Роль детских домов г. Челябинска в 20-е гг. ХХ в. (на материалах ОГАЧО)


Т. В. Мироненко, ведущий археограф ГУ ОГАЧО

Последствиями Гражданской войны в России 1917-1922 гг. стали тяжелое социальное и экономическое положение, в котором оказались общество и государство: разруха сельского хозяйства, неурожай, массовый голод и болезни. Люди остались без крова, работы, элементарных средств к существованию. Был нанесен удар не только по трудоспособному населению, но и по подрастающему поколению: многие дети оказались сиротами, не имели возможности получить должного воспитания и образования, стали беспризорниками.

После Первой мировой войны, Октябрьского переворота и гражданской войны Россия столкнулась с проблемой огромного количества беспризорных детей, особенно в городах. Поэтому советское правительство начало проводить активные мероприятия, направленные на помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Создавались новые специализированные учреждения для воспитания таких детей – детские дома, ночлежки, трудовые коммуны, социальные инспекции, которые вели борьбу с беспризорностью, защищали права детей. При этом несовершеннолетние ставились на учет, осуществлялось централизованное снабжение детей необходимыми продуктами.

Дети, которые оставались сиротами, в основном распределялись в детские дома. По состоянию на ноябрь 1922 г. в Челябинске насчитывалось не менее 20 детских реабилитационных учреждений[1]. Одна из главных задач их деятельности  - социальная адаптация детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации.

В Объединённом государственном архиве Челябинской области (далее – ОГАЧО) хранятся документы отдела народного образования Челябинского губернского и окружного) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Отдел был создан в соответствии с постановлением Челябинского губревкома от 10 октября 1919 года[2]. В ведении окружного исполкома находилась вся сеть просветительных и воспитательных учреждений в округе. Входящий в их число подотдел социального воспитания организовывал и руководил учреждениями: дошкольными, школьными, детскими внешкольными, детскими домами, трудовыми колониями, учреждениями дефективных детей; осуществлял правовую защиту детей, организовывал опеку над ними, вел борьбу с детской беспризорностью[3].

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам оставался без попечения родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родительских прав или ограничения в них, уклонения от воспитания и т.п.), заботу о нем принимало на себя государство. Его специализированные органы вели учет таких детей, осуществляли последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Ситуация в челябинских детских домах в 20-е гг. XX в. оставалась крайне тяжелой. В связи с трудными жизненными обстоятельствами, плохими условиями труда, небольшой заработной платой происходила большая текучесть педагогического состава детских домов. Так, в одном из детских домов г. Челябинска на 255 человек детей было всего 16 сотрудников[4].

Существующие детские дома зачастую были настолько материально не обеспечены, хозяйственная сторона их жизни не организованна, что даже при наличии свободных мест беспризорники не шли в них, а вновь принятые убегали и снова уходили бродяжничать[5].

Усугубляло ситуацию уплотнение и без того переполненных детских домов. Для разгрузки детских учреждений отдел народного образования предлагал отправлять детей, имеющих родителей или родственников, на их иждивение[6]. Часто родители сами разыскивали своих детей, писали в детские дома, с нетерпением ждали ответа.

Детские дома г. Челябинска находились под наблюдением  контролирующих организаций. Окружной и губернский отделы народного образования проводили многочисленные проверки по материально-бытовому состоянию детских домов, работе персонала с воспитанниками. Так, при обследовании детских домов г. Челябинска в ноябре 1924 года, в общий отдел окрисполкома  поступила докладная записка от заведующего управлением детдомами, свидетельствующая о том, что «налаженность работы в детских домах города отсутствует в связи с материальными недостатками: столового оборудования, учебных пособий и канцелярских принадлежностей, одежды и обуви, а также из-за причин внутреннего и организационного порядка: недостаток учебно-воспитательного персонала, наличие  «дезорганизующего элемента» – переростков и детей, имеющих родителей»[7]. Также в других детских учреждениях выявляли целый ряд нарушений. Например, воспитатели не имели соответствующего образования, педагогического опыта, а «…руководители и воспитатели… работают очень часто из-за куска хлеба… не говоря о том, что они очень часто не имеют [ни] подготовки, ни опыта в работе, они не имеют никакого желания к ней…»[8]. Деятельность воспитателей планировалась формально или планы работы отсутствовали вообще. В помещениях было грязно и неуютно, поскольку не хватало средств на ремонт и содержание. Документы свидетельствуют, что «… в помещениях наблюдается присутствие паразитов и заболеваемость детей, дети редко посещают баню и меняют белье ввиду недостаточности постельных принадлежностей, дети спят по 2-3 человека на одной койке и на грязном полу»[9].

Медицинское обслуживание в детских домах было очень плохим, постоянных сотрудников не было, а врачей вызывали по необходимости. Снизились нормы питания, увеличилась заболеваемость и смертность среди детей. Например, в детском доме г. Челябинска имени Карла Либкнехта во время общего собрания коллектива служащих от 21 апреля 1922 года предлагалось обратить внимание «на громадный процент смертности детей (в течении трех месяцев умерло – 8), что говорит о недостаточности медицинского ухода»[10].

Тем не менее, несмотря ни на что, руководители детских домов                   г. Челябинска делали все возможное для благополучного пребывания детей, проявляли заботу. В 1924 году в г. Челябинске было создано управление детскими домами «…с целью объединения хозяйства детских домов под единым руководством самостоятельного управления с ответственностью его за воспитательную, образовательную и хозяйственную часть». Для приобретения необходимых навыков, управление организовало для ребят мастерские: столярную, слесарно-кузнечную, сапожную, швейную[11]. Воспитанники наряду с обучением в общеобразовательной школе имели необходимые условия для развития творческих способностей, физической подготовки, удовлетворения интересов и потребностей. Например, в городе для общественного пользования функционировали библиотеки, избы-читальни[12]. Кроме того, во многих детских домах Челябинска ребята приобщались к активной и сознательной общественно-полезной деятельности, готовились к различным праздникам. Сотрудники детских домов  готовили воспитанников к самостоятельной жизни. Эти меры были направлены на лучшую адаптацию в обществе, на развитие у детей трудолюбия и работоспособности. Уделялось внимание выпускникам: помогали устроиться на работу, ставили на учет на биржу труда, наблюдали за их дальнейшей жизнью[13].

Таким образом, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома после гражданской войны способствовало снижению уровня детской беспризорности и безнадзорности. И хотя в работе детских домов отмечались недостатки, воспитательная система большинства из них была направлена на помощь детям-сиротам и беспризорникам, на воспитание и становление этих детей как полноправных членов общества.

 



[1] ОГАЧО. Ф. Р-106. Оп. 1. Д. 516. Л. 27 об.

[2] ОГАЧО. Ф. Р-106. Предисловие. Л. 1.

[3] ОГАЧО. Ф. Р-108. Предисловие. Л. 1-2.

[4] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 174. Л. 211.

[5] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 448. Л. 183.

[6] ОГАЧО. Ф. Р-106. Оп. 1. Д. 735. Л. 637.

[7]Цит. по: ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 174. Л. 274.

[8] Цит. по: ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 365. Л. 57 об.

[9] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 366. Л. 4.

[10] ОГАЧО. Ф. Р-106. Оп. 1. Д. 752. Л. 24 об.

[11] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 175. Л. 4.

[12] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 448. Л. 465.

[13] ОГАЧО. Ф. Р-108. Оп. 1. Д. 514. Л. 278.