Забытое предприятие Челябинска. Рецензия на книгу «Рожденный войной: К-4→п/я 43→ЗОС→АООТ→ОАО ЧЗОС (история без продолжения)» / ред.-сост. Г. Л. Горенштейн, В. Т. Попов. Челябинск, 2020.


Забытое предприятие Челябинска. Рецензия на книгу «Рожденный войной: К-4→п/я 43→ЗОС→АООТ→ОАО ЧЗОС (история без продолжения)» / ред.-сост. Г. Л. Горенштейн, В. Т. Попов. Челябинск, 2020.

 

История предприятий уже давно превратилась в один из самых распространенных жанров краеведческой литературы. Во многом он был порождением той работы, которую вели истпарты и истпрофы в 1920-е гг., затем нашедшей свое воплощение в основанной М. Горьким серии книг «История фабрик и заводов». В настоящее время любое крупное предприятие и учреждение стремится к очередному своему «круглому» юбилею непременно выпустить объемную книгу, посвященную своей истории.

Однако издание, рецензируемое нами, выделяется даже на этом многочисленном пестром фоне. Дело в том, что посвящено оно предприятию, ныне, увы, не существующему. Челябинский завод органического стекла был признан банкротом в 1997 г., его оборудование полностью распродано в 2000 г., помещения ныне сдаются в аренду. Фактически в наших руках, выражаясь высокопарным слогом классика, тот самый «памятник нерукотворный», созданный усилиями ветеранов завода. Факт примечателен уже сам по себе — даже спустя 20 лет работники предприятия продолжают ассоциировать себя с ним! Это же придает книге своего рода законченность и вместе с тем трагический оттенок – беря ее в руки, уже понимаешь, что привычного «хэппи-энда» в конце не будет.

Необходимо отметить, что в создании книги принимали активное участие сотрудники Объединенного государственного архива Челябинской области. Составители не забыли про архивистов, и в начале своего труда выразили благодарность сотрудникам архива — Н. А. Антипину, Г. Н. Кибиткиной, М. Н. Степановой и А. В. Березе[1]. Архивисты помогали авторам с поиском материала, консультировали их по возникающим в ходе изысканий вопросам.

Челябинский завод органического стекла до последнего времени «находился в тени» более крупных и известных предприятий, таких, как ЧТЗ, ММК, завод имени Д. В. Колющенко. Во многом это стало следствием того, что большая масса документов о его деятельности оставалась долгие годы засекречена и недоступна для исследователей. Отметим, что после снятия грифа «Секретно» именно архивисты приняли самую активную роль в их популяризации[2]. Реактуализация внимания к этому предприятию — еще одна из позитивных черт рецензируемой книги.

Архивные документы и воспоминания, воспроизведенные в ней, безусловно, представляют интерес для специалистов по истории Челябинска. В особенности это касается начального (военного) этапа существования завода[3] и выявленных сведений об участии его в атомном проекте[4]. Обширный блок материалов посвящен биографии основателя и первого директора предприятия Зуси Давидовича Шульмана, человека, в чьей судьбе было немало резких поворотов[5]. Случай завода К-4 (именно так звучит его первое наименование) интересен тем, что он демонстрирует то влияние, которое оказал на развитие Челябинска и Челябинской области процесс эвакуации — именно благодаря ему завод появился на свет.

Немалый интерес представляют и документы начала 1990-х гг.: выступления В. Т. Попова на заседании совета трудового коллектива и конференции завода, протокол первого собрания акционеров предприятия (1994). В них емко, кратко описаны проблемы, с которыми пришлось столкнуться предприятию в то время, намечены предполагаемые пути выхода из сложившегося положения. В целом они выглядят яркими свидетельствами той непростой эпохи.

Зачастую подобные книги пишутся в исключительно апологетическом ключе, авторы останавливаются лишь на позитивной «глянцевой» стороне действительности. Рецензируемая нами книга исходит из более взвешенной позиции. Ее составители не скрывают просчетов, совершенных руководством предприятия, которые в итоге и привели к его закрытию. Немало критических высказываний содержат воспоминания ветеранов (в особенности это касается текстов, принадлежащих перу одного из составителей, Г. Л. Горенштейна[6]). Не скрывают они и то, что работа Челябинского завода органического стекла оказывала негативное влияние на экологическую обстановку в городе[7], при этом не впадая в крайность преувеличения создаваемой им опасности. Мелькает в книге и тема политических репрессий. Безусловно, на фоне остальных «лакированных» и «прилизанных» изданий это делает книгу чрезвычайно интересной.

