В 2021 г. городу Челябинску исполняется 285 лет. Каждый юбилей — повод оглянуться назад, посмотреть на пройденный путь. При этом важно увидеть не только то, чего мы достигли, но и альтернативы, то, что было возможно, но осталось нереализованным – в силу тех или иных причин. Не менее важно и попытаться понять, какими соображениями, мотивами руководствовались люди, чьими усилиями развивался наш город.
Ранее мы уже писали о состоявшейся в марте 1945 г. областной конференции представителей Всесоюзного географического общества[1]. Мероприятие это заметно отличалось от привычных для Челябинска довоенного времени культурно-пропагандистских акций и собраний. О своем будущем говорили ученые, интеллектуалы. Прежние идеологические лозунги в речах уступили место вдумчивому рассказу о том, какую именно практическую пользу они могут принести свой малой Родине, патетика уступила место прагматическим размышлениям.
Выступали на конференции и представители власти, причем не в качестве тех, кто ее открывал, а лишь на второй день, после представителей науки. Среди тех, кто произнес свою речь, был и председатель Челябинского городского исполкома Павел Степанович Беляев. Его речь мы и предлагаем Вам к прочтению.
Чем же интересен этот документ? Во-первых, его стилистика заметно выделяется, отличается от знакомых нам речей государственных и партийных руководителей того времени. П. С. Беляев не впадает в патетику, не цитирует официальные документы, он просто и логично демонстрирует всем ход своих мыслей. Председатель горисполкома без смущения именует себя на западный манер «мэром» и рассуждает о потребности горожан в учреждениях, где можно «выпить, закусить и хорошо провести свободное время» — столь свободна и непринужденна была его речь.
Во-вторых, одной из центральных тем его речи стало то, что ныне принято называть в науке формированием «территориальной идентичностью», то есть представлениям об общности людей, проживающих вместе на определенной территории, в просторечии же — местному патриотизму. Люди, живущие в Челябинске, полагал он, должны знать свой край, понимать и любить его, а власти — способствовать развитию этого чувства любви и сопричастности. В выступлении П. С. Беляев объясняет, почему это нужно и важно. Такие рассуждения необычны для советского чиновника первой половины XX в., чья карьера крайне редко была привязана к одному определенному месту жительства. Все, кто изучает процесс формирования так называемых локальных общностей, смогут ознакомиться здесь с чрезвычайно любопытным материалом.
В-третьих, выступление П. С. Беляева содержит немало малоизвестных фактов из прошлого нашего города. Так, на площади Революции планировалось установить памятник, посвященный вкладу Урала в Победу над фашистской Германией, в горсовет уже начали поступать его проекты, в том числе и из соседних городов. В 1945 г. планировалось отметить двухсотлетие города, хотя остается неясным, почему руководство горисполкома думало, что датой его основания был 1745 год. В Челябинске рассчитывали построить большой шарикоподшипниковый завод… Это лишь часть того, что прозвучало в речи.
Наконец, в-четвертых, это выступление является подведением итогов развития города в военные годы и попыткой взгляда в будущее. П. С. Беляев намечает некоторые из проблем и пути их преодоления. Поразительно, но некоторые из отмеченных им недостатков остаются актуальны для нас до сих пор. Кто знает, может быть, актуальными будут и предложенные им решения?
Публикация и вступительная статья кандидата исторических наук, главного археографа ОГАЧО М. А. Базанова
Выступление председателя Челябинского горисполкома Павла Степановича Беляева на первой Челябинской областной географической конференции[2]
6 марта 1945 г.[3]
[…][4] Я хочу в своем выступлении остановить ваше внимание на сугубо-утилитарной части Вашей деятельности, которая меня, как «мэра»[5] города, больше всего интересует.
Вот несколько примеров, когда нам, руководителям города и трудящимся г. Челябинска, нужна помощь Географического общества.
Во-первых. Мы проводим большое строительство, причем темпы строительства намечаются очень бурные. Даже в нынешний год, в суровый год Великой Отечественной войны, когда от страны требуется максимум напряжения всех материальных и духовных сил и ресурсов, даже в эти трудные дни войны Правительство продиктовало нам огромный план жилищного, бытового и культурного строительства.
