Из истории Дня России: «праздник, к которому мы привыкаем»

C. А. Кусков, ведущий археограф ГУ ОГАЧО, к.и.н.

Главным богатством архивного фонда ГУ ОГАЧО принято считать старейшие документы XVIII-XIX веков. Но бег времени не останавливается, поэтому в архиве накапливаются документы недавней истории, памятной большинству наших земляков. Государственные учреждения Челябинской области передают в архив свои дела, редакции популярнейших региональных изданий направляют на хранение в архив подшивки газет. Благодаря этим материалам исследователи имеют возможность возвращаться к событиям недавнего прошлого, изучение которого ещё только предстоит.

12 июня этого года челябинцы в очередной раз будут праздновать День России. Это относительно молодой праздник, и он до сих пор не легитимирован в сознании народа. В фондах архива имеются опубликованные копии документов, давших жизнь празднику.

В Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 14 июня 1990 года была опубликована декларация «О государственном суверенитете  РСФСР». Этим документом провозглашался государственный суверенитет «в составе обновлённого Союза ССР», то есть формировались юридические основания для переговоров и подписания нового союзного договора. Провозглашение независимости (суверенитета) республиками стало прологом к распаду союзного государства в декабре 1991 года.

После распада СССР День независимости должен был стать ключевым российским праздником по примеру многих других государств, в недавнем прошлом освободившихся от колониальной зависимости. Но Россия непрерывно сохраняла государственную независимость на протяжении более пяти веков, что затруднило обоснование праздника. В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» объявлялся праздничным нерабочим днём. В столь длинное и неудобное для использования название почти не использовалось, а позднее явочным порядком было сокращено до «Дня России». Быстрое уменьшение благосостояния народа в 1990-х годах также не способствовало укоренению нового праздника.

В документах Челябинского областного Совета народных депутатов и Администрации Челябинской области найти решения о проведении празднования, народных гуляний пока не удалось. Но зато известно, что ход праздничных мероприятий отражался в прессе.

В 1990-х годах на страницах июньских номеров газеты Челябинский рабочий публиковались поздравления официальных лиц, фотографии, сообщения о праздничных мероприятиях. Как правило, источником для информационных сообщений являлись местные власти. При этом сами руководители путались в терминологии праздника. В прессе господствовало мнение, что праздник называется «День независимости».

Относительно праздника в 1990-х годах в обществе не было консенсуса, что проявлялось в появлении дискуссионных статей на страницах «Челябинского рабочего». Такие статьи назывались «Праздник, к которому мы привыкаем», «Зависимая независимость» и др. Антикоммунистическое обоснование праздника «как памяти о дне освобождения России от большевистской эксплуатации и насилия» звучало в устах некоторых общественных деятелей.

Известно о широком праздновании Дня России в 1994 году, когда в Челябинске были проведены массовые народные гуляния. Активное участие в праздновании принимали активисты партии «Демократический выбор России». В Челябинске был проведён праздничный концерт, где выступили гастрольные и местные творческие коллективы. Особенностью 1994 года стало наличие двух центров празднования, в том числе парк им. Пушкина. В другие годы масштаб празднования был меньше.

Руководство Челябинской области (В. Соловьёв, П. Сумин) очень тактично высказывались о празднике, стремились избежать обострения гражданского противостояния ещё и в этом вопросе. Их поздравления с праздником проникнуты осознанием тяжести переживаемых проблем, необходимости сохранения производственного потенциала области. Таким образом, в 1992-1998 годах вне зависимости от партийных пристрастий областная власть даже столь молодой и неоднозначный праздник использовали для консолидации общества, то есть с самого начала пытались сделать его «Днём России».

Поделиться