К 140-летию И.С.Белостоцкого, первого почетного гражданина Челябинска. И это все о нём


К 140-летию И.С.Белостоцкого, первого почетного гражданина Челябинска. И это все о нём

18 января 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения Ивана Степановича Белостоцкого, первого почетного гражданина Челябинска, единственного в Челябинской области удостоенного трех орденов Ленина – высочайшей награды СССР. Его жизнь связана с Челябинском на протяжении 40 лет. В Государственном архиве Челябинской области хранятся документы, которые могут рассказать об Иване Степановиче Белостоцком.

Всматриваясь в его жизнь, в памяти всплывает замечательный герой из фильма советского времени «Коммунист» режиссера Юлия Райзмана, удостоенный высоких наград на различных международных и отечественных кинофестивалях, с его историей о человеке, беззаветно, даже жертвенно преданном делу служения народу, строительству советской страны. Может быть, сейчас с высоты 20-х годов XXI столетия кому-то героические подвиги строителей коммунизма, доблестный труд на благо Родины покажутся не столь величественными, ведь мы уже знаем о допущенных тогда просчетах, да и живем совсем в другом обществе, но каждое поколение существует в своем измерении и действует согласно задачам своей эпохи.

Архивные документы и рассказ внучки Ивана Степановича Натальи Артемовны Белостоцкой, известного в Челябинске врача-фтизиатра, помогли воссоздать историю жизни и деятельности коммуниста с большой буквы.

Школа борьбы

Быть рабочим в царской России – незавидная участь. Пятеро сыновей Степана Емельяновича Белостоцкого из бедных крестьян станицы Амвросиевской Таганрогского округа подались в города на заводы. Иван, окончив станичное училище, уехал к старшему брату Петру в Макеевку и поступил учеником токаря на труболитейный завод.  Возмущенный угнетением и бесправием трудового люда, Иван приобщился к подпольной работе, участвовал в забастовочном движении, сам организовал стачку, был уволен с завода, арестован, выпущен из полицейского участка за недоказанностью, перебирался из города в город, с завода на завод, учился токарному делу и делу революции, пока не оказался в Петербурге. Здесь и продолжились с новой силой его политическая борьба и политическое образование. Здесь Иван зачитывался статьями Ленина о рабочей партии и ее задачах, о стачечной борьбе, участвовал в различных партийных дискуссиях, учился на образовательных курсах, удалось повстречаться с самим Лениным, которому очень пришелся по душе молодой рабочий парень. Потом, в числе трех наиболее активных революционеров, Иван Белостоцкий был направлен партийным комитетом Петербурга в Париж, в школу партийной работы, которая размещалась в местечке Лонжюмо, потому и получила такое название – ленинская школа в Лонжюмо. Это было первое учебное заведение РСДРП для подготовки партийных кадров из рабочих. Она создана большевиками весной 1911 года. О ее значимости в то время для революционной борьбы говорит то, что слушатели отбирались местными партийными организациями в России и утверждались мандатной комиссией и общим собранием специального Школьного комитета, образованного по решению Январского пленума ЦК РСДРП 1910 года. В школе было всего-то 13 учеников. Но какие! Большинство из них впоследствии заняли высокие политические и хозяйственные посты в СССР. С Серго Орджоникидзе, слушателем школы, Иван Белостоцкий, получивший в то время партийную кличку Владимир, подружился на всю оставшуюся жизнь. Курсы вели Ленин, Луначарский, Семашко, Зиновьев, Каменев, Инесса Арманд, Крупская.

