Из записок моряка: как сто лет назад проводились боевые операции российского флота у берегов Сирии и Ливана


Публикация подготовлена ведущим археографом ГУ ОГАЧО, к.и.н. С. А. Кусковым

В ГУ ОГАЧО имеется уникальный документ: дневник матроса Андрея Гавриловича Туренко за 1914-1917 годы. В годы Первой мировой войны его автор служил в машинной команде крейсера «Аскольд». В 1918 году Андрей Гаврилович поселился в г. Челябинске, где работал слесарем на железнодорожной станции. В 1937 году дневник и почтовые карточки, собранные им на память за время службы на флоте, были переданы в Челябинский музей местного края. В архив эти документы были переданы в декабре 1941 года.

Боевой путь крейсера «Аскольд» уникален. Начало войны корабль встретил на Дальнем Востоке. Впереди его ожидали походы по Тихому и Индийскому океанам. Вступление Османской империи в войну заперло Черноморский флот России. Зато «Аскольд» находился на оперативном просторе и мог нанести туркам ответный удар на обстрелы русских городов в Причерноморье. В представленном фрагменте документа описаны боевые операции крейсера против турецкого судоходства и прибрежных военных объектов в Леванте с 20 ноября 1914 года по 10 января 1915 года. В этот период турецкая армия развернула наступление на Кавказе и в Египте. Действия русского крейсера позволяли хотя бы отчасти сократить военный потенциал одного из противников Российской империи, в конечном же итоге они содействовали созданию современной системы национальных государств на Ближнем Востоке.

Полный текст документа готовится к публикации. В представленном фрагменте сохранены авторские названия географических объектов. Редакторские пояснения и примечания даны в круглых скобках. Поисковые данные публикуемого фрагмента: ОГАЧО, ф. Р-627, оп. 1, д. 238, л. 8об.-14об. В качестве иллюстраций представлены обложка, электронные копии нескольких страниц дневника, почтовые открытки времён Первой мировой войны изображением крейсера «Аскольд».

 

Из дневника Андрея Гавриловича Туренко

…Обратно вышел крейсер «Аскольд» с «Адена» (с) 19 на 20-е ноября в 2 часа ночи. Был поход опасный, и шли Красным морем. По-над аравийскими берегами переносила команда невыносимую жару и опасность, но прошли благополучно. Грозили нам турецкие подводные лодки. Но всё же обошлось хорошо. И пришли в 7 часов утра 24 ноября в город «Суетск». Простояли до 2 часов дня, пошли Суэтским каналом в Средиземное море. Прошли с 2 часов дня Суэтским каналом, и пришли в 3 часа ночи в город «Парцаид» (Порт-Саид) 25 ноября. И тут же началась погрузка угля. Стала команда думать, что здесь не далеко и «Дарданел» (пролив Дарданеллы), наверное, пойдём (туда).

