Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года


 

Е. Р. Расцветаева, ГУ ОГАЧО

 

«Великия события в жизни народов не только дают новый курс их истории, но действуют морально на народную душу. Эти события не забываются никогда, но особенно влияние их сильно и ярко в дни, посвященные воспоминаниям о них» (из письма акционерного общества «Бородино» (г. С.-Петербург) к наказному атаману Оренбургского казачьего войска).

История дореволюционной России богата на всевозможные «круглые» даты. В 1909 году отмечалось 200-летие Полтавской битвы, в 1911 году – 50-летие отмены крепостного права и 30-летие убийства Александра II, а в 1913 г. – 300-летие царствования дома Романовых.

Одна из таких «круглых» дат выпадает и на 1912 год, когда по всей стране праздновали 100-летие Отечественной войны 1812 г. Торжества проходили с огромной пышностью, в присутствии императора, Двора, французской и других иностранных делегаций и выделялись даже на фоне обилия празднеств тех лет.

К освещению всего, связанного с подготовкой и празднованием этого события в России, исследователи обращались неоднократно. Однако, в большинстве своем, эти материалы касаются столичных мероприятий и торжеств, проходивших на Бородинском поле. «Локальными» исследованиями историки и краеведы практически не занимались.

А ведь для человека свойственно обращаться к опыту предыдущих поколений. И сейчас, когда Челябинская область, как и вся страна, готовится к празднованию 200-летнего юбилея войны 1812 года, данная тема, думаю, многим интересна. Не стоит забывать, что эта знаменательная дата тесно связана с чувством глубокого патриотизма, которое так необходимо сейчас для воспитания подрастающего поколения.

Торжественные мероприятия в 1912 году император повелел приурочить к 26 августа – именно в этот день состоялось Бородинское сражение. К этому дню на Бородинском поле предполагалось соорудить памятники воинской славы (всего их было установлено 33). Строились они на средства солдат и офицеров тех воинских частей, которые в 1812 году принимали участие в битве. В переписке Челябинской городской управы с различными организациями по административно-хозяйственным вопросам имеется копия письма акционерного общества «Бородино» (г. С.-Петербург) к наказному атаману Оренбургского казачьего войска. «Общество предлагает частям войск, а также городским и общественным управлениям свои услуги по составлению проектов, изготовлению моделей и сооружению памятников для постановки их на Бородинском поле и в других местах».

В августе 1912 года утверждено положение о медали в память Отечественной войны. Право ношения такой медали предоставлялось всем прямым потомкам офицеров и соответствующих гражданских чинов (по мужской линии), участвовавших в войне 1812 года, как мужского, так и женского пола. «С ходатайствами о разрешении носить означенную медаль они должны обращаться к местным генерал-губернаторам или губернаторам, по принадлежности, присовокупляя к своим ходатайствам документы, указывающие на их право на ношение медали».

Из письма попечителя Оренбургского учебного округа известно, что Министерство народного просвещения еще в марте 1912 года предложило всем начальникам учебных заведений, директорам народных училищ и инспекторам «представить свои соображения о порядке и форме празднования столетняго юбилея великой Отечественной войны». В итоге Министерством установлен следующий план проведения торжеств (по учебному ведомству):

1) 25 августа должно было состояться всенощное бдение и торжественная панихида в память об императоре Александре I, его сподвижниках и всех погибших в Отечественной войне. Также приглашались законоучители, которые должны были произнести «приличестующее вспоминаемому событию слово» перед началом панихиды;

2) на 26 августа были назначены торжественная литургия и молебен.

3) после богослужения начальник учебного заведения, либо учитель истории, либо кто-то иной, выбранный из педагогического персонала, должен был выступить с речью, посвященной разъяснению значения Отечественной войны, которую разрешалось иллюстрировать световыми картинами (кинематографом или «волшебным фонарем»). Сюда же включались чтения литературных произведений, посвященных эпохе 1812 года, исполнение хоровых и музыкальных пьес, театральных представлений патриотического содержания. В конце предполагалась раздача учащимся книг, брошюр, памятных листков, художественных картин, относящихся к войне 1812 года и изображений императора Александра I. Разрешалось организовывать празднование юбилея общее для нескольких учебных заведений;