- Вот такого уровня был этот «университет»! – поясняет Наталья Белостоцкая. – Просто партийной учебой  в школе не ограничивались. Ученики вместе с преподавателями ходили в Лувр смотреть картины, в Собор Парижской богоматери, в музеи, даже на заседание французского парламента слушать речи французских социалистов. Обучение практически без выходных длилось полгода. Ученики вместе с преподавателями выезжали на природу, бывали в кафе, пили пиво, спорили, много общались. При этом дед был ответственным за школьную кассу, а потому прослыл прижимистым человеком, даже Ленин однажды укорил его, что тот отказывается выдать деньги на посещение дешевого кафе. Вообще мы в семье любили слушать рассказы деда. К примеру, Ленина он вспоминал не как доброго дедушку, каким его в 1960-е годы начали рисовать, а как очень жесткого человека, да иначе и нельзя было, наверное. Добреньким революцию не сделаешь. И в то же время это был русский мужик, который не прочь выпить кружку пива, вместе с французскими рабочими петь в кафе «Марсельезу» и наши революционные песни. Запросто поспорил с дедом, что наперегонки переплывет Сену. Дед его обогнал, хотя Ленин был отличным пловцом. Но дед был намного крупнее и сильнее. Да, дед там получил прекрасное образование, даже мог иногда сказать по-французски.

После завершения занятий в сентябре 1911 года слушатели выехали на нелегальную партийную работу в Россию. Иван Белостоцкий – тоже. Его ввели в члены ЦК партии. Но вскоре он был арестован и выслан в Архангельскую губернию, в село Усть-Цильма. Вместе с ним поехала и его жена Клавдия Феоктистовна. Они хоть и венчались в церкви, но брак был фиктивный, Ивану, как и другим революционерам, подобрали жену-подругу. К тому времени у них уже родился сын. Клавдия окончила высшие медицинские курсы в Женеве и работала врачом, а потом и заведующей больницей в одном из сел. В 1915 году срок ссылки истек, но Белостоцким запретили жить в столичных городах, пришлось Клавдии с детьми уехать к родным в Барнаул, потом – на Урал, а Иван работал в Харькове, в Туле, скрываясь от ищеек полиции, тоже перебрался на Урал, где его и застала февральская революция 1917 года…

Главное дело Ивана Белостоцкого

А теперь дадим возможность самому Ивану Степановичу рассказать о важнейших событиях своей жизни. В архиве в личном фонде писателя и журналиста Николая Карташова есть машинописный вариант книги об И. С. Белостоцком «Большая жизнь», в последних главах которой приводятся записки Ивана Белостоцкого о революционных днях в Лысьве Пермской губернии, где он работал на заводе токарем и вел революционную подпольную работу, об участии в военно-революционном комитете Совета рабочих депутатов, об избрании его членом Совета и членом исполкома, председателем примирительной камеры Лысьвенского промышленного округа, которая разбирала конфликты между рабочими и администрацией предприятий; о работе в комитете рабочего контроля и в больничной кассе. Больничная касса  – это своего рода социальное страхование рабочих, защита их в случае нетрудоспособности. Одно из основополагающих событий – поездка в Питер и встреча с Лениным.

Вот что пишет Иван Белостоцкий:

«Поезжай, Иван Степанович, - говорил мне Новосёлов. – Выясни обстановку, попроси оружия. Встретишься с Ильичем, посоветуйся, как быть. Но главное – оружие!

Я отправился в далекий и трудный путь. Наконец, вот он – дорогой моему сердцу Питер, колыбель революции. На следующее утро пошел сразу в Смольный.

- Здравствуйте, дорогой товарищ Владимир! – Слегка наклонившись вперед, Ленин протянул руку, смотрит прямо в глаза, приветливо улыбаясь. И я сам счастливо улыбаюсь. – Впрочем, - продолжает Ильич, - партийные клички теперь ни к чему, и я рад вас приветствовать, дорогой товарищ Белостоцкий… Иван Степанович… Так, кажется, не ошибся?

- Так, - отвечаю, - Владимир Ильич, точно так.

- Сколько же мы не виделись? Шесть лет. Много воды утекло. Вот и власть завоевали. Начинаем создавать новое государство рабочих и крестьян. А вы как живете, что делаете?

Я начал рассказывать Ленину об обстановке в Лысьве, о наших нуждах и заботах.