Мы должны построить 150 тыс. кв м жилой площади, 6 школ, 7 больниц, два Дворца культуры, 2 клуба, 12 кинотеатров – и все это в течении одного года. Можно себе представить, какой громадный расцвет наступит после победоносного окончания Отечественной войны. Иначе быть и не может, т.к. Челябинская область изменилась за годы Великой Отечественной войны не только с точки зрения ее экономики, промышленности, но изменилась и по составу населения. Кадры интеллигенции с 1940 по 1945 года возросли в 6—7 раз. Число ученых, профессоров (я уже не говорю о кандидатах наук, а только [о] докторах наук) возросло в 16 раз. Количество студенчества институтов и техникумов в городе возросло в 9 раз и т.д. Качественный состав населения области резко изменился, и поэтому другие требования будут предъявляться после войны и мы должны быть готовы на эти требования ответить, причем требования будут предъявляться самые разнообразные, вплоть до того, что рабочие, интеллигенция, трудящиеся потребуют не только университетов, клубов, но и сети ресторанов, где можно выпить, закусить и хорошо провести свободное время. И мы должны быть готовы, чтобы на все эти требования ответить.
Больше того, мы стоим перед серьезной угрозой в Челябинской области угрозой текучести кадров[6].
Если мы в ближайшее время самыми форсированными темпами не создадим хорошую жизнь для населения нашей области, то можем оказаться перед фактами массовой текучести народа, тем более, что народ приехал к нам из Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы и др. городов и много народа приехало на постоянное жительство из таких мест, где жилось лучше, красивее и веселее.
Поэтому строительство будет идти самыми крупными шагами.
Хочу привести еще один пример и сказать, что в дни, когда работает географическая конференция, 2 бригады инженеров работают в г. Челябинске для подыскания площадок для строительства мощного шарикоподшипникового завода типа Московского ГПЗ на 16—20 млн подшипников и для строительства крупнейшего вагоностроительного завода. Намечается в ближайшее время строительство листопрокатного завода.
Следовательно, строительство, которое развивалось за годы войны, не только не приостановилось после окончания войны, но, наоборот, будет идти еще более бурно, а это потребует притока кадров рабочих и интеллигенции.
Встает вопрос: как строить и из чего строить, из каких стройматериалов? Ответ на этот вопрос дают нам инженеры-строители, а они дают не полный ответ и надо прямо заявить, что мы богатств своей области, в частности богатств стройматериалов, до сих пор не знаем, и сейчас даже для строительной программы 1945 года вопрос о стройматериалах является самым острым и, если есть опасность срыва плана строительства, то только из-за недостатка стройматериалов.
Можно ли поверить, что у нас на Урале, в Челябинской области, не хватает стройматериалов при том богатстве и разнообразии содержимого наших недр, при наличии богатейших нерудных ископаемых, рек, лесов и т.д.
Значит, нам надо ответить на вопрос, какие стройматериалы в ближайшее время, месяцы, годы мы можем получить, чтобы удовлетворить все возрастающее промышленное и особенно жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство в нашей области.
Второй вопрос: в городе до войны было 230 тыс. населения, а теперь 500 тыс. Больше чем в два раза возросло население г. Челябинска, приехали люди из других областей и районов Советского Союза, Урала они не знают. Они, может быть, слышали об Урале, знали, что есть г. Челябинск и Челябинская область, а что это за область они не знали и не знают до сих пор, а ведь чтобы жить и успешно работать надо познать местность, в которой ты живешь и ее полюбить, надо хорошо познать, изучить, освоить.
Поэтому вторая задача стоит перед нами, населению, весьма многочисленному, нужно показать Челябинскую область во всей ее красоте, со всеми богатствами и научить народ любить свою область, свой край.
Третье: по решению обкома ВКП(б) мы должны в этом году приступить в городе к установке такого монумента на площади Революции, который бы отражал участие трудящихся Челябинской области в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков. Архитекторы Свердловска и Челябинска предложили несколько десятков очень успешных проектов и на днях жюри будет отбирать лучшие. Большинство архитекторов, приславших проекты, считает, что этот монумент, будет ли он в виде здания, или в виде фигуры, это решит жюри, но большинство считает, что нужно на монументе показать все богатство недр Урала, так как этот монумент строится не на год, а на десятки и сотни лет. Нужно изобразить не только труды наших рабочих и интеллигенции, но показать, что это — труды Урала, Челябинска.
Четвертое, в наших школах сейчас очень мало материалов по географии Челябинской области. К сожалению, к великому сожалению, дети в наших школах мало познают нашу область. Только в 3—5 школах можно найти минералогические коллекции Урала. И получается, что дети своей области не знают, не изучают ее и отсюда не развивается любовь к своей области, а без любви никакого хорошего дела не сделаешь. Перед нами стоит задача — воспитать в наших детях любовь к нашей области. Для приезжего народа это — проблема, они Урал знают только с суровой стороны, а другую сторону его они не знают. А Урал действительно суровый и встретил он многих не особенно ласково и сейчас бытовые условия довольно тяжелые и в ближайшие дни они резко не улучшаться. Надо начать с детей. Как? Прежде всего наши преподаватели: вооружены ли они достаточными материалами? Пока нет. А надо их этими материалами вооружить, и задача географического общества в этом отношении очень большая и почетная. В школах нет ни гербариев, ни чучел, нет минералогических коллекций. Если бы были такие материалы, можно было бы их показать, рассказать о них детям и это воспитало бы детей, развивало бы их, будило бы их интерес к своему краю, к своей родине.
