О работе ГУ ОГАЧО в 2013 году


 О работе ГУ ОГАЧО в 2013 году
И. И. Вишев, директор  ГУ ОГАЧО
Доклад  на расширенном заседании коллегии     Государственного комитета по делам архивов Челябинской области                             
             
                  Уважаемые коллеги! 
Подводя краткие итоги работы за 2013 год, прежде всего хочется отметить тот факт, что прошедший год стал вторым для нас по счету годом, отработанным в статусе бюджетного учреждения. Если 2012 год не породил  в нас ни малейших сомнений в правильности сделанного выбора, то прошедший год утвердил нас в этом мнении еще более. Этот статус дает жизненно необходимое для нас  право, значение которого многократно увеличивается в условиях дефицитного бюджетного финансирования, - самим направлять заработанные внебюджетные средства как на материальное стимулирование работников, так и на оперативное решение производственных задач. Лишним подтверждением этих слов явился пролетевший год назад метеорит, от которого наиболее пострадало архивохранилище №3  в виде выбитых окон и стен, давших трещины. Многочисленные обращения о выделении финансовой помощи как в правительственные структуры, так и в областное МЧС об обследовании трещин результатов, к сожалению, не дали. В итоге первые 11 окон мы вставили за счет внебюджетных средств. За счет них же наняли и лицензированную фирму, которая обследовала наши трещины и продолжает до настоящего времени вести за ними наблюдение.
Значение для нас внебюджета еще более увеличил и начавший свое действие с 2014 года Федеральный закон № 44, во многом осложняющий проведение торгов и закупок. Другой же закон – №223, регламентирующий закупки за счет внебюджетных средств, позволяет нам оплачивать услуги и товары на суммы, не превышающие 400 000 рублей без проведения конкурсных мероприятий.
Из общения с коллегами из других регионов, избравших для своих архивов статус казенных учреждений, я выношу еще большую уверенность в правильности нашего выбора, так как многие из них по-хорошему нам завидуют и всерьез рассматривают возможность изменения своего статуса с казенного на бюджетный.
В 2013 году мы заработали чуть более пяти с половиной миллионов рублей, из которых около 50 % было направлено на материальное стимулирование сотрудников. За счет внебюджета в прошедшем году мы закупали оборудование, провели несколько ремонтов в рабочих кабинетах, ряд противопожарных мероприятий, среди которых следует выделить монтаж тамбур-шлюза в подвальном этаже и системы дымоудаления в коридорах 2 и 3-го этажей в архивохранилище №1.
Продолжая тему пожарной безопасности, следует сказать о настоящем прорыве в этой области, совершенном нами в отчетном году. Если вспоминать предписания, выписываемые нам пожарными инспекторами лет 5-6 назад, то они насчитывали 40 и более пунктов. Даже одна из недавних проверок, состоявшаяся в феврале 2013 года, ознаменовалась 23 пунктами предписания. А вот самая последняя проверка в здании на Свердловском проспекте выявила только одно замечание – замену стеновых панелей и линолеума на путях эвакуации на сертифицированные, что требует значительных финансовых затрат (около 3 млн. рублей). Последние проверки в архивохранилищах №2 и №3 и вовсе не выявили ни одного замечания. Следует указать на то, что решающую роль здесь сыграли федеральные целевые деньги, выделенные по программе энергосбережения. Получив необходимое разрешение на их перераспределение, мы смогли установить за их счет 15 противопожарных дверей, а смонтированные потолочные энергосберегающие светильники позволили нам устранить еще один многолетний пункт пожарного предписания – установить безопасное расстояние (не менее 0,5 метра) между светильниками и верхними делами на полках (ранее наши светильники свисали на проводах). Всего в прошлом году было установлено 1540 светильников на сумму немного превышающую 2,5 млн. рублей, что дало экономию на конец года по трате электроэнергии около 17 %.
Нельзя не сказать несколько слов о таком важном направлении работы госархива, как исполнение запросов социально-правового характера, которых в прошедшем году было исполнено 24 279 (на 4,7 % больше чем в 2012 году). Все запросы были исполнены вовремя, то есть не превысили месячного срока. Радует тот факт, что в 2013 году еще более возрос процент исполнения запросов по электронному каналу с отделениями Пенсионного фонда РФ по Челябинской области «Vip-Net» и составил 53,88 % (в 2012 году - 40%). При этом сокращается число граждан, пришедших в архив лично. В 2013 году  нашими сотрудниками было принято 4963 посетителя, что к уровню 2012 года составило 63,5%. Это обстоятельство также не может не радовать, так как все мы помним огромные очереди в архиве, имевшие место несколько лет назад – за  4 часа приема граждан тогда принималось 100-120 человек. 