- Мы еще плохо знаем, что происходит на Урале. Вас беспокоят банды Дутова, нас тоже. Каледин на Дону, Дутов на Урале подняли восстание, они хотят уничтожить Советскую власть на местах и в центре. Мы приняли меры. Из Петрограда на Урал послали отряд матросов. Из Самары направлен вооруженный отряд во главе с товарищем Галактионовым и Блюхером. Но главное – действие самих уральских рабочих и крестьян… Нужно оружие?

- Да, Владимир Ильич, винтовки, патроны, пулеметы…

- В Питере оружия мало. Дадим, но очень мало… 100 винтовок, 60 тысяч патронов. Поезжайте за оружием в Тулу».

Выполнил поручение партии Иван Степанович, неимоверными усилиями добыл и привез оружие из Тулы в Лысьву. И еще не раз выполнял ответственные партийные поручения.

В конце мая 1918 года, когда начался белочешский мятеж, ему, как руководителю больничной кассы, поручили создание санитарной части добровольческого отряда рабочих. Больница была превращена в госпиталь, поступали раненые, вся деятельность здравоохранения направлялась на помощь фронту. Незадолго до сдачи Лысьвы белым Белостоцкого вызвали в Пермь, где располагался областной Совет, эвакуированный из Екатеринбурга, и назначили заведующим областным отделом здравоохранения. С этого времени начался новый этап в деятельности Белостоцкого. В Перми в течение двух месяцев, перед отступлением колчаковских банд, он заведовал областным отделом здравоохранения и социального обеспечения. В Вятке в 1919 году заведовал медицинской секцией отдела труда в течение четырех месяцев. В 1919-м постановлением Реввоенсовета он был назначен заведующим Екатеринбургским губернским отделом здравоохранения. Его жена Клавдия Феоктистовна занимала пост главврача детского туберкулезного диспансера, была фтизиатром и сама погибла от туберкулеза.

Из записок Белостоцкого:

«- На сколько? – спросил я <у председателя губсовета>.

- Да вот университеты, институты, больницы откроем, детей наших медицинскому делу подучим – и вот тебе, Иван Степанович, смена. Сколько пройдет? Думаю, лет десяток, а то и того меньше… Ты у Ленина учился, тебя партия к нему посылала. Стало быть, обучен… Есть решение ЦК. Времена военные. Все – на наиболее трудное. Вот так, понял? Принимай, стало быть, дела.

- Какие дела, у кого?

Новосёлов от всей души рассмеялся и сказал:

- Вот тут ты прав – дел никаких нет. Тогда вот что – заводи дела. Начинай с вывески.

Так я стал заведующим губернским отделом здравоохранения. Это было 19 августа 1919 года», - писал Иван Степанович.

В 1924 году Белостоцкого назначили заведующим Уральским областным отделом здравоохранения.

- Я считаю, что организация здравоохранения на Урале – это самое главное дело моего деда, - говорит Наталья Артемовна. – Урал – глубокая провинция, врачей в Екатеринбурге осталось мало, медицинская профессура из страны уезжала, эмигрировала. Дед создал медикам хорошие условия для работы и жизни. Из Екатеринбурга не уехал никто. И все, кого он смог отстоять и приютить, многие годы спустя с великой благодарностью вспоминали его.

Из записок Белостоцкого:

«В Екатеринбурге мы насчитали всего около 20 врачей. И это в условиях разразившихся эпидемий тифа и даже оспы. Каждый день снимали с воинских эшелонов десятки больных тифом. В городе насчитывалось около десяти тысяч тяжелобольных. Что делать, где взять врачей, медикаменты, белье? Эти трудные вопросы не давали покоя. Мы с Новосёловым решили написать обращение к врачам, ушедшим с колчаковскими войсками. Переправили это обращение через линию фронта. И вот как-то вечером прибегает вестовой из ЧК. Прихожу туда и вижу: у председателя ЧК сидит худощавый бледный человек в пенсне, одетый в военную форму. Председатель обращается ко мне:

- Товарищ Белостоцкий, знакомьтесь, доктор Жаков Петр Захарович.