В этом отношении большая помощь должна идти от Географического общества.
Пятое: в июне этого года мы будем отмечать 200-летие города Челябинска. Этому «старику» исполнятся 200 лет. Мы с тов. Старцевым[7] советовались по этому поводу, как отметить, в чем это будет заключаться. Можно повести волну собраний, митингов, бесед с трудящимися — это само собой, но прежде всего надо издать хотя бы брошюру, посвященную истории старой Челябы и социалистическому Челябинску. Все, что касается социалистического Челябинска, более или менее может быть отражено полностью, а по истории старого города у нас почти ничего нет. Это говорит о том, что эта кропотливая исследовательская, собирательская работа плохо поставлена.
Надо смотреть и на будущее. Давайте восполним этот пробел, потому что на тоненькую брошюру мы с тов. Старцевым не можем набрать материал. 200 лет — большой срок, в свое время Челяба была крепостью, форпостом[8] страны, но в истории это нигде не отмечено[9].
О музеях здесь уже говорили. Вот приедешь в Свердловск, там такой музей, что приятно посмотреть, а если к нам кто приедет, — что мы можем показать? Мы в этом мы с Вами, Александр Андрианович[10], виноваты, что музея нет хорошего, и даже те небольшие фонды, которыми мы располагаем, не используются. Надо вопрос решить[11].
И последнее замечание: развитие всякого дела требует культурных мероприятий. Как я уже говорил, перед нашей Челябинской областью стоят большие задачи, расцвет ее в ближайшие годы очевиден. Промышленность, транспорт, экономика нашей области будут расцветать. Должна развиваться и культура.
Но всем известно, что в Челябинске, следовательно, и в Челябинской области, нет приличной типографии. Маленькие типографии были, где модно какую-нибудь брошюру напечатать, а для того, чтобы область стала культурной в подлинном смысле этого слова, надо не только строить заводы, города, но и иметь свои университеты, клуб, Дом ученых, нужно, чтобы были хорошие театры, филармония, а главное, чтобы была база для полиграфической промышленности. Мы с великим трудом, но все-таки создаем в городе прекрасную книжно-журнальную типографию, прокатную, повторяю, потому[12] что ее мощность будет счисляться более одной трети мощности первой образцовой типографии Москвы, оборудование получено оттуда, и сейчас уже идет монтаж его. Все это позволит нам издавать все ученые, исследовательские работы, которые будут иметь для нас значение.
Вот те может быть и частные[13] задачи, которые вытекают из работы городского совета. Я со своей стороны от имени горсовета обещаю оказывать Географическому обществу необходимую помощь и поддержку, так как мы, повторяю, безусловно заинтересованы в его успешной работе.
ОГАЧО. Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 325а. Л. 125—132. Подлинник. Машинопись.
[2] Из стенограммы конференции. Неавторизованный, беловой экземпляр.
[3] Указана дата выступления.
[4] Опущены приветственные слова членам Географического общества, инженерам и представителям технической интеллигенции.
[5] Так в документе.
[6] Так в документе.
[7] Имеется в виду Виктор Степанович Старцев, председатель Челябинского отделения Всесоюзного географического общества, заведующий кафедрой физической и экономической географии Челябинского государственного педагогического института.
[8] Слово «форпостом» вписано от руки.
[9] В 1947 г. выйдет книга П. В. Мещерякова, посвященная истории города, см.: Мещеряков П. В. Челябинск: краткий очерк. Челябинск, 1947.
[10] П. С. Беляев обращается к председателю Челябинского облисполкома А. А. Белобородову, так же выступавшему в тот же день на конференции с речью.
[11] В годы войны помещения Челябинского областного краеведческого музея были заняты эвакуированными учреждениями и наркоматом внутренних дел, в распоряжении самого музея оставили подвальное помещение. По окончанию войны зданию требовался капитальный ремонт. После реэвакуации и выделения необходимых финансовых средств для ремонта в 1945—1946 гг. музей смог вновь вернуться к активной работе с посетителями (см.: Антипин Н. А. Челябинский краеведческий музей. 1913—1957 гг. Челябинск, 2011. С. 33—34.
[12] Слово «потому» вписано рукой поверх сроки.
[13] Фраза «и частные» вписана от руки.