В конференц-зале нашего архива открылась выставка работ скульптора Виталия Зайкова (1924-2020), чей «Сказ об Урале» теперь знает вся страна благодаря новой 5000-й купюре. В экспозицию, приуроченную к 100-летию со дня рождения Зайкова, вошли графические работы, недавно переданные в наш фонд семьей художника, а также фотографии из семейного архива и скульптуры из коллекции Челябинского государственного музея искусств.
Основу этой выставки составили три рисунка: портреты кладовщика Леонида Малкова и весовщицы Елизаветы Малковой, созданные в 1955 году во время поездок по Южному Уралу, и сидящая обнаженная натура. Вдова художника Людмила Юрьевна и его внук Федор Бирючев передали эти работы на хранение в ОГАЧО в сентябре. И вот спустя всего два месяца их могут увидеть наши посетители.
«Уже сегодня эти работы имеют большую ценность. Ну, а в архиве документы имеют особенность, как хорошее вино, становиться все ценнее и ценнее с годами. Поэтому через 100-200 лет эти работы будут представлять еще больший исторический интерес. Могу заверить, что они не будут лежать мертвым грузом в наших хранилищах, а будут активно использоваться в научной и выставочно-экспозиционной работе», — отметил на церемонии открытия директор Объединенного государственного архива Челябинской области Игорь Вишев.
О творческом масштабе Виталия Зайкова говорит такой факт: он был единственным, кого признавал за равного себе автор «Орленка» и памятника танкистам-добровольцам Лев Головницкий — человек столь же талантливый, сколь и авторитарный. Два титана даже вступили однажды в коллаборацию, плодом которой явился памятник Ленину на площади Революции.
«Многие считают Зайкова автором одной известной скульптуры — „Сказа об Урале“. Хотя на самом деле это не так. При этом все самое яркое, мощное, убедительное, пластически наполненное силой им было создано, конечно, в Челябинске. Я бы хотел, чтобы челябинцы знали этого художника и помнили о нем. И чтобы экскурсии, которые проходят по городу, обязательно останавливались возле его памятников», — сказал, в свою очередь, директор музея искусств Станислав Ткаченко.
Выставка Виталия Зайкова, конечно, не могла пройти мимо истории о попадании «Сказа» но банкноту номиналом 5000 рублей нового образца. Эксперт челябинского отделения Банка России Ирина Менщикова рассказала об элементах дизайна пока еще редкой «уральской» купюры. Примечательно, что памятник работы Зайкова размещен на оборотной ее стороне, но вряд ли кто-то будет спорить, что смотрится она интереснее лицевой.
Сказать спасибо за это нужно краеведу Юрию Латышеву. В свое время ему повезло попасть в рабочую группу по разработке дизайна новой банкноты, и он сумел убедить Центробанк, что ее украшением должна стать именно скульптура челябинского мастера. В своем слове Юрий Владимирович, как архистраж культурного наследия, выразил надежду, что всероссийская слава «Сказа об Урале» и его долгожданный охранный статус станут стимулом для городских властей к тому, чтобы привести в порядок территорию вокруг монумента.
К открытию выставки из Крыма, куда Виталий Зайков с семьей переехал в начале 80-х, присоединились и сами фондообразователи. Надо сказать, что художественные гены Виталия Семеновича успешно передались и заново расцвели в потомках: например, его внук Федор Бирючев стал прекрасным пианистом и композитором. В своем видеоприветствии он сказал:
«Челябинск — очень родное место для меня. Четыре года назад я приезжал туда с концертом и видел, насколько „Сказ об Урале“ — правдивый и мощный символ края. Я видел отношение челябинцев и гостей города к этому памятнику. Спасибо всем, благодаря кому стала возможна эта выставка».
Текст: Руслан Сафин
Фото: Инесса Ким, Руслан Сафин