Оказывается, через линию фронта прорвался санитарный поезд с полным оборудованием – койками, бельем, медикаментами, полным штатом медицинских работников во главе с десятью врачами. Вот это радость, вот это подарок!» - писал Белостоцкий.

 Врачи, медицинские работники прибывали в Екатеринбург-Свердловск и оставались там работать. Белостоцкий оказался отличным менеджером от здравоохранения, как бы сейчас сказали. Чтобы решить кадровый вопрос, Иван Степанович попросил наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко прислать в Екатеринбург 50 врачей и другой медперсонал, а также медикаменты. И хотя врачей катастрофически не хватало по всей стране, нарком просьбу уральцев выполнил.

В 1920 году в Екатеринбурге декретом СНК РСФСР был учрежден Уральский государственный университет, и медицинский факультет входил в его состав. Белостоцкий  принимал активное участие в его создании.

Под его руководством развернулась тяжелая борьба с эпидемиями (тифом, холерой, оспой). Для координации этой деятельности была создана Чрезвычайная комиссия, организовывались «заразные» бараки, создавались эпидемиологические бюро с санинструкторами, оспопрививателями и дезинфекторами. Уже к 1924 году в борьбе с инфекционной заболеваемостью были достигнуты значительные успехи, произошла переориентация санэпидслужбы под лозунгом «от борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта». Если до 1923 года усилия были направлены на восстановление и ремонт старых больниц, то с созданием огромной Уральской области началось масштабное строительство новых медицинских учреждений. Под началом Белостоцкого в конце 20-х годов велось строительство 77 объектов. Иногда для того, чтобы осуществить задуманное, приходилось идти на определенный риск. Так, строительство физиотерапевтического института и института профессиональных заболеваний Белостоцкий начал раньше, чем Наркомздрав готов был выделить на это средства. Семашко чуть не расстрелял Белостоцкого за незаконное строительство. Но объекты все же были построены хозяйственным способом.

Бывал он и в Челябинске, Миассе, Златоусте, Троицке, где организовал санатории на южноуральских озерах, в том числе и туберкулезные.

Из записок Белостоцкого:

«Объехали мы как-то уральские курорты – грязевой на озере Горьком, Нижне-Сергинский сернистый, Ключевской и Курьинский… Какие там курорты! Плохонькие, дощатые ванные здания. Люди приезжают, поселяются в окрестностях и ходят «на процедуры». Решили: во что бы то ни стало построить здесь капитальные здания, столовые, жилые корпуса. И построили. Построили благодаря тому, что все – от мала до велика – помогали этому. Народ строил для себя!»

- Однажды я, уже будучи врачом, вызвалась поработать в одном из санаториев. Старые медики, узнав мою фамилию, спросили: «Так это вы внучка Белостоцкого?» Надо же! Сколько времени прошло, а деда не забыли, - рассказывает Наталья Артемовна.

За заслуги в деле строительства здравоохранения на Урале в 1928 году И. С. Белостоцкий был награжден грамотой Минздрава РСФСР «Герою фронта здравоохранения».

На Урале был заложен хороший фундамент здравоохранения.

Коммунист ответил: есть!

Партия приказала Ивану Белостоцкому взяться за новое важное дело – в Челябинске развернуть подготовку стройматериалов для сооружения первенца пятилетки – Челябинского тракторного завода. Он был одним из тех незаменимых организаторов, на которых держалась огромная стройка. Выполнял обязанности начальника отдела снабжения, начальника строительства кирпичного завода, директора реммехкомбината, начальника монтажного отдела, заместителя главного механика завода. В 1934–1936 гг. работал начальником Челябинского облкомхоза, начальником благоустройства города, директором треста «Дорстрой». 15 октября 1936 года вернулся на Челябинский тракторный завод, возглавил цех специальных и отделочных работ Управления капитального строительства. С 15 июня 1938 года работал начальником цеха металлоконструкций. 