И вот получили приказ, 29 ноября в 5 часов вечера снялись и пошли в Средиземное море. И подошли сирийским берегом 30 ноября (в) 8 часов вечера. Подошли к Турецкому городу «Триполе». Подошёл паровой катер на берег, там был германский транспорт, и на нём поймали пять человек команды: командира и помощника, и механика, а остальные машинисты. Ну транспорт забрали и отправили (с «Аскольда») в «Парцаид» одного офицера и 9 человек команды матросов. А сами пошли к городу «Афа». Там стоял Американский броненосец. Подошли мы спустили паровой катер, и уехали 9 человек матросов и один офицер наш, а другой английский. И спросили командира, зачем здесь стоит военное судно. Командир броненосца сказал, что «я в заграничном плавании, а если я вам мешаю, то, пожалуйста, я выйду, если вы чего хотите здесь делать». Но наш командир отнёс, что он может стоять, а сами подошли к двум турецким транспортам. И один сразу на месте сорвали, а другой развели пары и хотели отправить в «Парцаид», но командир раздумал, что если отправлять каждый транспорт и с ним матросов, то на крейсере (матросов) не останется, и вышли в море и расстреляли снарядами. И пришли 4 декабря к острову «Манрид» в 6 часов утра. И спустили катер, поехали на берег. Но здесь турки не пустили и (матросы) воротились обратно. Пришли во «Парцаид» (Порт-Саид) 5 декабря в 3 часа дня. Забрали (призовую) команду с (захваченного германского) транспорта, а транспорт продали. И опять вышли с «Парцаида» 8 на 9 декабря (в) 2 часа ночи. А пришли к турецкому городу «Александри» (возможно, Александретта) (в) 7 часов утра 11 декабря. Там стоял английский крейсер и германский транспорт у самого берега на мели. Но делать с ним нечего было. Командир и все остальные разбежались, но под транспорт поставили 3 банки пироксилина и взорвали. Так что он никуда не годен. А вечером ушли в море и ходили до 6 часов утра. А в 6 часов утра опять подошли к острову 12 декабря. Сходил катер на берег, но на берегу ничего нет. Но когда стал катер отходить, стали турки стрелять по нашим матросам. Пришлось одному матросу пострадать, попала пуля в голову. Затем мы пошли в «Парцаид» 13 декабря 10 часов ночи. Похоронили (матроса) на кладбище хорошо. 17 декабря (в) 10 часов ночи пошли обратно к турецким берегам и начали бомбардировать войска турецкие. Затем ещё наши ездили на другом катере в город Афу (возможно имеется в виду порт Яффа), и (их) выбросило волной на мель. Ну тут делать нечего было, потому что турки стреляют, и делалось темно. Катер первый номер не видать, команды не слыхать, и совсем темно. Начали освещать прожекторами, да крейсером опасно стоять близко около берега. Тут было делать нечего. Снялись и ушли на ночь в море ночевать. Проходили целую ночь. Утром подошли к городу, но наших матросов на катере не было. Забрали турки в плен. Но командиру всё-таки не терпится, хотя людей и взяли в плен, и, может, их и в живых нет: «но катер я на мели не оставлю». Говорит старшему офицеру (что) надо сорвать (катер с мели). Сейчас же приказал спустить второй номер катера и ехать на берег взорвать. Но минут через пять приехал американский консул с пакетом. Пакет был от (турецкого) губернатора, где он (губернатор) пишет командиру уходить от города, «а то буду стрелять по крейсеру с полевой артиллерии». Ну командира за это ещё зло взяло: приказал сыграть на крейсере боевую тревогу, а на берег послал двух офицеров и семь человек матросов. И передал консулу, что если не дадут сорвать катер и выпустят хотя один выстрел, «то я не оставлю камня целого, разобью весь город. Когда консул отнёсся с этим рапортом, то турки не стали стрелять, а пошли к своему начальнику города и начали просить: «отдай русских пленных, что через них и нам не жить». Тут ему делать нечего. (Он) пустил наших матросов и одного офицера. (Матросы) взорвали катер, на другом катере пошли на крейсер. (На крейсере) подняли катер и шестёрку (шестёрка – разновидность многовёсельной лодки) и пошли в город «Парцаид». Пришли 22 декабря (в) 9 часов дня и ожидали праздника с небольшой радостью, и так проводили. Погода была жаркой, песок несёт ветер. Но стоять было некогда. Снялись с якоря и вышли с «Парцаида» 27 декабря в 9 часов ночи. И встретили персидский транспорт, остановили его, спустили «шестёрку», осмотрели с чем он идёт. И нашли на нём 10 человек турков, забрали их и пришли в город «Андет». 1 января 1915 года поднялся ветер большой, так что очень трудно в море ходить. Зашли в бухту в 9 часов утра. Там стояли два крейсера английские на берегу, виднелся поезд разбитый. Ну мы простояли до трёх часов дня. В 3 часа дня снялись и пришли в город «Триполе» (Триполи) в 3 часа дня 2 января. Там показался железный мост, и начали бомбардировать, разбили мост и ушли в город «Александрий» в 5 часов вечера 5 января. Нагрузили угля и стояли до 10 января. И приходилось читать газету, что турки обижаются на русский крейсер, (что) побили много людей мирных жителей. Ну это дело нам ни к чему, потому что война. Получили приказ выйти крейсеру Аскольду с города «Александрий» и мы снялись 10 января в час ночи. А пришли в город «Салоник», в Грецию, 13 января в 8 часов утра. Стояли не долго, потому что нейтральный город. Вышли из Салоников в 2 часа дня, и шли мимо Италии, но зайти нельзя было. Проходили 16-го января в 2 часа дня. Пришли в город Тулон, во Францию 18 января, зашли в док в 7 часов утра. Начали ремонт производить, крейсеру чего было надо…