Архив и педагогика: из опыта сотрудничества Объединенного государственного архива Челябинской области с образовательными учреждениями


Архив и педагогика: из опыта сотрудничества Объединенного государственного архива Челябинской области с образовательными учреждениями

В статье представлен уникальный опыт Объединенного государственного архива Челябинской области по работе с молодежью, раскрыт опыт внедрения инновационных подходов в популяризации истории Южного Урала на примере архивных документов.

Архив и педагогика. Это новое словосочетание только входит в жизнь архивистов. Однако те, кто в архивах занимался использованием документов архивного фонда, знают, что работе с детьми всегда уделялось внимание. Это были экскурсии в архив, выставки архивных документов, архивные уроки, лекции. Но архивной педагогикой раньше никто это не называл. Что же изменилось? И изменилось ли вообще?

Основной целью проведения архивистами названных мероприятий всегда была пропаганда архивных документов и архивного дела.  Показать значимость архивов для государства, раскрыть их важную роль в познании истории страны, и, наконец, подсказать, куда пойти учится, когда ребятам придется выбирать будущую профессию, – вот круг задач, которые решали архивисты. Однако принятая Правительством России в 2001-м году Программа патриотического воспитания граждан придала работе архивистов новое качество: мы были призваны воспитывать. А это прямая задача педагогики. Какие же средства мы использовали в новой своей ипостаси? В общем, те же, традиционные: экскурсии по архивным выставкам, лекции, уроки. И в начале своего педагогического пути мы проводили экскурсии по весьма скромным выставкам, организованным, как правило, в читальном зале, а архивные уроки, наверное, мало чем отличались от обычных уроков в школе.

Однако время диктовало иные подходы. Молодому поколению, избалованному современными коммуникативными средствами и возможностями, такая подача архивных знаний была скучна и неинтересна. Архивных уроков было немного, а со стационарными архивными выставками знакомились в основном посетители читального зала. Модернизация традиционных форм работы стала насущной потребностью.

В 2005 году в ОГАЧО на смену однообразным выставкам архивных документов в читальном зале пришли экспозиции иного рода. Мы тогда были первыми среди региональных архивов, кто открыл свой собственный выставочно-экспозиционный зал и получил возможность дополнить архивные документы предметным рядом. Экскурсии по архивным выставкам поднялись на новый уровень, а архивные уроки и лекции, которые мы проводили здесь же, зазвучали интереснее. Традиционные направления в работе со школьниками и студентами остались прежними, однако качественно существенно изменились: мы соединили их в единое целое, используя в одном занятии элементы экскурсии, игры, беседы и урока. И обязательный атрибут, без которого теперь не обходится ни одна наша встреча со школьниками, – интерактивность, обратная связь, игра. Такая подача материала позволяет конкретизировать, сделать нагляднее и доступнее факты истории.

Сегодня работу с молодым поколением мы проводим в основном в выставочных залах. Их у нас теперь два: выставочно-экспозиционный зал, в котором ежегодно обновляются выставки по документам советского периода, и выставочный комплекс с постоянной экспозицией «Челяба. Путешествие в прошлое», которая открылась к юбилею Челябинска в 2016 году. Мы постоянно экспериментируем, за последнее время испробовали много различных форм и методов работы. Что-то приживается сразу, что-то меняем и усовершенствуем.

Сейчас чем-либо удивить молодёжь трудно. Что можем мы, архивисты, предложить им? Прежде всего – сменить обстановку восприятия информации. Из школьного класса прийти в архив и погрузиться в другую эпоху, другую жизнь. Какое-то время побыть в другом времени, почувствовать его, а значит, лучше запомнить. По нашему наблюдению, уровень восприятия фактов истории в архиве, а тем более на выставке, выше, чем за партой. Обстановка выставки – с арт-объектами, реконструкциями, частью которых становятся архивные документы, – способствует более глубокому погружению в тему.

Для того, чтобы усилить эффект присутствия, ещё при разработке концепции выставки закладываются элементы, позволяющие воспроизводить ощущение подлинности воссоздаваемой эпохи. И второй момент – это контактность, то есть возможность прикоснуться (в буквальном смысле) к объектам духовной и материальной культуры (архивным документам и музейным предметам). Достигается это определёнными методами при оформлении выставки. Так, например, при подготовке архивных документов к экспонированию, мы добиваемся максимальной аутентичности копий, изготавливая их на бумаге соответствующей эпохи. К счастью, такая возможность у нас есть, что позволяет нам, не опасаясь за сохранность, дать потрогать руками «исторический артефакт». Другой способ создать эффект присутствия – использование запахов. В реконструированной части первой Челябинской крепости, например, пахнет сосновой смолой, а в той части экспозиции, которая посвящена чаеразвесочной промышленности в Челябинске – стоят ароматы чая. В результате выставка оказывает огромное эмоциональное воздействие. Ощущение подлинности материала, его первозданности, исторической глубины завораживают даже взрослого, а тем более ребёнка.

