Первый общественный автотранспорт в истории Челябинска


И. С. Янгирова,

гл. археограф ГУ ОГАЧО

Первый автомобиль в Челябинске принадлежал содержательнице бань Аглае Мардановой. Предприимчивая хозяйка автомобиля, желая использовать его как такси, обратилась в феврале 1910 года в городскую думу с прошением разрешить ей открыть автомобильное движение в городе. Разрешение было получено и утвержден маршрут движения. Но столь экзотический для Челябинска транспорт не был востребован. Горожане предпочитали привычные и дешевые конные экипажи.

Второй автомобиль принадлежал инженеру Константину Самборскому. Он мечтал организовать автомобильное сообщение между Челябинском и Троицком и за сезон покрыть расходы на автомобиль. На его прошение в канцелярию Оренбургского губернатора пришел ответ о необходимости предоставить расписку о том, что он отвечает за порчу дороги и мостов на пути следования автомобиля. Расписку господин Самбровский передал в канцелярию губернатора и стал ждать ответа. Увы, он его так и не дождался.

В начале 1911 года Иосиф Сангайло обратился к Оренбургскому губернатору с подобной просьбой – разрешить ему организовать междугороднее автомобильное сообщение между Челябинском, Троицком и Верхнеуральском. И это прошение осталось без ответа.

Не прошло и года с тех пор, как челябинцы впервые увидели автомобиль на улицах родного города, и  вот – новое чудо техники – автобус. В свой первый рейс он отправился 21 января 1911 года в 10 часов от здания биржи до вокзала. Автобус «Уральского автомобильного товарищества» стал первым общественным автотранспортом в истории Челябинска. Находилось «Уральское автомобильное товарищество» (основатель – Александр Никитич Лаврухин) в Челябинске на улице Исетской (ныне восточная часть улицы К. Маркса).

В отличие от автомобиля, автобус можно было не только потрогать, но и с комфортом прокатиться. Останавливался он по требованию пассажиров, для посадки достаточно было поднять руку. Поездка в автобусе для взрослых стоила 15 коп., для детей и учащихся – 10 коп., провоз ручной клади был бесплатным (для сравнения – учитель в Челябинске в среднем получал жалования 31 руб. 60 коп в месяц, манная крупа стоила 2 руб. 50 коп за пуд (пуд=16,38 кг). 

Автомобильное товарищество предлагало пассажирам приобретать абонементные книжки на проезд от города до железнодорожной станции и обратно, что обходилось значительно дешевле разовых билетов. Любителям летнего загородного отдыха предлагали за 25 рублей месячный абонемент «дачного сообщения» на проезд от города до озера Смолино с правом проезда одного раза в день, в один конец одному человеку.

Желающие могли взять напрокат 9-местный автобус за 5 рублей в час или 4-местный автомобиль с почасовой оплатой (в будни – 3 руб., в праздники и по ночам – 4 руб.). Кроме того, товарищество принимало в ремонт автомобили, мотоциклеты, продавало бензин, минеральные масла, автопринадлежности, ремонтировало дороги.

Но вскоре, по неизвестным причинам, автобусное движение в Челябинске временно прекратилось. Восстановилось оно 18 декабря 1911 года. Автобусы курсировали с 7.30 до 21 часа по маршруту «Вокзал – Соборная площадь».

В советское время первый челябинский автобус отправился 13 сентября 1925 года по маршруту «Вокзал – Кожевенный завод». Его буквально сотворили из негодного двухтонного грузовика «Гарфорд». Этот 16-местный автобус совершал 19 рейсов в день.

23 октября к нему присоединился второй автобус, рассчитанный на 8 пассажиров. Золотые руки мастеров  переоборудовали его из легковой машины системы «Панар-Левассор».

Вскоре автобусный парк Челябинска пополнился  двумя отечественными автобусами марки «АМО» («Автомобильное московское общество»). Через 10 лет, в 1935 году, по улицам города курсировал уже 31 автобус.