5) отличников учебы, оканчивающих в юбилейном году учебное заведение, предполагалось наградить особыми юбилейными медалями, вместо обычных; выдаваемые всем учащимся наградные книги, похвальные листы, свидетельства и аттестаты также должны были быть «чем-то отличены»;

6) в дни торжеств предполагалось на зданиях учебных заведений вывесить национальные флаги, гирлянды из цветов и зелени, а вечером иллюминировать их;

7) имеющиеся портреты или бюсты императора Александра I советовали поместить на время торжества на особых возвышениях и убрать также цветами и флагами;

9) рекомендовалось также в 1912 году устроить экскурсии в города и местности, связанные с воспоминаниями об Отечественной войне, посещать музеи, галереи, исторические собрания, где хранятся реликвии 1812 года;

10) для увековечения в потомстве памяти о войне 1812 года предлагалось обсудить вопрос об учреждении при учебных заведениях особых стипендий с присвоением таковым наименований событий и лиц, особо прославленных в Отечественную войну;

11) весьма желательным было и присвоение учебным заведениям, библиотекам, читальням и другим просветительным учреждениям наименований, связанных с событиями войны 1812 года.

Министерство денег на празднование не выделяло, а потому все расходы на праздник в учебных заведениях предполагалось отнести на счет специальных средств или на другие местные источники.

Похожий план мероприятий был составлен учебным отделом министерства торговли и промышленности.

На казенных и частных фабриках и заводах, а также в торговых предприятиях предполагалось устроить для рабочих и служащих, кроме богослужений, чтения, раздачу брошюр, устройство даровых обедов.

Императорским военно-историческим обществом еще задолго до самого юбилея начали собираться памятные вещи, относящиеся к эпохе 1812 года, а после августа 1912 г. – еще и сведения о прошедших в разных регионах империи торжествах, о мероприятиях, которые были намечены, но по какой-либо причине не состоялись, а также о затраченных на все мероприятия средствах.

Согласно рапорту в Уральское горное правление от 24 октября 1912 года «О чествовании столетнего юбилея Отечественной войны на золотых приисках Верхнеуральского округа» празднества проходили так:

«Чествование столетия Отечественной войны на золотых приисках было приурочено к дню столетия Бородинского сражения, когда были приостановлены работы на приисках, чтобы дать возможность служащим присутствовать на торжественном молебствии (прииски Тептярской золотопромышленной компании). На приисках наследников М.-Шакира М.-Сад. Рамеева для рабочих были устроены чтения об Отечественной войне с раздачею книжек, и затем обед, причем для угощения рабочих были заколоты две головы рогатого скота и один баран.

На приисках М.-Закира М-Сад. Рамеева был для рабочих также устроен обед, стоимость которого приисковое управление определило в 58 руб. 26 коп., и рабочим были розданы брошюры об Отечественной войне.

На Набережном прииске Г. А. Башкирова в Могутовской станице было предположено чтение в школе, с раздачею книг учащимся, о чем было оповещено приисковое население, но в назначенное время ученики не собрались, а потому чтение не состоялось».

В Челябинске 25 августа 1912 года преподаватели и воспитанники Челябинской учительской семинарии приняли участие во всенощном бдении и торжественной панихиде «по в бозе почившему Государю Императору Александру Благословенному, его сподвижникам и всем на поле брани павшим» в Отечественной войне 1812 г. А 26 августа в церкви Челябинского ремесленного училища состоялась торжественная литургия, после которой вечером состоялся «акт, посвященный юбилею войны 1812 года», в котором приняли участие учащиеся этого училища, женской гимназии и учительской семинарии.

Так же в январе 1913 года в Челябинском реальном училище были учреждены две стипендии в память юбилея, а 5-е мужское низшее начальное училище стало именоваться Кутузовским.

Таким образом, сохранившиеся в Челябинском областном архиве документы позволяют представить (только небольшую часть праздничных мероприятий), как происходили юбилейные торжества по случаю столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г. на территории нашей области. Эти материалы представляют несомненный интерес для всех, интересующихся историей родного края и, в частности, историей войны 1812 года и закладывают основу для дальнейшего изучения данной темы.