Визитеры из Москвы: докладная записка членов Союза писателей СССР о состоянии литературной жизни Челябинской области


Визитеры из Москвы: докладная записка членов Союза писателей СССР о состоянии литературной жизни Челябинской области

Представленный вашему вниманию документ уже известен исследователям истории местной литературы[1]. Однако сам материал этот представляется нам чрезвычайно любопытным, а потому достойным отдельной публикации.

Стоит отметить, что повседневная жизнь челябинских литераторов и даже шире — деятелей искусства — чрезвычайно слабо задокументирована. Тому немало причин. С одной стороны, люди творческие по своей натуре редко задумываются о фиксации своей жизни (вспоминается пастернаковское высказывание: «Не надо заводить архива, / Над рукописями трястись»). Тем, кто торопится жить, не хочется тратить времени и усилий на то, чтобы отпечатать эту жизнь на бумаге (если, конечно, речь не идет о собственно самом творческом процессе, но художественные произведения — источник очень коварный). Необходимость участвовать в официальных институциях традиционно людьми творческих профессий рассматривалась как своего рода обязанность, повинность, отсюда и небрежность как в самом делопроизводстве, так и в деле сохранения его плодов. Разного рода неофициальные связи — товарищеские, дружеские, любовные — ценились всегда выше, чем сугубо рабочие отношения. К этому необходимо прибавить и тот факт, что долгое время сами архивисты попросту не видели нужды в создании личных фондов.

Итог этого печален: хранящийся в ОГАЧО фонд Челябинского отделения Союза писателей не содержит документов, составленных ранее 1944 г., а период с 1944 по 1964 гг. охватывают всего 20 дел из 378, числящихся на настоящий момент. При этом само отделение официально существует с 1935 г. Немногочисленные же личные фонды писателей, так или иначе работавших в Челябинской области в первой половине XX в., мало что могут добавить к этим материалам. Есть, впрочем, такой жуткий источник, как материалы следственных дел НКВД, но особенности их составления, большая доля откровенных фальсификаций в ходе ведения следствия делают их чрезвычайно ненадежными.

Уже все вышесказанное делает публикуемый документ источником чрезвычайно важным, если не уникальным. Непосредственная миссия визитеров из Москвы (в числе которых, кстати, был И. Л. Френкель — автор слов русского текста гимна Коминтерна, позднее создавший песню «Давай закурим», уроженец Кургана) касалась помощи в работе местного отделения Союза писателей. Однако наладить работу новой организации вне связи со всей средой, в которой она существовала, было невозможно. А это значило, что нужно вникать в детали. И записка начинается с характеристики челябинских писателей, сначала членов Союза, а затем тех, кто в него не входил. Характеристики эти содержат не только оценки их творческого потенциала, но и характера, образа жизни. Среди них – поэт Борис Ручьев и, по всей видимости, будущий историк, краевед, преподаватель Челябинского пединститута В. Г. Сержантов (впрочем, предположительно). Еще более интересны краткие сведения о тех, кто не имел членского билета. Любопытно, что почти все перечисленные лица работали либо журналистами, либо рабочими на заводе, своего рода исключением стал учитель И. Т. Коробейников — и он, пожалуй, был одним из немногих (наряду с Л. К. Татьяничевой), кто смог оставить действительно заметный след в литературе. Естественно, образ жизни рабочего, человека, значительную часть своего времени затрачивающего на тяжелый физический труд, после которого необходимо восстанавливаться, имеющего мало времени на досуг не лучшим образом сказывалось на их творческой карьере.

Еще более любопытна характеристика инфраструктуры, которой располагали челябинские литераторы. Естественно, состояние ее оставляло желать лучшего. Но с другой стороны, отмечалось, что местное издательство действует, выходят поэтические сборники, пусть и качество их вызывало у визитеров вопросы. Были созданы методические кабинеты, хотя, опять же, качество оказываемой ими помощи визитерами оценивалось невысоко. Инфраструктура, таким образом, выстраивалась, и, что важно отметить, выстраивалась на ранее пустовавшем месте (во всяком случае, именно к этой мысли подводят авторы докладной записки). Здесь, впрочем, они несколько лукавят: литературные общества на территории Челябинской области существовали и ранее, следовательно, функционерам из Союза писателей все же было на что опираться.

Возможно, документ этот будет любопытен как краеведам, историкам, так и простым читателям, интересующимся местной историей.

