К 200-летию открытия Антарктиды. Тракторы ЧТЗ в Антарктиде


К 200-летию открытия Антарктиды. Тракторы ЧТЗ в Антарктиде

 

Если бы 200 лет назад первооткрыватели Антарктиды российские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев имели мощные тракторы ЧТЗ, Россия уже тогда продвинулась бы в глубь материка и основала там свои станции. Но это случилось лишь в начале 1956 года, когда первая советская экспедиция под руководством ученого-океанолога и опытного полярного исследователя Михаила Сомова прибыла на Южный полюс. На бортах дизель-электроходов «Обь» и «Лена» находились тракторы марки ЧТЗ «Сталинцы» мощностью 80 лошадиных сил. Готовясь к первой экспедиции в Антарктиду, полярники выбрали именно челябинские тракторы. ЧТЗ был единственным в стране заводом, изготовлявшим машины на гусеничном ходу. К тому же «Сталинцы-80» не раз проходили испытания холодом и льдом на севере нашей страны и показали хорошие результаты.

Машины ЧТЗ стали основным наземным транспортом в Антарктиде. С их помощью разгружали корабли, осуществляли передвижение в глубь континента, строили первую станцию «Мирный» и последующие: «Пионерскую», «Восток-1», «Комсомольскую» и др. Обосновавшись на станции «Мирный», полярники начали готовиться к первому санно-тракторному  походу. Поезд составили из двух тракторов и шести саней. Первый внутриконтинентальный поход протяженностью почти 380 километров продолжался более месяца: из-за морозов в 50-60 градусов, сильных ветров, метелей, трещин во льдах в день проходили всего по несколько километров. Каждый из тракторов буксировал двое саней с 12-тонным грузом. На санях разместились домики для полярников, научное оборудование для работы. А по мере подъема по ледовому плато на высоту до трех тысяч метров воздух становился все более разряженным. Не только людям было трудно дышать, но и тракторы «задыхались». И все же они без существенных поломок отработали по две тысячи часов во время первой полярной экспедиции. В 380 километрах от поселка «Мирный» на высоте 2700 метров над уровнем моря с помощью тракторов «С-80» была построена станция «Пионерская», были сделаны взлетно-посадочные полосы для самолетов. «Сталинцы» оказались крайне необходимы экспедиции.

За экспедициями наблюдала вся страна и особенно челябинцы, ведь на их глазах строился и рос крупнейший в мире тракторостроительный комбинат, машины которого сейчас бороздили шестой материк. Ветеран ЧТЗ Э. А. Яровой, с которым я встретилась в музее  трудовой славы завода, вспоминает, что в 1956 году он был студентом ЧПИ, и каждая публикация в газете или сообщение по радио об антарктической эпопее вызывали огромный интерес. Этот интерес подогревался их преподавателем, конструктором ЧТЗ М. Ф. Балжи, который рассказывал студентам об особенностях конструкций тракторов, участвовавших в антарктической экспедиции. Все очень переживали, когда машину, попавшую в полынью, не смогли вызволить из ледового плена, погиб водитель Иван Хмара.

В конце 1956 года на шестой континент отправилась вторая советская экспедиция. И на этот раз в состав транспортного отряда входили четыре челябинских трактора. Правда, им уже отводилась более скромная, но не менее важная работа на станциях: переброска груза, подготовка взлетно-посадочных полос для самолетов и т.д. А всю тяжелую работу взяли на себя более мощные тягачи.

