«Актуариус имеет право по должности чина своего»

Решением коллегии федеральной архивной службы России в 2003 году был учрежден профессиональный праздник – День архивов. Датой для его установления является 10 марта каждого года. В этот день (по новому стилю) в 1720 году был опубликован «Генеральный регламент или Устав» – первый в России общегосударственный правовой акт, определивший основы государственной службы и архивного дела в стране. Регламент собственноручно был написан Петром I и вступил в силу закона 28 февраля (10 марта по новому стилю) 1720 года.

Личное участие в законотворчестве – особенность деятельности Петра. Очень неразборчивым почерком, с большим количеством орфографических ошибок, царь сочинял свои указы, причем некоторые из них он многократно переписывал. Среди указов и регламентов, изданных Петром I, Генеральный регламент выделяется своей значимостью. Сколь важным считал царь Генеральный регламент, свидетельствует наличие его 12 редакций, из которых 6 принадлежит перу Петра.

Этот документ состоит из 56 глав, устанавливающих права, обязанности и порядок государственной службы должностных лиц, начиная от президента коллегии и кончая сторожем. Для архивистов же особо важны 2 главы: глава 32 «О должности актуариуса» и глава 44 «О архивах».

В главе 32 подробно расписаны все должностные обязанности. Собственно, вся глава полностью посвящена этому. Чем же должен был заниматься архивариус (это более позднее название должности, но уже встречается и в Генеральном регламенте)? Например, в регламенте определено, что «…Получаемые в коллегии письма прилежно собирать, оным реестр чинить, листы перемечивать…квитанционную книгу иметь…и в той же книге отмечать, что принято…иметь надзирание и попечение о бумаге, перьях, чернилах, сургуче, воске, о дровах, свечах и прочем, что надлежит и сверх того некоторая часть канцелярских дел ему придается; а где в коллегиях регистратор не обретается, надлежит актуариусу его во всем исправлять…»

Значителен тот факт, что предписывалось ведение в любом учреждении целого ряда реестров. Это особые книги, в которых предусматривалось вносить оглавление документа, его краткое содержание, обозначение числа, месяца, года, указание, откуда поступил документ, и количество листов. Вот таким был в далеком прошлом прообраз современной архивной описи. Именно реестр предполагал строгий учет и служил сохранности и быстрому «приисканию» нужных дел. Однако на практике реестры стали применяться не сразу, не везде и далеко не в полном объеме. Раньше всего, примерно в ХVIII веке, они вполне утвердились в крупнейшем учреждении эпохи – Правительствующем Сенате, затем, в меньшей степени, в центральных органах, тогда как в губерниях и провинциях, это всегда оставалось скорее исключительным фактом, чем обычным явлением.

Глава 44 «О архивах» маленькая. Для истории архивного дела этот документ важен тем, что в нем впервые была установлена обязательная сдача в два архива оконченных «производств». В регламенте предписывалось, что «Книги, документы, дела, учиненныя регистратуры, когда оныя три года в Канцелярии и Конторе лежали, потом в Архив с роспискою архивариуса отдаются, токмо из того изъяты суть особливые уставы, регламенты и все те документы и книги, которыя в Коллегиях и Канцеляриях и Конторах для справки, и правила их всегда при них имеют быть. Дабы Коллегии и их Канцелярии знать могли, куда и в который Архив их выше упомянутыя письма надлежит отдавать: того ради повелевает Его Царское Величество иметь два архива, один по делам всех Коллегий, которыя не касаются приходу и расходу, быть под надзиранием Иностранных дел Коллегии, а которые касаются приходу и расходу, быть под надзиранием Ревизион-Коллегии».

Прошло почти 300 лет… Многое изменилось. Возросла в обществе значимость архивной службы, существенно расширились функции архива и должностные обязанности архивистов. Но суть осталась та же – мы по-прежнему собираем дела и попечение о них имеем, оным реестр чиним и листы перемечиваем.

Галина Кибиткина,

главный археограф ОГАЧО