Заслуженную гордость у сотрудников ГУ ОГАЧО вызывает наш сайт, постоянно обновляющий свою информацию и пользующийся все возрастающим спросом. Если в 2012 году его посетило 12610 человек, то в прошедшем уже – 19748 (при 78 833 просмотрах).
Еще одним нашим достижением в 2013 году, по моему мнению, является подготовка проектно-сметной документации на систему вентиляции и кондиционирования воздуха в архивохранилищах здания по Свердловскому проспекту, 30-а. В настоящее время она проходит государственную экспертизу и имеет все шансы на ее положительное заключение. Следующим этапом (очень хочется надеяться, что это случится в самое ближайшее время) должно стать решение о финансировании данных работ и их непосредственное проведение. 
Теперь хочется сказать несколько слов о наших проблемах, многие из которых остаются актуальными на протяжении нескольких последних лет. На 1 февраля 2014 года средняя заработная плата по ГУ ОГАЧО составляла около 12 000 рублей, что, конечно же, существенно меньше официального уровня средней зарплаты по Челябинской области. С учетом дефицита бюджета Челябинской области в 2014 году мы отчаянно надеемся на кардинальное изменение данной ситуации хотя бы в следующем году,  рассчитывая в первую очередь на содействие Государственного комитета по делам архивов Челябинской области и его председателя Сергея Михайловича Иванова. Пока же архивным руководством принято решение о выплате с февраля этого года дополнительной ежемесячной премии основному персоналу ГУ ОГАЧО в размере одной тысячи рулей за счет внебюджетных средств.
Вторая проблема плавно вытекает из первой – большая текучка кадров. В 2013 году из ГУ ОГАЧО уволилось 19 человек. Хотя это и несколько меньше показателя 2012 года (23 человека), эта цифра не может нас радовать. Не нужно быть оракулом, чтобы предсказать, что эта проблема может быть решена только после существенного поднятия зарплаты архивистов. В этой связи хочется еще сказать вот о чем. В некоторых организациях находят возможность поднятия зарплаты за счет сокращения штатной численности работников. По моему мнению, для госархива этот вариант не приемлем. Дело в том, что третья наша глобальная проблема – это дефицит кадров. Практически каждая наша дирекция не обходится без просьб начальников структурных подразделений о необходимости увеличения штатной численности. Корни данного явления уходят  в 1998 год, когда в результате объединения двух областных архивов  (Госархива и Центра документации новейшей истории – бывшего партархива) общая штатная численность архивных работников сократилась на 30% (что и было главной целью объединения).  По сути ГУ ОГАЧО представляет собою как минимум три архива в одном. В Свердловской области численность сотрудников госархива составляла (по состоянию на 2012 год) 332 человека, в Курганской – 122,  у нас, как известно, – 115. При этом численность находящихся на хранении дел следующая: Свердловская область - около 2700000, Курганская – 1400000, Челябинская- 2100000. Исполнение запросов социально-правового характера со Свердловской областью у нас находится примерно на одном уровне (около 25 000), в Курганской – около 11000. Даже по одним этим цифрам видно, что при меньшей численности  мы работаем более напряженно.
Одним из направлений нашей работы, где дефицит кадров ощущается наиболее остро, является сканирование архивных документов. В 2014 году оно велось как по договору с ООО «Ру-Скан» (г. Екатеринбург), так и собственными силами. Всего в прошлом году было переведено в электронный вид 1272 дела (из них нашими силами отсканировано только 104 дела). На сегодняшний день всего оцифровано около 13000 архивных дел. В первую очередь мы сканируем, конечно же, особо ценные дела, которых на настоящий момент отснято 43 %. При сохранении тех же объемов сканирования (при условии продолжения бюджетного финансирования, хотя бы на прежнем уровне – 1100 000 рублей в год) на оцифровку только особо ценных документов нам потребуется еще 5-6 лет. А если задуматься о сканировании всех дел досоветского периода, которых насчитывается более 40 000 ед.хр., то речь пойдет о нескольких десятках лет. При этом ясно, что о сканировании всех дел ГУ ОГАЧО постоянного срока хранения при таких темпах пока и задумываться не приходится. Здесь, мне кажется, нужно искать прежде сего внутренние резервы. У нас три сканера, но в силу дефицита кадров на них в прошлом году работал только один человек. Будем искать возможность принять или перевести на этот участок работы еще как минимум двух человек.
В заключение, хотелось бы поблагодарить сотрудников Госархива за самоотверженную и плодотворную работу в 2013 году, а всех присутствующих поздравить с прошедшим и наступающими праздниками и пожелать здоровья, удачи и успехов во всех начинаниях!
                                                                                                           И. И. Вишев, директор 
ГУ ОГАЧО