Газета тракторозаводцев «За трудовую доблесть» тоже внимательно следила за антарктической одиссеей. Руководство экспедиции постоянно присылало отчеты в редакцию о работе тракторов и благодарности заводу. Все это печаталось на страницах издания. Многотиражка сообщила и о посещении предприятия отважными полярниками, о встречи их с заводчанами. В 1957 году на ЧТЗ побывали главный инженер готовящейся новой экспедиции В. И. Парфенов и участник первой экспедиции начальник транспорта станции «Мирный» М. С. Комаров. Они рассказали, что тракторы отработали без существенных сбоев и были переданы следующей экспедиции в хорошем рабочем состоянии. Однако, отметили полярники, неплохо было бы приспособить машины к более суровому антарктическому климату. Опыт показал, что из-за высокогорных условий и очень низких температур тракторы не дают той мощности, на которую рассчитаны. Следовательно, нужно ее увеличить. Второе – желательно увеличить ширину гусениц, чтобы машины не проваливались в рыхлый снег. Тогда и проходимость увеличится. Третье – необходимо получше утеплить кабины.

На заводе очень внимательно отнеслись к просьбам полярников. Над изменениями в конструкции трактора задумались специалисты завода И. С. Кавьяров и И. Я. Трашутин. Чтобы тракторы в высокогорных условиях не «задыхались», главный конструктор И. Я. Трашутин предложил применить турбокомпрессор для принудительной подачи воздуха в полости цилиндров. Утеплили кабину. Увеличили и ширину гусениц до одного метра. Новые машины стали уже стосильными и пошли с конвейера с литерой «А» – антарктический вариант. Было сделано для Антарктиды всего несколько тракторов. Заводской художник Борис Гриневич разработал эмблему для антарктических машин – пингвинов, этот рисунок запечатлели на кабинах. По просьбе полярников тракторы покрасили в оранжевый цвет и сделали надпись: «Отважным исследователям Антарктиды – челябинские тракторостроители».

Мой собеседник Э. А. Яровой, к тому времени уже молодой конструктор СКБ-2 на ЧТЗ, тоже участвовал в реконструкции тракторов, чтобы как можно лучше приспособить их к работе в условиях вечной мерзлоты. Еще он рассказал, что харьковскую машину, предназначенную для перевозки людей и техники, заводчане оборудовали модифицированным танковым дизелем В-2.

В апреле 1958 года на ЧТЗ приехал участник первой и второй антарктических экспедиций, начальник отряда наземного транспорта В. К. Корсак. Газета «За трудовую доблесть» тоже широко освещала его визит. Валентин Корсак побывал в цехах, рассказывая труженикам завода об экспедициях и надежности челябинских тракторов. В интервью корреспонденту газеты полярник сказал: «Тракторы ЧТЗ на славу потрудились в Антарктиде. На антарктических снегах особенно хорошо показали свою работоспособность гусеницы. Несмотря на короткую базу трактора С-80, которая затрудняла его движение по большим застругам высотой до двух метров, он, благодаря удачной конструкции своей гусеницы, показал хорошую проходимость по рыхлым и тяжелым снегам белого материка“. Поэтому во второй экспедиции башмаки „С-80 были поставлены на гусеницы тяжелых тягачей и значительно увеличили их проходимость. А потом пришли С-100“ – еще более надежные машины. От имени экспедиции передаю большую благодарность коллективу ЧТЗ. Нас глубоко тронуло, обрадовало и вдохновило внешнее оформление тракторов, сделанное с такой любовью».

 Не раз еще тракторостроители выполняли заказы полярников. Тракторы ЧТЗ и нынче бороздят льды Антарктики. Проводя экскурсию в музее трудовой славы ЧТЗ, директор музея Н. А. Дида обязательно подведет экскурсантов к стендам «Тракторы ЧТЗ в Антарктиде» и расскажет, что к заказам полярников на заводе относились так, как в годы войны к заказам фронта, объяснит, как снаряжались машины для работы в условиях Антарктиды, как доработывалась конструкция тракторов для полярных экспедиций, какие двигатели были поставлены на них. В музее ЧТЗ все это наглядно представлено в экспозиции.

Елена Рохацевич

Фото автора

Автор выражает большую благодарность

директору музея трудовой славы ЧТЗ Н. А. Дида

за предоставленные материалы для статьи