Год театра. Железнодорожный клуб во время Великой Отечественной войны (по материалам лично фонда краеведа Ф. Р. Меньшикова)

 

Клуб челябинских железнодорожников, открывшийся 6 января 1902 года, был не только местом собраний руководства железной дороги, но и принимал театральных гастролеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, других городов. А вскоре в клубе железнодорожного собрания появляется свой самодеятельный театр. «При железнодорожном клубе имеется очень приличный театр Театр настоящего”, эксплуатируемый челябинскими любителями и приезжими гастролерами. Театр хоть небольшой, но, не в обиду будь сказано, с избытком удовлетворяет местным эстетическим потребностям. Принимая в расчет подавляющее изобилие пивных лавок и трактиров», – писал о Челябинске в начале прошлого века известный исследователь народных театров И. Щеглов.

Во время Первой мировой войны, революции и Гражданской войны клуб при железной дороге играл важную агитационную роль как организатор многих мероприятий для солдат и офицеров. А во время Великой Отечественной войны вся деятельность клуба была подчинена задачам военного времени. Подчиняясь единому лозунгу «Все для фронта, все для победы», работа клуба им. В. И. Ленина перенеслась из стен здания по ул. Свободы в агитпункт вокзала и приняла еще больший размах. Через станцию Челябинск военные эшелоны следовали один за другим день и ночь. Работа клуба тоже носила непрерывный характер. 

Старейшая актриса клуба, более 20 лет проработавшая в здешней самодеятельности, Валентина Павловна Запрудская вспоминает, как провожали первый поезд  из Челябинска на фронт: «22 июня 1941 года. Правительственное сообщение, заканчивающееся словами ”Наше дело правое, победа будем за нами“, мы услышали в 4 часа дня. Непрерывно, как боевой клич, передавалась мелодия песни “Священная война”… Трудно передать словами то ошеломляющее действие, которое произвело на нас, советских людей, это неслыханное злодеяние гитлеровской Германии. Большинство из нас, актеров, собралось в клуб, побеседовали и решили: потребуется и наше участие в этом большом патриотическом деле. Наспех составили концертную программу, преимущественно декламации, патриотические стихи, оды, революционные песни и т.д. Распределили материал между собой и стали готовиться к выступлениям. Ждать пришлось недолго. Нас вызвали и предложили выступить перед командованием и солдатами первого эшелона, отправляемого на фронт. Это было самое тяжелое выступление в моей жизни. Я должна была декламировать. Выступала перед солдатами. Смотрю на их молодые лица, а слова сказать не могу. Комок тяжелого переживания подступил к горлу. Я чуть было не расплакалась. Это же пережили в те минуты все мои товарищи артисты».

В ноябре 1941 года профсоюз Южно-Уральской железной дороги своим постановлением обязал все райпрофсожи дороги организовать специальные культбригады для агитационно-массовой работы на станциях.

Каждый клуб, каждая агитбригада должны были давать не менее двух выступлений в неделю. В. П. Запрудская вспоминает, что культбригада челябинского клуба им. В. И. Ленина давала даже не два концерта в неделю, а до четырех в день. Руководитель самодеятельности клуба Маврина со своим коллективом за три месяца работы дала 121 концерт в агитпункте вокзала и госпиталях. Другой коллектив клуба с 22 июня по 12 августа 1941 года дал 70 концертов в общежитиях, красных уголках, госпиталях. Особое внимание было уделено обслуживанию эвакуированных и членов семей воинов, работавших в тылу, ибо фронт и тыл едины.  Самодеятельные артисты устраивали даже небольшие концерты на квартирах лучших передовиков производства.

Лекторами агитпункта челябинского вокзала в декабре 1941 года, в январе и феврале 1942 года проведено 304 доклада и лекции, обслужено 124 тыс. пассажиров. Агитаторы агитпункта за сутки давали сотни справок о положении на фронтах, раздавали газеты и журналы, литературу. Отдельным пассажирам работницы клуба сами читали газеты. Одним из передовых агитаторов клуба был секретарь парторганизации кондукторского резерва Н. А. Тарбаков. Все свободное от производственной работы время он посвящал работе в агитпункте.

Для обслуживания железнодорожников и пассажиров  на линии политотдел дороги организовал агитвагон, оборудованный киноустановкой, в нем также имелась художественная литература, периодические издания. Начальник Южно-Уральской железной дороги А. П. Малькевич очень ценил самодеятельных артистов, в большинстве своем – женщин, и ту роль, которую они играли как агитаторы и пропагандисты патриотической тематики.

К концу Великой Отечественной войны работа самодеятельных артистов железнодорожного клуба достигла высоты в сценическом мастерстве, что подтвердилось на смотре художественной самодеятельности железной дороги в начале 1945 года. Начальник дороги А. П. Малькевич специальным приказом от 13 января 1945 года за большую патриотическую работу, за успехи в развитии художественной самодеятельности премировал 116 участников смотра художественной самодеятельности денежными премиями от 300 до 1000 рублей, а 25 человек получили самые высокие премии – по 1000 рублей. Политотдел Южно-Уральской железной дороги наградил клубы и коллективы самодеятельности дипломами и грамотами. 9 мая 1945 года театральный коллектив клуба им. В. И. Ленина отметил большим концертным выступлением перед челябинцами.

Елена Рохацевич