Интерес к прошлому зарождается, как правило, в ранние школьные годы, а острота эмоционального восприятия, «запоминания» ещё раньше, в 5-6 лет. Однажды в архив на выставку «Обожгла наше детство война» пришли 6-летние дети из детского сада. С ними был проведён архивный урок «Хлебные карточки». После рассказа о трудностях, перенесённых детьми во время войны, малышам раздали эти самые хлебные карточки– точные копии тех, что хранятся в наших фондах. Очередь. Взвешивание чёрного хлеба на весах-уточках. Маленький кусочек хлеба в детской руке. Чай из сушёной моркови… А потом – новая очередь, за добавкой… хлеба! А еще  мультфильмы, и загадки о войне. Подобные уроки мы проводим с учениками начальной школы.

Для детей 10-12 лет в рамках той же выставки проводится урок с элементами игры «Госпиталь». В процессе урока дети туго скручивают постиранные бинты. Оказывается это не такой уж лёгкий труд!

Для среднего школьного возраста был подготовлен урок-игра «Посылка». Дело в том, что известный советский поэт Сергей Михалков в марте 1943 года подарил Челябинской делегации, прибывшей с подарками бойцам на Северо-Западный фронт, собственноручно отпечатанный на машинке вариант стихотворения «Посылка», впервые опубликованный им в 1941 году в «Пионерской правде». Михалков добавил новые четверостишия, изменил отдельные строки стихотворения. И этот документ с подписью автора мы обнаружили при подготовке выставки в одном из фондов. После экскурсии по выставке мы рассказываем ребятам удивительную историю стихотворения. А потом кто-то из них читает стих, держа в руках точную копию документа с автографом Михалкова, а остальные готовят посылку неизвестному бойцу, складывая согласно тексту стихотворения подарки в фанерный почтовый ящик.

«Шерстяные рукавицы

Чтоб не страшен был мороз,

Чтоб с друзьями поделиться

Двадцать пачек папирос.

Чтобы тело чистым было

После долгого пути –

Два куска простого мыла  –

Лучше мыла не найти!...»

Заканчивается стихотворение так:

«Всё завязано, зашито,

Крышка к ящику прибита.

Дело близится к концу –

Отправляется посылка,

Очень важная посылка,

Из Челябинска посылка

Неизвестному бойцу!».

Выставка «Обожгла наше детство война» выстроена на письмах 10-летнего мальчика Володи Накоскина своему отцу на фронт. Все детские беды и радости в этих бесхитростных письмах. И вот для старшего возраста был разработан творческий урок «Письмо моему прадеду на фронт».

В выставочно-экспозиционном зале собираются вместе дети войны, сейчас уже ветераны, и молодое поколение. Архивные документы, представленные на выставке, дополняются рассказами живых свидетелей прошлого. На выставки дети приходят с родителями, бабушками и дедушками. Приходят и дети из детских домов, приютов. Театральная студия детского дома № 14 в рамках выставки представила спектакль «Завтра была война», зрителями которого стали архивисты.

На базе нашей второй экспозиции, посвященной дореволюционной истории Челябинска, для школьников проводятся экскурсии с тестированием, урок-игра «Челябинск – чайная столица», квест «Путешествие в прошлое Челябинска», для студентов – семинар «История местного самоуправления». Одно из его заданий – прочесть в оригинале «Клятвенное обещание на верность службы царю и Отечеству», которое давали гласные Челябинской думы в местном соборе в 1788 году.

Поиски новых форм работы сказались на ее результатах. Количество экскурсий и архивных мероприятий, проводимых со школьниками и студентами, заметно увеличилось. В 2016 году было проведено более 120 экскурсий. И чем дальше мы продвигаемся по пути усовершенствования работы со студентами и школьниками, тем всё больше мы понимаем, что на первый план выходят просветительская работа и воспитание: когда архивный документ, поданный вовремя и к месту, способен если не изменить мировоззрение в корне, то заметно повлиять на него. И тогда документ становится не только одним из источников знания, но служит важнейшим средством патриотического и нравственного воспитания. Вот вам в чистом виде архивная педагогика!

Двери архива открыты для всех желающих. Но кто составляет нашу аудиторию в архивно-педагогической работе? Возраст и состав тех, кто приходит в архив, разный. Мы работаем с молодыми аспирантами, оказываем им методическую, а часто и практическую помощь в поиске необходимых документов по научным исследованиям. Студенты вузов также частые гости в архиве. Их мы приглашаем через преподавателей, тесную связь с которыми поддерживаем много лет. Более 10 лет сотрудничества связывают архив и научное общество учащихся челябинской школы № 59. Руководитель НОУ – М.С. Салмина, учитель истории, Почётный работник общего образования РФ.

О том, что может предложить архив школе, учителя истории и географии, ведущие уроки краеведения, узнают на ежемесячных семинарах в архиве. Семинары проводит Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Учителям из отдалённых районов Челябинской области мы предоставляем разработанные нами конспекты  архивных уроков, консультируем по краеведческой тематике, делимся с ними опытом работы. Всё это даёт результат. Вот один из учительских отзывов: Лениза Губайдуллина, учитель истории Брединской школы, пишет: «Огромное Вам спасибо! У моих ребят нет возможности приехать к Вам на экскурсию, побывать на Ваших замечательных занятиях. Я по возможности стараюсь проводить занятия в школе, опираясь на Ваши конспекты и материалы. Показываю ребятам фото ваших залов. Не могу выразить словами всю мою благодарность!»

