, - завершает диктор свой рассказ.

В известном киножурнале «Новости дня» за февраль 1945 года зрители увидели сюжет о новой победе уральцев – пуске доменной печи на Челябинском металлургическом заводе. Это вторая домна на ЧМЗ, – подчеркивает диктор. Мощность домны – 1000 тонн в сутки. Одновременно челябинцы пустили на заводе вторую коксовую батарею. Оба агрегата построены вдвое короче намеченного срока. Строителям и металлургам прислал поздравление товарищ Сталин.

Интересно, что режиссером этого сюжета стал один из основателей и теоретиков кинодокументалистики в СССР Дзига Вертов, обогативший кинематограф множеством операторских приемов и техник. И в этом коротком сюжете Дзига Вертов показал себя как мастер современной режиссуры. Зритель может увидеть панорамные съемки с высоты птичьего полета Челябинского гиганта металлургии, движение камеры сквозь огненные брызги металла и многое другое. Все это создает впечатление присутствия зрителя на месте рабочих горячего цеха.

Редактором сюжета выступил известный сценарист документального кино Юрий Каравкин, а оператор сюжета – Павел Ногин, впоследствии один из больших мастеров операторской профессии, основатель своей мастерской ВГИКа.

Еще один сюжет о людях Южного Урала дан в киножурнале «Советское искусство» № 7-8 за 1943 год. Съемки наполнены весельем, танцами и музыкой. Авторы рассказали о художественной самодеятельности в Магнитогорске, о знаменитом ансамбле песни и танца ремесленных училищ и школ ФЗО под руководством Натальи Карташовой.

Советские кинодокументалисты старались дать в своих сюжетах патриотический посыл, отметить  позитивные моменты в тяжелой жизни людей во время войны. Да и сам отснятый материал полон оптимизма: панорамы работающих на Победу гигантов уральской индустрии, рождающийся в огне металл, который пойдет на изготовление оружия возмездия, одухотворенные лица героев труда – все воздействует на сознание и психологию зрителей и настраивает на самоотверженную работу, на помощь фронту. Выходя из кинотеатра, люди наверняка думали о своей причастности к будущей Победе над врагом.

Елена Рохацевич