Чтобы Родину защищать потребуются и машинисты


Чтобы Родину защищать потребуются и машинисты

 

"Чтобы Родину защищать, потребуются и машинисты" - так когда-то сказал молодой солдат срочной службы Петр Агафонов своему командиру, когда тот спросил его: зачем ты, пехотинец, читает книги о паровозах? И действительно, именно железнодорожный транспорт во время Великой Отечественной войны сыграл огромную роль в разгроме врага и приближении Победы. И заслуга машиниста Петра Александровича Агафонова в этом деле немалая.

Работать в Челябинском паровозном депо Петр начал еще подростком, в 1917 году. Учился слесарному делу, познал паровоз, как свои пять пальцев: каждую деталь, взаимодействие частей. А дальше – больше: мечтал о профессии машиниста, неудержимо влекла стоящая под парами машина. После службы в армии блестяще сдал экзамены по профессии. За несколько лет Петр Агафонов стал мастером своего дела и постоянно искал пути к улучшению своей работы: вводит новые методы труда на железнодорожном транспорте, кольцевую езду, скоростные рейсы, вождение тяжеловесных составов, экономию топлива и др. За высокие и стабильные производственные показатели в августе 1935 года П. А. Агафонова наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Петр Агафонов передает свой опыт молодым деповцам, учит их работать в любых условиях, водить тяжеловесные составы на большой скорости, увеличивать срок службы локомотивов. И это очень помогло позднее, в годы Великой Отечественной войны – люди были подготовлены к самоотверженной героической работе. 3 июля 1941 года коммунист Агафонов вносит предложение в партком депо о создании фронтовой колонны паровозов имени Государственного комитета обороны. Почин передовика горячо поддержали. Утвердили Устав коллектива колонны. В документе были такие положения: каждый паровоз — боевой агрегат, бригада — подразделение с воинской дисциплиной. Все локомотивы принимались на хозрасчет. Члены колонны обязаны водить поезда строго по графику и по кольцу. Ни при каких условиях локомотив, закрепленный за бригадой, никому не передавался, чтобы не допускать обезлички. Охрану паровозов обеспечивали спаренные бригады.

Командиром первой колонны стал П. А. Агафонов. В ее состав вошло 12 паровозов. На них установили отличительные знаки: голубую ленту с пятиконечной звездой и надписью «Колонна имени Государственного комитета обороны». Под подлокотником окна машиниста блестела хромированная табличка в виде ромба с надписью «Готов к труду и обороне». Машинистов колонны ГКО характеризовали как смелых, сильных и отчаянных людей. Это Н. А. Лунин, А. И. Воронков, Ф. И. Богатенков и многие другие.

Порой нелегко приходилось членам бригады.  Так, зимой 1942 года на Синарском направлении сложилось трудное положение. Этот участок был сдан в эксплуатацию перед войной, и здесь часто возникали «пробки», через которые поезда шли по трое-четверо суток. П. А. Агафонов попросил руководство депо доверить вождение поездов на этом участке его колонне. Первая же поездка всех удивила: локомотив обернулся за 12 часов.

На одном из собраний Петр Агафонов сказал: «Паровоз является основным тяговым средством. Сокращение заводских ремонтов и увеличение межремонтных пробегов — дело большого государственного значения». Петр Александрович всегда держался этого правила и другим не давал отступать от него. Рассказывают случай, как в Воронеже во время ремонта паровоза рабочие допустили промахи и не реагировали на замечания Агафонова и даже выгнали его из цеха. Тогда он в приемной потребовал у секретаря: «Соедините меня с Москвой, с товарищем Сталиным. – Кто будет говорить? – Начальник колонны ГКО, депутат Верховного Совета СССР, лауреат Сталинской премии машинист локомотивного депо Челябинска Петр Агафонов». На заводе паника. Все-таки добился Петр Александрович, что его локомотив отремонтировали быстро и устранили все недоделки.

В 1942 году советское правительство наградило Петра Александровича Агафонова орденом Ленина. За три года войны коллектив колонны провел более 2000 тяжеловесных поездов, перевез сверх нормы свыше 1,5 млн тонн грузов, сэкономил 5000 тонн топлива. Такие колонны стали появляться на других магистралях, особенно после того, как предложение П. А. Агафонова было одобрено руководством Наркомата путей сообщения. Знатный машинист Петр Агафонов награжден двумя орденами Ленина, трижды – знаком «Почетный железнодорожник». На здании локомотивного депо есть мемориальная доска, посвященная П. А. Агафонову.

Елена Рохацевич, ведущий археограф ОГАЧО