Следует отметить, что со школами области у нас до сих пор не было официальных договоров о сотрудничестве. Активное движение в этом направлении – это, возможно, дело будущего. Однако первый такой договор архив заключил в этом году со школой №137. Мы решили сделать эту школу своей экспериментальной площадкой для разработки новых форм работы со школьниками. Учреждение находится рядом с архивом. В школе хорошие традиции, она имеет два музея, клуб любителей истории и творческую лабораторию, которую возглавляет профессор истории. Сотрудничество взаимовыгодное: школьники с удовольствием посещают архив, сотрудники архива оказывают помощь в оформлении и работе школьных музеев. Важно, что в этих контактах заинтересовано руководство школы и молодые инициативные учителя истории.

В тесной связке с педагогикой идёт другая важная составляющая нашей работы с молодежью, о которой было сказано выше, –  пропаганда архивных документов и архивного дела. Наряду с работой в стационарных выставочных залах, мы активно занимаемся подготовкой передвижных (мобильных) выставок. Иногда выставки являются самостоятельными, и к ним мы разрабатываем мероприятия, а чаще – она является частью какого-либо мероприятия. Выставки размещаем в вузах, библиотеках, на пешеходной улице в центре города, в Центральном парке культуры и отдыха. Устраивали выставки и в сельских клубах. Тесные связи установились также с одним из кинотеатров в центре Челябинска. Накопили большой опыт проведения мобильных выставок в зданиях Законодательного Собрания и Правительства Челябинской области. Не уходим мы и от традиционных экскурсий в архивохранилища. Особой популярностью пользуется экскурсия в современное хранилище старинных документов с показом неизвестных ребятам исторических ценностей: метрических книг, ревизских сказок, брачных обысков, клировых ведомостей.

Коротко – еще об одном важном направлении в работе с молодёжью – это научно-исследовательская работа с первоисточниками. Группы ребят вместе с преподавателем и архивным работником занимаются определёнными темами исследований. Работа может проходить как в читальных, так и в выставочных залах архива. Второй год совместно с секцией любителей истории РОИА, которая собирается на площадке архива, мы организуем участие школьников во Всероссийском конкурсе «Юный архивист». Конкурс проводится под патронажем правления Центрального совета РОИА. Наши школьники – «ноушата» из школы № 59 – являются победителями этого конкурса.

В 2015 году совместно с Урало-Сибирским Домом Знаний и министерством образования и науки Челябинской области архив принял участие в проекте «Письмо в будущее». Учащиеся школ области писали сочинение-письмо своему сверстнику 2045 года. В письме они рассказывали о своих близких, воевавших и погибших в Великой Отечественной войне, о поисках в архивах документов по истории военных памятников и многое другое. Победители конкурса были приглашены в архив, они читали свои письма и были записаны на видеоплёнку. Состоялось вручение призов. А лучшие работы школьников и видеозаписи поступили на хранение в архив.

И все же наряду с некоторыми успехами в освоении методов архивной педагогики и их использовании в деятельности архива, есть проблемы, о которых стоит сказать.

 1. Чтобы поставить работу со школьниками на плановые рельсы и придать ей системный характер, в 2014 году в ОГАЧО был создан сектор выставочной работы. Но уже в 2016 его пришлось ликвидировать, так как Росархив признал такую деятельность непрофильной для архивов. Сейчас ситуация изменилась, выставки вновь стали частью плановых показателей, но сектора нет: сломать было легко, а восстановить трудно, если вообще возможно. Весь объем выставочной работы выполняют сотрудники отдела научного использования и публикации документов.

2. Вторая проблема тесно связана с первой. Сейчас в отделе использования работают семь сотрудников. Они проводят многообразную работу: подготовку печатных изданий и публикаций, обслуживание 2-х читальных залов, исполнение тематических, биографических, генеалогических запросов. В их ведении – новостной, научно-популярный и документальный контент архивного сайта, осуществление многочисленных проектов с журналистами, учёными и многое другое. На работу с подрастающим поколением часто не хватает времени.

3. В целях безопасности детей теперь запрещено перевозить целый класс с одним учителем. Его должны сопровождать четверо-пятеро взрослых: учителя или родители. С одним преподавателем в архив могут приехать лишь 5-6 человек. И уже не раз запланированные экскурсии отменялись только из-за проблемы с перевозкой детей.

Но все проблемы, в конечном счёте, наверное, решаемы. Мы надеемся продолжать и расширять взаимовыгодное и перспективное сотрудничество с любыми образовательными учреждениями Южного Урала.

Г. Н. Кибиткина, главный археограф ОГАЧО, Е. А. Евстигнеев, главный архивист ОГАЧО