Предисловие, подг. текста и комментарии канд. истор. наук, гл. археограф ОГАЧО М. А. Базанов 

Докладная записка членов бригады Союза писателей СССР Челябинскому обкому ВКП(б) о состоянии работы Челябинского отделения Союза писателей СССР

5 апреля 1936 г.

В Челябинский обком ВКП(б)[2]

Мы командированы правлением Союза советских писателей[3] для ознакомления с деятельностью оргбюро Челябинского ССП[4] и для творческой консультации.

О писателя Челябинской области нужно сказать следующее:

1) Шиллер Э. А.[5] — латышский поэт, работавший в литературе 25 лет, член ВКП(б). Т. Шиллер руководит ЧелябГИЗом[6], является председателем оргбюро ЧелябССП[7]. Т. Шиллер почти не пишет последнее время, так как перегружен работой издательской и живет в чрезвычайно сложных условиях (не имеет сносной квартиры, дочь заболела острым туберкулезом), поэтому и оргработе Союза писателей т. Шиллер уделяет мало внимания.

2) Борис Ручьев, молодой талантливый поэт, автор изданной несколько лет тому назад в Москве книги стихов «Вторая родина». Он работает в литературном отделе «Сталинской смены».

В последнее время пишет мало. Виноват в этом, прежде всего, сам Ручьев, который не умеет организовать свой литературных труд, и периодами пьянствует. Нужно также отметить, что у Ручьева нет подходящей комнаты — это сильно мешает его творческой работе и оказывает на него деморализующее влияние. Ручьев хотел уехать из Челябинска в Свердловск, где у него есть хорошая комната.

3) Виктор Губарев, молодой, способный поэт, комсомолец, издал в ЧелябГИЗе первую книгу стихов. Работает в «Сталинской смене» (зав[едующим] отд[елом] рабочей молодежи). Он задумал интересную поэму на украинском и уральском материале, но она еще не написана. Губарев загружен работой в «Сталинской смене» (хотя недавно состоялось постановление обкома ВЛКСМ о том, чтобы Губарева разгрузить). Губарев живет с женой в маленькой проходной комнате, т. Губарев член оргбюро ССП Челябинской области.

4) Михаил Люгарин — даровитый поэт, напечатал в уральском журнале «Штурм» и газетах ряд интересных, но серых стихотворений. Выделяется его поэма «Тарасова жизнь».

Однако судьба Люгарина вызывает тревогу. Он совершенно не работает над собой, переезжает с места на место (Свердловск, Магнитогорск, Челябинск, Звериноголовский район). Люгарин пьянствует и, видимо, оказывает отрицательное влияние на Ручьева. Люгарин способный поэт, но он малограмотен. Почти решен был вопрос о его учебе на рабфаке, но Люгарин внезапно исчез из Челябинска, очутился в Магнитогорске, где поступил на работу в газету «Горняк». Он утверждает, что будет в Магнитогорске учиться и перевезет туда семью (жена и двое детей Люгарина живут в Звериноголовском районе).

5) Василий Макаров — поэт, член ВКП(б), издал в 1933 году в Свердловске книгу стихов. Живет в Магнитогорске, редактирует газету «Горняк». Года два не пишет.

6) Сержантов — прозаик, печатался в журнале «Штурм». Учится в Магнитогорском пединституте. Изредка пишет газетные очерки. Ни одного законченного художественного произведения не имеет. Две рукописи, которые он дал ЧелябГИЗу для альманаха, не будут напечатаны, так как не являются художественными произведениями.

7) Виктор Светозаров — прозаик. Раньше печатался в московских журналах. С 1930 г. живет в Магнитогорске. За эти 6 лет ничего существенного не напечатал. Сдал в ЧелябГИЗ сборник рассказов. Предварительной цензурой сборник не пропущен. В. Светозаров руководит кабинетом рабочего автора в Магнитогорске. Член оргбюро ЧелябССП. Был делегатом III пленума правления ССП (в Минске).

Это короткие сведения говорят о том, что творческая деятельность членов и кандидатов Союза писателей (по Челябинской области) оставляет желать лучшего. Очень слабо связаны с социалистической практикой и мало работают над собой. У товарищей есть способности и интересные замыслы (Шиллер, Ручьев, Губарев, Люгарин)), осуществить которые не мешает. В значительной мере — отсутствие подходящих условий), квартирный вопрос, перегруженность в служебной работе)[8].

Ознакомились также с работой товарищей, не являющихся членами и кандидатами ССП. Среди них есть способные люди.