- Время с середины 1930-х гг. было опасное. То и дело черный воронок увозил коллег и друзей деда в небытие, - рассказывает Наталья Артемовна. – Опасность не раз нависала и над ним. Выручал давний товарищ, с которым подружился еще в Лонжюмо, Серго Орджоникидзе. Железный нарком хотел забрать его на работу в Москву. Но неожиданно пришла телеграмма: «С отъездом повремени», а вскоре обрушилось страшное известие: Серго застрелился. Дед был смелым и принципиальным человеком. Не боялся писать письма в защиту репрессированных друзей, в комиссию по реабилитации. Так, еще в конце 30-х годов он пытался защитить арестованного НКВД тогдашнего директора ЧТЗ Израиля Нестеровского. Не боялся он и потом принимать в своем доме друзей, бывших репрессированных, которые останавливались у него десятками после освобождения из лагерей.

Великая Отечественная война – особая тема нашего разговора с Натальей Артемовной. Пятерых сыновей проводил на фронт Иван Степанович Белостоцкий. Пятерых! Олег и Валентин – в летных войсках, Игорь – артиллерист, Владимир и Артем – пехотинцы. Живы ли? – беспокоились они с женой.  Сам бы пошел на войну Белостоцкий, как когда-то в Гражданскую воевал. Да завод стал для него фронтом. Несмотря на пенсионный возраст – 60 с лишним лет – Иван Степанович считал себя мобилизованным: делал для сыновей – своих и чужих – оружие.

Его обычная фраза: «Работай сам так, чтобы люди, глядя на тебя, так же хотели работать» – вдохновляла других на трудовые подвиги. И в то же время по натуре своей Белостоцкий был человеком мягким, уважительным к другим; работая на ЧТЗ чуть ли не с первого дня, знал каждого рабочего в цехе, а может, и на заводе, прочными нитями был связан с коллективом, мог тронуть за душу и пронять добрым словом любого, с кем беседовал.

- Дед, несмотря на свою внешнюю суровость, был очень добрым и сочувствующим человеком. Помню, уже в середине 1950-х гг. мы с дедом и бабушкой ехали в Свердловск, - вспоминает Наталья Артемовна. – Проезжая мимо Ипатьевского дома, где была расстреляна царская семья, деда как-то передернуло, скривило – там же дети были убиты. Этого делать было нельзя, по его мнению. Он во многих вопросах был непримиримым. И до последних дней он остался кристально честным и принципиальным.

Даже когда подошло время пенсии, Белостоцкий продолжал работать и отказался ее получать, ушел на заслуженный отдых только через 10 лет.  

А своей любимой внучке Наташе старый коммунист завещал быть продолжателем дела строительства коммунизма. В день похорон в 1968 году проводить легендарного большевика в последний путь вышли десятки тысяч челябинцев. Наталья Артемовна рассказывает, что гроб деда несли на руках от театра ЧТЗ по проспекту Ленина до виадука, разделяющего Тракторозаводский и Центральный районы.

…Настало время рассмотреть галерею портретов семьи Белостоцких, которую так бережно создала Наталья Артемовна. Вот и сам Иван Степанович в молодости – красавец с пышными кудрями. Сохранился даже портрет его матери – Екатерины Ефимовны. Дети, внуки – Артем и Наталья. Первая жена – Клавдия Феоктистовна. Бабушка Натальи Артемовны – тоже Наталья, красавица, на 20 лет младше Ивана Степановича.

Память о Белостоцком, по-настоящему пламенном коммунисте, а не просто члене партии, сохраняет улица в Челябинске, названная его именем, две мемориальные доски на фасаде зданий напоминают, что здесь жил и работал И. С. Белостоцкий. Имя Ивана Белостоцкого носил сухогруз Балтийского флота.

Елена Рохацевич