Фотография на память. Встреча ветеранов 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады с Н. С. Патоличевым

В Объединенном государственном архиве Челябинской области, в личном фонде участника Великой Отечественной войны, знаменосца и командира разведки взвода 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады Александра Александровича Соколова есть несколько фотографий, на которых запечатлен министр внешней торговли СССР, а во время Великой Отечественной войны 1-й секретарь Челябинского обкома ВКП(б), Николай Семенович Патоличев с группой ветеранов 63-й бригады. Фотографии очень скупо аннотированы. Проставлен год – 1966 и обозначены лишь сам Патоличев и Соколов. Как известно, Патоличев был одним из главных организаторов Особого Уральского добровольческого танкового корпуса, в который входила и Челябинская бригада. Но какова история этих снимков?

Разгадку подсказали «черные ножи»

Разгадка пришла неожиданно во время открытия большой выставки «Черные ножи» – о 63-й гвардейской Челябинской добровольческой танковой бригаде, которая 22 июня 2020 года развернулась у памятника Добровольцам-танкистам. На выставку пришла дочь ветерана-танкиста Сергея Викторовича Кестера Изабелла Сергеевна Каравдина и подарила архиву книгу с воспоминаниями отца. В книге очень подробный рассказ о том, как в послевоенное время зачиналось ветеранское движение в Челябинской области, особенно это касается организации совета ветеранов 63-й гвардейской Челябинской добровольческой танковой бригады. В книге есть момент, как летом 1966 года члены совета ветеранов при поддержке областного военкомата и обкома ВЛКСМ, который в то время возглавлял Виктор Поляничко, решили осуществить поездку по местам боевого пути уральских танкистов от Москвы до Львова на автобусе.

Сергей Кеснер приводит в книге дневниковые записи той поездки (он был летописцем похода), в которых рассказывает о встрече делегации с министром внешней торговли Н. С. Патоличевым и огромном внимании, оказанном им челябинцам, а самое главное – о его неоценимой роли в организации самого памятного рейда.

Восемнадцать первопроходцев

Группа челябинцев состояла из восемнадцати человек. Хочется назвать поименно этих первопроходцев ветеранского движения в нашем крае:

- Предеин Никифор Львович, бывший офицер штаба бригады, майор в отставке;

- Богомолов Михаил Александрович, бывший начальник политотдела бригады, подполковник;

- Акиньшин Михаил Григорьевич, бывший командир танка, роты, батальона, майор запаса;

- Витушкин Андрей Данилович, бывший механик-водитель танка;

- Воронин Константин Васильевич, бывший командир отделения телефонистов;

- Ерофеев Борис Николаевич, бывший начальник штаба танкового батальона;

- Кестер Сергей Викторович, бывший радист танка начальника штаба бригады;

- Соколов Александр Александрович, бывший командир взвода разведки;

- Чернов Валентин Александрович, бывший комсорг танкового батальона.

От комсомольского актива в делегацию входили:

- Гааз Виталий, помощник машиниста локомотива ЖДЦ ЧМЗ;

- Денисенко Михаил, учащийся ГПТУ № 34 г. Копейска, секретарь комсомольской организации училища;

- Иванцов Михаил, комсорг комитета ВЛКСМ ЧКПЗ;

- Лахтин Николай, слесарь завода им. Колющенко;

- Плетенчук Николай, кинооператор Челябинского телецентра;

- Райский Виталий, студент Челябинского политехнического института;

- Чернов Анатолий, учащийся школы № 138 г. Челябинска;

- Абалин Геннадий, секретарь комсомольской организации ЧЛЦ № 1 ЧТЗ.

Возглавлял делегацию Борис Монюшко, 2-й секретарь Ленинского райкома ВЛКСМ Челябинска.

«Был бы потерянным человеком»

В Москву группа прибыла 28 июня рано утром и на следующий день уже должна была выехать на автобусе по маршруту боевого пути танкистов. Однако по какой-то причине ЦК ВЛКСМ не договорился о транспорте для делегации. Сергей Кеснер пишет: «Просто не верилось, чтобы наши областные комсомольские вожаки, вложившие так много труда в организацию похода, могли столь безответственно отнестись к решению вопроса о транспорте». Смею предположить, что челябинский-то комсомол сделал все, от него зависящее, а вот ЦК ВЛКСМ не придал важного патриотического значения этой поездке: в 1966 году ветеранское движение участников Великой Отечественной войны еще не было развито, а только зарождалось. Вот тогда-то и пришел на помощь Николай Семенович Патоличев. Он накануне узнал о приезде челябинцев и захотел встретиться с ними, ведь именно он стоял у истоков организации Особого Уральского добровольческого танкового корпуса и Челябинской бригады.

30 июня делегация была в министерстве внешней торговли. Сергей Кестер пишет: «Состоялась теплая трогательная встреча, на которой присутствовала вся наша группа. Николай Семенович встретил нас со слезами на глазах. В непринужденной обстановке он делился воспоминаниями, внимательно выслушивал каждого из нас. И когда, между прочим, кто-то из нас сказал, что, учитывая его занятость, да еще в дни, когда в Москве находится французская правительственная делегация во главе с президентом де Голем, мы не надеялись на эту встречу, Николай Семенович ответил: „Если бы я вас не принял, я был бы потерянным человеком‟, и добавил, что нашему походу он придает большое политическое значение».

Замолвить слово перед Патоличевым

Ветераны, уже зная, что с транспортом худо, попросили своего комиссара Богомолова замолвить перед Патоличевым словечко об автобусе, но тот постеснялся. Тогда они сами через голову руководства делегацией в подходящий момент рассказали Николаю Семеновичу о вынужденной задержке в Москве. Это сообщение он принял близко к сердцу и тут же поручил своему помощнику Смолянинову заняться вопросом выделения автобуса, подключить к этому делу начальника АХО министерства, попросил связать его с ЦК ВЛКСМ. А челябинцев просил информировать его о ходе решения вопроса.

Только благодаря вмешательству министра внешней торговли Патоличева ветеранам-танкистам выделили автобус. Причем, интересный момент: на срочно созванном совещании директоров автопарков в Мосгоравтотресте развернулась баталия за право снаряжения для челябинской делегации ветеранов войны автобуса.

Лучшая машина с лучшими шоферами

Это право получил лучший 3-й автобусный парк Москвы, который выделил лучшую машину с лучшими водителями – авто-асами Андреем Сапрыкиным и Василием Каролихиным.

Летописец похода Сергей Кестер приводит еще ряд эксклюзивных подробностей встречи челябинцев с Николаем Патоличевым: «В честь встречи Патоличев угостил каждого из нас рюмкой коньяка и чашечкой черного кофе. К кофе были поданы две сахарницы, и Николай Семенович сказал: „Здесь – наш сахар, его можно класть один кусочек, а это – кубинский, лучше положить два кусочка‟. Я спросил: „Зачем же тогда мы его закупаем?‟ На что он ответил: „Друзьям надо помогать‟. На прощанье вся группа сфотографировалась с Патоличевым (кроме Райского, т.к. он фотографировал). Николай Семенович сказал нам напутственное слово, и мы тепло расстались».

Вот так в личном фонде ветерана 63-й Челябинской танковой бригады Александра Соколова появились эти фотографии.

Елена Рохацевич