В Челябинске[9]: т. Тляш — татарский поэт, газетный работник, автор нескольких сборников стихов. Написал интересную поэму «Сталин». Яков и Василий Вохминовы (бухгалтер Станкостроя), Павел Кузнецов (учащийся), Дюбков (бывший правонарушитель, работает в «Ленинских искрах») и другие.

В Магнитогорске: Путалов — прозаик, работает дровоколом, Ударов — машинист мартена, Кирин — грузчик, Татьяничева — работает в редакции «Магнитогорского рабочего», Грязнов — парторг, Донецкий — работает в НКВД (Магнитогорск) и другие.

В Магнитогорске живут три еврейских писателя—эмигранта (тт. Соловейчик, Фальк, Бляхер — рабочие завода).

Эта группа была многочисленной; некоторые товарищи уехали, некоторые бросили писать из-за отсутствия квалифицированной помощи.

В с. Острова Юргамышского района — живет учитель И. Коробейников, выпустивший в Москве в Гослитиздате роман «Застоинцы»[10].

Работа с начинающими писателями поставлена в Челябинской области очень плохо. Так, на ЧТЗ номинально существует литкружок, которым никто не руководит. Издание скверного сборника «Первые звенья» (ЧелябГИЗ) объясняется, в частности, отсутствием квалифицированной помощи литкружку ЧТЗ.

В Магнитогорске есть кабинет рабочего автора. Однако этот кабинет работает вяло, он слабо помогает росту начинающих. Светозаров — руководитель кабинета, не пользуется достаточным авторитетом, так как он сам, как писатель[11], не проявляет себя и является плохим организатором. В кабинете нет дифференцированного подхода к людям. Поэтому литературный актив Магнитогорска не получает от комбината полноценной помощи.

В Челябинске нет творческой консультации — ни в издательстве, ни в газетах. В Магнитогорске литературная консультация в газетах не поставлена.

Мы считаем, что в молодой Челябинской области есть все условия для выращивания молодых одаренных писателей (у ряда работников неправильная точка зрения — они думают, что нужно «импортировать» писателей из Москвы для постоянной работы).

Интерес широких масс Челябинской области к литературе велик. Достаточно сказать, что литературная страница «Челябинского рабочего» от 24 марта 1936 года (выпущенная с нашей помощью) вызвала большое количество откликов; в редакцию поступает много рукописей. Беседуя с начинающими авторами, мы убедились, что многие из них искренне желают учиться. Чтобы овладеть литературным мастерством и повысить свой культурный и политический уровень.

Партийные организации и печать Челябинска и Магнитогорска (горком и окружком) не уделяют достаточно внимания литературным вопросам. Челябинский горком не следит за работой литкружков, поэтому и парткомы не помогают литературной работе. Редактор газ[еты] ЧТЗ т. Черепанов не печатает литературного материала, хотя рабочие завода написали небезынтересное произведение, отражающее жизнь завода. «Челябинский рабочий» до последних дней тоже не уделял места литературному материалу, не организовал полноценной консультации (надо отметить, что «Челябинский рабочий», до появления литстраницы, ни одним словом не обмолвился по вопросам, поднятым «Правдой»).

В Магнитогорске печать также несерьезно относится к выявлению литературно-способных людей. Иногда печатаются плохие стихотворения (стихотворение Люгарина в «Горняке»[12]). Магнитогорский окружком не занимается литературными вопросами. В 1935 году приезжал из Москвы писатель П. Замойский[13], договорившийся с Хитаровым[14] о ряде практических мероприятий (для укрепления литературной работы). Однако почти ничего практического еще не осуществлено.

Мы считаем необходимым проведение следующих мероприятий:

1. Поставить во главе литературной организации (ЧелябССП) одного освобожденного работника (ответственного секретаря).

2. Отпустить ЧелябССП средства по смете, утвержденной правлением ССП СССР и предоставить помещение для работы.

3. Дать в Челябинске квартиры членам Союза советских писателей тт. Шиллеру, Ручьеву, Губареву.

4. Организовать кабинет рабочего автора ЧТЗ.

5. Предложить ЧелябГИЗу организовать в издательстве литературную консультацию.

6. Предложить газетам регулярно печатать доброкачественный литературно-художественный материал местных авторов и систематически освещать вопросы художественной литературы (статьи, рецензии, отрывки из лучших книг).

7. Провести беседу секретаря обкома ВКП(б) с писателями Челябинской области.

