К 100-летию драмтеатра. Преодолевая трудности

 

Возглавив в мае 1949 года труппу Челябинского драматического театра, Н.А. Медведев столкнулся с проблемой перехода театра на бездотационную работу. Творческому коллективу теперь предстояло зарабатывать на содержание не только всей труппы, но и технического персонала, на обслуживание здания, ремонт декораций и оборудования. Медведев искал пути решения столь непривычной задачи и делился планами безболезненного перехода театра на самоокупаемость в своей статье «Преодолевая трудности». Эта рукопись хранится в архивном фонде Р-1726 «Меньшиков Фир Родионович – краевед (1902 – 1978)», оп. 1, д. 36 и ранее не публиковалась. Краткое изложение статьи с цитированием автора предлагаем вниманию всех, кто интересуется историей Челябинского драматического театра. Авторский текст Н.А. Медведева выделен курсивом.

Выдержки из статьи режиссера Н.А. Медведева «Преодолевая трудности» с комментариями главного архивиста ОГАЧО Елены Туровой

Отмечая большие перемены в облике Челябинска, за несколько лет превратившегося в один из крупнейших промышленных центров нашей страны, Н.А. Медведев считал, что с ростом населения растет и культура города, зритель становится все требовательней. «В этих условиях становится особенно ответственной роль театра. Он должен не только поспевать за ростом своего зрителя, а идти во главе этого роста, способствовать подъему культуры…». И ставит в пример Московский академический Малый театр, который за 11 военных месяцев работы на челябинской сцене приобщил нашего зрителя к высокой театральной культуре. По возвращении драмтеатра в родные стены челябинцы предъявили местному театральному коллективу повышенные требования, соответствовать которым оказалось не так просто.

Наступил спад интереса к театру. Театр упорно и настойчиво работал над усовершенствованием своего мастерства, над повышением качества своих спектаклей и постепенно завоевывал признание зрителя.

Однако театр вновь столкнулся с неожиданными трудностями. Давно не видевшее ремонта здание театра пришло в аварийное состояние. В 1949 году его эксплуатация была запрещена. Оставшись без собственного помещения, труппа начала работать на клубных сценах, которые не соответствовали размерам сцены театра. Коллектив оказался в чрезвычайно трудном положении, не сумел быстро перестроить свою работу и окончил 1949 год с большим дефицитом.

Ремонтные работы затянулись. Лишь 17 декабря театр возобновил работу в своем здании, но по-прежнему не хватало актерских уборных и мастерских. «Была лишь одна комната, разделенная легкими дощатыми, не доходящими до потолка перегородками. Причем комната эта не оштукатурена, вместо потолка – обнаженные плиты междуэтажных перекрытий. Крыши нет. В одной небольшой части этой комнаты (примерно 20 кв. м) гримируются и одеваются все 30 актеров, тут же расположен парикмахерский цех и режиссерское управление. В другой такой же комнате одеваются и гримируются все 18 актрис и размещается пошивочная мастерская. В третьей части комнаты расположены костюмерные склады и мастерские. Другие цехи (например, электроцех) помещений не имеют. Декоративный цех за отсутствием помещения работает по ночам на сцене и в фойе. Столярный и поделочный цехи работали в недостроенном, нетопленом помещении… Осенью и весной во время дождя, благодаря отсутствию крыши над частью здания, вода с шумом проникала в ложи и в фойе».

В этих условиях театр должен был ежемесячно зарабатывать в среднем 210 тыс. рублей. Зал вмещал 800 человек. Чтобы выполнить план, предстояло давать по 25 спектаклей сплошным «аншлагом», зарабатывая по 8300 рублей за вечер. Это было практически невозможно. И тогда было решено, кроме основных спектаклей, давать еще 11 выездных. Благодаря этому театру удалось досрочно закрыть сезон, перевыполнив план и по доходам, и по посещаемости, и по новым постановкам.

Анализируя итоги зимнего сезона 1949 – 50 гг., Н.А. Медведев понимал, что успех театра во многом зависит от того, что играют в этом театре, как играют и кто играет. Отмечал успех таких спектаклей, как «Анна Каренина», «На всякого мудреца довольно простоты», «Чужая тень» и «За вторым фронтом», «Московский характер» и «На той стороне». Нужным делом считал постановку пьес для юношества «Аттестат зрелости» и для детей «Кот в сапогах», поскольку специального театра для юного зрителя в городе нет. В дни каникул для детей давали по два дневных спектакля. Н.А. Медведев признал ошибкой сохранение в репертуаре пьес «Мачеха» и «Испанский священник», не представлявших идейно-художественной ценности. «Из мировой классической драматургии следовало отобрать другие пьесы, более близкие нам по теме… В будущем будем более строги и принципиальны при составлении репертуара», - писал он, надеясь вскоре получить от драматургов новые современные пьесы.

Большое значение в театральной постановке имеет игра актеров. Медведев считал основой творческой работы театра, залогом его успеха правдивое воплощение творческого замысла. «Фальшь претит нашему зрителю, он ждет и требует от театра правды о себе… Каждый спектакль должен быть подлинным праздником», - считал Медведев и призывал актеров бороться с серостью и будничностью на сцене. И еще он придавал огромное значение культуре слова, называл звучащее слово одним из главных оружий в арсенале изобразительных средств актера. «Язык должен быть доступным и понятным, но отнюдь не упрощенным. Со сцены должно звучать верно произнесенное, наполненное мыслью слово».

Отвечая на вопрос «Кто играет?», Медведев писал, что челябинский театр располагает коллективом актеров, способных решать серьезные задачи. «Среди 48 актеров нашей труппы есть целый ряд крупных мастеров, квалифицированная ведущая группа, крепкий «середняк» и, несомненно, одаренная молодежь. Однако это не значит, что мы не должны укреплять наш состав. В этом году мы привлекли к работе ряд актеров, в будущем мы также будем заботиться о постепенном освежении и пополнении состава, сохраняя его основное ядро».

Особой удачей считал работы заслуженных артистов республики А.С. Лесковой и В.А. Южанова в «Анне Карениной», Е.Н. Агеева («Чужая тень»), Н.А. Ильинского («Аттестат зрелости»), С.С. Прусской над ролями Энн Кросби («За вторым фронтом») и Виоланты («Испанский священник») и других.

Новые условия работы поставили перед театром вопросы четкого планирования и жесткой экономии. В целях улучшения качества спектаклей пришлось увеличить репетиционное время за счет параллельной репетиционной работы над двумя спектаклями. Одновременно с 13 пьесами текущего репертуара репетировали три новых спектакля: «Женихи», «Закон Ликурга» и «Горе от ума».

С 21 июля по 1 октября были намечены гастроли драмтеатра в Ленинграде, которые, надеялся Медведев, пройдут довольно успешно. К началу нового сезона, намеченного на первую половину октября 1950 года, Челябинский драмтеатр подойдет полный творческих замыслов. К концу 1950 года будут поставлены пьесы «Близкое» и «Мещане» и в репертуаре театра будет 18 пьес.

В завершение статьи Н.А. Медведев написал: «В нашей работе есть много пробелов и недостатков. Но у нас есть страстное желание устранить их, есть стремление работать лучше, есть сознание важности и ответственности задач». Вся дальнейшая деятельность театра стала лучшим тому подтверждением.

Елена Турова