Кроме того, книга позволяет несколько развеять начавший укрепляться в головах наших современников миф о том, что в Челябинске начисто отсутствовало сложное, сопряженное с интеллектуальными новациями производство. Первое же изделие завода – плексиглаз – было новационным материалом для своего времени. Из книги читатели могут узнать, что в Челябинске делали искусственные хрусталики для глаз, первые советские контактные линзы, выпускались линзы Френеля (их применяют в морских маяках, светофорах, семафорах, фонарях пассажирских вагонов), многослойное пуленепробиваемое стекло[8]. Наличие в городе такого производства позволяет пересмотреть становящиеся привычными невысокие оценки его интеллектуального и, как это стало принято говорить в последнее время, инновационного потенциала (по крайней мере, для советского времени, современность – предмет отдельного разговора).

Наконец, завод — это не только оборудование, но и люди. И в книге нашлось место и им. Конечно же, немалая ее часть отведена для характеристики директоров завода, таких, например, как уже упоминавшегося нами выше З. Д. Шульмана или одного из его преемников Григория Львовича Зискина. Составители «Рожденного войной» подчеркивают, что главным достоинством этих людей была не железная воля и стремление выполнить поставленные «сверху» задачи, но, напротив, внимание и забота о своих подчиненных, простых работниках предприятия. Не обошли составители вниманием и тех, кто был «рангом пониже» — чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть строки, посвященные начальнику цеха Карлу Югановичу Раяпу[9]. Большой раздел посвящен и практикам досуга рабочих — спорту, художественной самодеятельности[10].

Идеальных книг в мире не существует, да и рецензия не может ограничиваться исключительно комплиментами в адрес авторов. Необходимым ее элементом являются и критические замечания о недостатках рассматриваемого труда. И, к сожалению, эти недостатки в книге присутствуют.

Во-первых, составители ее не соблюдали общепринятых правил издания архивных документов. Ни один из них не снабжен необходимой легендой с указанием точного места хранения (архив, фонд, опись, дело, лист). Читатель, заинтересовавшийся материалом, при визите в архив будет вынужден заново искать интересующий его исторический источник. Нет в публикации и необходимых археографических примечаний (указание на исправления в тексте документа, не оговариваются изъятия фрагментов теста источника и так далее). Во-вторых, немало огрехов содержит и техническая редактура книги. Очень много опечаток и даже пропусков слов. На стр. 154 текст оказался слишком «опущен» вниз и наложился на номер страницы, много оставшегося пустым, незаполненным пространства. Слишком явно заметен и разрыв в качестве публикуемых фотографий.

Как бы то ни было, книга представляет большой интерес и, полагаем, найдет своего заинтересованного читателя.

М. А. Базанов,

канд. ист. наук, главный археограф ОГАЧО



[1] Рожденный войной: К-4→п/я 43→ЗОС→АООТ→ОАО ЧЗОС (история без продолжения) / ред.-сост. Л. Г. Горенштейн, В. Т. Попов. Челябинск, 2020. С. 4.

[2] См. напр.: Белановский С. Особая папка // Военно-промышленный курьер: общероссийская еженедельная газета. 2017. 8 мая; Панкова И. Забытый Шульман. В Челябинске рассекретили документы о военном заводе // АиФ-Челябинск. 2017. 10 мая; Рохацевич Е. Б. «Сталинская» папка — документальные сокровища нашего архива [дата публикации — 10 мая 2017 г.] // https://archive74.ru/news/stalinskaya-papka-dokumentalnoe-sokrovishche-nashego-arhiva (дата обращения — 23.07.2020).

[3] Рожденный войной…. С. 5—67 и др.

[4] Там же. С. 152—153.

[5] Там же. С. 70—91 и др.

[6] См.. напр.: Там же. С. 179.

[7] Так, отвечавший за гражданскую оборону на предприятии Ю. И. Сабуров даже патетически замечает: «К тому времени (начало 1970-х гг. — М. Б.) наш завод стал представлять большую опасность для города» (Там же. С. 275), имея в виду обилие опасных для жизни веществ, скопившихся на его складах.

[8] Там же. С. 299—302, 442 и др.

[9] Там же. С. 342—346.

[10] Там же. С. 379—402.