8. Привлечь лучших педагогов к руководству литературными кружками.

9. Приблизить к работе ССП научных сотрудников (икапистов[15], краеведов).

10. Начать подготовку к пушкинским дням 1937 года[16].

11. Организовать работу по созданию истории ЧТЗ[17].

За время нашего пребывания в Челябинске и Магнитогорске (с 13 марта 1936 года) проведена следующая работа.

Проконсультировано до 50 начинающих авторов, проведен ряд личных бесед.

Организован литературный актив при редакции газеты «Сталинская смена».

Проведено занятие литкружков ЧТЗ и Станкостроя (разбор сборника «Первые звенья»).

Состоялась беседа с литкружком и преподавателями литературы в Челябинске первой образцовой школы.

Выпущена литературная страница в «Челябинском рабочем» (с нашими статьями — о книге стихов Губарева и о романе Коробейникова).

В Магнитогорске проведены собрания: 1) литактива кабинета рабочего автора, 2) читателей, 3) библиотекарей, 4) встреча с группой орденоносцев, 5) обсуждение книги стихов члена бригады поэта Ильи Френкеля, 6) первое обсуждение вопросов искусства, поднятых «Правдой».

Член бригады, критик Борис Гроссман выступил в «Челябинском рабочем» с открытым письмом драмтеатру (в связи с постановкой «Разбойников»[18] и статьями «Правды» об искусстве).

Проведено заседание оргбюро ЧелябТАСС (1. О состоянии организации. 2. О поведении кандидата ССП М. Люгарина)[19].

Пересмотрен портфель литературного альманаха ЧелябГИЗа.

По возвращении в Москву мы доложим правлению Союза советских писателей о состоянии литературной работы в Челябинской области. Поставим, в частности, вопрос о творческой пассивности некоторых членов и кандидатов ССП и о командировании в Челябинскую область на определенный срок группы писателей для творческой работы.

5/IV—[19]36 г.

г. Челябинск

Френкель

Б. Гроссман

Верно:[20]

ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 1. Д. 676. Л. 1—6. Копия. Машинопись.



[1] См., напр.: Журавлева Н. С. Литературный индустриальный Урал // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Т. 2. Екатеринбург, 2007. С. 74–78; Она же. Челябинское отделение Союза писателей в предвоенные годы // Литература Урала: история и современность. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов. Екатеринбург, 2008. С. 244–253; Она же. Руководство региональными отделениями Союза советских писателей в 1930-е годы (на примере Челябинской области) // Вестник ЮУрГУ. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2013. Т. 13. № 2. С. 33—36 и др.

[2] Заголовок набран прописными буквами с нижним подчеркиванием.

[3] Имеется в виду Союз писателей СССР.

[4] Союз советских писателей.

[5] Здесь и далее в пунктах 2—7 имя и фамилия напечатаны с нижним подчеркиванием, фамилии в документе (за несколькими исключениями) напечатаны полностью прописными буквами.

[6] Челябинское государственное издательство.

[7] Челябинского отделение Союза советских писателей.

[8] В силу неясности смысла высказывания  и возможности разночтений два последних предложения данного абзаца воспроизведены в точности с документом, в том числе и со всеми явными опечатками и пунктуационными ошибками.

[9] В последующих пяти абзацах названия населенных пунктов напечатаны прописными буквами с нижним подчеркиванием, фамилии литераторов — прописными буквами.

[10] См.: Коробейников И.Т. Застоинцы. Роман. — М.: Гослитиздат, 1935. — 207 с.  Впоследствии роман был переработан и выпущен под новым названием «Голубая Елань».

[11] Фраза «как писатель» напечатана с нижним подчеркиванием.

[12] В документе «Горянке».

[13] Петр Иванович Замойский (настоящая фамилия Зевако), до 1934 г. один из руководителей Всероссийского общества крестьянских писателей, член союза писателей СССР, автор произведений о жизни села.

[14] Рафаэль Моисеевич (Мовсесович) Хитаров, второй секретарь Челябинского обкома ВКП(б).

[15] Имеются в виду выпускники и работники Института красной профессуры.

[16] Имеется в виду 100-летний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина.

[17] Имеется в виду проект М. Горького по созданию истории фабрик и заводов, к которому привлекались как историки, так и литераторы.

[18] Пьеса Ф. Шиллера.

[19] Сохранена пунктуация документа.

[20] Подписи под документом отсутствуют.