27 марта – Всемирный день театра. Фир Меньщиков – краевед и театрал

 

2019 год в России объявлен Годом театра. Профессиональные сообщества готовят новые постановки, зрители ждут новых встреч с театральными деятелями. И в то же время хочется вспомнить о тех, кто сохранил для потомков театральную историю, популяризировал театр. В Челябинске первым краеведом-театроведом был Фир Родионович Меньщиков (1902-1978). Его личный фонд образован в 1972 году и хранится в Объединенном государственном архиве Челябинской области. К слову, Меньщиков стал одним из первых создателей фондов личного происхождения. Хотя о Фире Меньщикове не очень много известно, но он, без сомнения, личность, заслуживающая исследовательского внимания. Во-первых, крестьянин по происхождению, из глубокой деревни, по профессии технарь, управленец, даже изобретатель (в 1933 году изобрел прибор для аналитического учета работы станков по металлообработке, имеет патент). Во-вторых, на протяжении всей жизни собирал уникальные источники театральной и персональной истории деятелей культуры Южного Урала. Как он сумел совместить две такие разные сферы деятельности? Большая загадка! 

В автобиографии Меньщиков пишет, что родился 23 ноября 1902 года в деревне Межборной Глядянской волости Курганского уезда Тобольской губернии (ныне Курганская область), в семье бедняка, позднее хозяйство отца было середняцким. Крестили его как Филарета, но потом имя изменили на Фира.  В 1915 году окончил школу. В 1918 и 1919 жил и работал в хозяйстве отца. При Колчаке молодежь деревни насильственно мобилизовали в белую армию, но по дороге он дезертировал и скрывался в доме отца, а когда пришли красные, добровольно вступил в РККА, участвовал в Гражданской войне в составе 310 полка 2-й бригады 35-й дивизии Красной армии; демобилизовался 2 февраля 1921 года. Учился на разных курсах, работал в разных организациях и на разных должностях: от тракториста и почтальона до окружного технорука. Вступил в партию, учился в областной партшколе, но в 1933 году Меньщикова «вычистили» из партии, можно было восстановиться, но он не стал этого делать. В 1930 году поступил на заочное обучение в Московский автодорожный институт, правда, окончил только три курса. Но и этого для того времени было достаточно, чтобы работать на руководящих должностях: в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства, на ЧТЗ, в Зерновом управлении и т.д.

Во время Великой Отечественной войны Фира Родионовича призвали в Красную армию, но оставили в тылу. После войны трудился старшим инструктором в Челябинской областной конторе «Сельхозснабжения», техническим руководителем артелей в системе промкооперации, директором Мисяшского рыбопитомника, начальником отдела грузовых перевозок облавтотреста. Судя по автобиографии, к 1960 году Меньщиков ушел на заслуженный отдых. Вот тогда-то и проявилась его любовь к краеведению, к изучению культурной жизни Челябинска.

В фонде Р-1726 Ф. Р. Меньщикова содержится эксклюзивный материал по истории театров, отдельных актеров и режиссеров, о самодеятельном искусстве, начиная с 1900-х годов. Воссоздавая историю культуры Южного Урала, он находил первоисточники, записывал воспоминания старых театралов, обращался к газетам прошлого времени. Так, ему удалось собрать историю первого в Челябинске симфонического оркестра под управлением дирижера Григория Моргулиса (1878-1942); по воспоминаниям старожилов воссоздать историю любительской самодеятельности челябинских клубов дореволюционного периода: записал казачьи песни, забавы, игры, стихи, которые исполнялись актерами из народа. Но особенно увлеченно Фир Меньщиков занимался историей театрального искусства. В его фонде есть даже такие уникальные документы, как личные счета актеров театра Сметанина-Уральского, что располагался на острове реки Миасс в 1919 году. Из документов можно узнать, что, к примеру, у Валентина Павловича Демина оклад был 1500 рублей, амплуа простака, комика, характерного актера, с ним был заключен договор с 9 июля по 14 сентября 1919 года и выдано в счет аванса 300 рублей. Николай Евгеньевич Аблов был очередным режиссером с жалованьем в 2000 рублей. Есть сведения о сумме, уплаченной за аренду театра.

Меньщиков собрал целую коллекцию документов и фотографий об актерах Челябинского драмтеатра С. П. Вадовой, А. Я. Мазурове, В. А. Петрове, Е. И. Прейс, о творческой деятельности главного режиссера драмтеатра Н. А. Медведева. Немало документов посвящено истории театра оперы и балета, театра кукол, театра юного зрителя, цирка. Здесь и планы постановок, и афиши, и письма, и фотографии спектаклей. Чтобы дополнить биографию какого-нибудь деятеля культуры Челябинска, Фир Родионович обращался с письмами в разные театры и музеи страны, к краеведам. И те отвечали ему. Значит, он умел увлечь своим делом других людей, найти нужные убеждающие слова. Кроме того, Меньщиков сам входил в состав совета Московского театрального музея имени А. А. Бахрушина. Наверное, это был единственный случай, когда простой любитель-краевед из провинции стал вхож в высокие театральные круги столицы. Вот что написал директор музея им. А. А. Бахрушина Ф. Р. Меньщикову 24 января 1969 года: "Благодарим Вас за предложение своих услуг по сбору афиш челябинских театрав. Наш музей в настоящее время проводит большую работу по сбору материалов деятельности театров в советский период. Ваше предложение совпадает с задачами Совета содействия".

Фир Меньщиков занимался пропагандой театрального искусства, с его помощью на челябинском телевидении создавались программы о театрах, об актерах, он сам писал сценарии передач, выступал с лекциями. Сохранились очерки, газетные статьи о театральной жизни нашего города, написанные им. 

Благодаря документам, собранным Фиром Родионовичем Меньщиковым, сегодняшние краеведы, исследователи культурной жизни Южного Урала прошлого века могут проследить и познакомиться с историей челябинских театров, с биографией деятелей искусств. 

Елена Рохацевич