Великие имена России: Константин Яковлевич Михайловский


Великие имена России: Константин Яковлевич Михайловский

 

Челябинская область вошла в проект «Великие имена России», в рамках которого 45 воздушным гаваням страны будут присвоены имена великих соотечественников. Обсуждаются варианты, составлен лонг-лист, в который вошли имена десяти значимых для региона людей. Это ученые Игорь Курчатов, Владимир Вернадский и Виктор Макеев, разведчик Исхак Ахмеров, кинорежиссер Сергей Герасимов, религиозный деятель Зайнулла Расулев, партийный деятель Николай Патоличев, маршал Борис Шапошников, челябинский благотворитель Владимир Покровский и юрист Федор Плевако.

В этот список не попал Константин Яковлевич Михайловский... А ведь именно ему Челябинск обязан своим современным статусом города-миллионника, экономического и индустриального центра. В 1892 году  через Челябинск была построена железная дорога, связавшая город с европейской Россией и открывшая ворота в Сибирь. С этого времени Челябинск стал важным транспортным пунктом, центром переселенческого движения. За короткое время он превратился в один из крупнейших торговых и промышленных центров России. За несколько лет население города значительно выросло с 8841 человек в 1888 году до 67300 человек в 1916 году, а территория Челябинска увеличилась на треть.

Строительством железной дороги занимался К. Я. Михайловский – выдающийся инженер, строитель, почетный гражданин Челябинска. Обширные разносторонние знания, полученные в Михайловской артиллерийской академии, Институте корпуса путей сообщения, недюжинный организаторский талант Константина Михайловского воплотились в Транссибе – величайшем достижении инженерно-технической мысли России и всего мира.

Под руководством К. Я. Михайловского построен головной участок Транссиба – Западно-Сибирская железная дорога. Ее протяженность – 1329 верст (Челябинск – Кривощеково), а построена она всего за три года, введена в эксплуатацию в 1896 году – на год раньше срока! При этом сэкономлено около миллиона полновесных царских рублей. А ведь кроме Запсиба было и много других железных дорог, строительством которых руководил Константин Яковлевич. Сорок шесть лет бывший артиллерист отдал железным дорогам России, за что награжден десятью орденами, двумя медалями и получил звание действительного тайного советника. А закончил он свою выдающуюся службу в области железнодорожного строительства членом совета министерства путей сообщения. К. Я. Михайловский – один из блестящей плеяды путейцев, которые распахнули восточное окно России в мир морей и океанов, ведущих к Америке, Австралии и Юго-Восточной Азии.

Константин Яковлевич Михайловский родился в 1834 году в Черниговской губернии в семье дворянина. Воспитывался в первом кадетском корпусе, затем учился в Михайловском артиллерийском училище. По его окончании в 1853 году сразу попал на Крымскую войну, позже служил в Санкт-Петербургском арсенале. После пяти лет службы в артиллерии поступил в Михайловскую артиллерийскую академию. Но, очевидно, более военной карьеры Константина Яковлевича увлекала другая стезя. Еще учась в академии, он вольнослушателем посещал лекции по математике в Санкт-Петербургском университете, а по окончании академии он поступил в Институт корпуса путей сообщения. В 1861 году окончил Институт и поступил в распоряжение Корпуса инженеров путей сообщения. Михайловский был назначен на должность начальника 6-й дистанции 3-го отделения 2-го округа путей сообщения. Отныне его судьба неразрывно связана с железными дорогами Российской империи. В чине поручика-инженера Михайловский направляется на строительство Мариинской водной системы. Затем он сооружал императорский железнодорожный путь от Санкт-Петербурга до Царского Села и Императорской станции в Санкт-Петербурге. С 1864 года участвовал в изысканиях и постройке Московско-Курской, Курско-Киевской, Балтийской, Оренбургской и других железных дорог; руководил сооружением Александровского моста через Волгу (1880), который по длине и техническим приемам строительства был первым сооружением подобного рода в России и Европе.

С 1885 года он начальник работ по сооружению железных дорог: Самаро-Уфимской, Уфа-Златоустовской, Златоуст-Челябинской, Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской соединительной ветви. При этом ему часто приходилось совмещать руководство строительством ряда дорог; так, в 1890 году он одновременно являлся начальником по сооружению линий Златоуст – Челябинск и Уфа – Златоуст да еще занимался изысканиями на Западно-Сибирской дороге. В 1894 году К. Я. Михайловский назначен начальником работ по строительству ветви Екатеринбург – Челябинск и одновременно руководит работами на Западно-Сибирской железной дороге. Самаро-Златоуст-Челябинская железная дорога имела очень сложный рельеф, пересекала Уральский хребет и прихотливые горные речки, одолевала множество скалистых подъемов и спусков. Эта линия являлась не только соединительным звеном между сетью европейских дорог и Транссибом, она еще стала и хорошей школой для Константина Яковлевича. Например, Самаро-Уфимская линия, которая состояла из шести строительных участков по 70–80 верст. Строить приходилось в трудных условиях, пологие участки составляли только 40 процентов, остальные 60 – спуски и подъемы. Часто выемки делали в глинистых грунтах или сплошных известняках. Были места, где среднее количество земляных работ достигало до 50 тысяч саженей на версту. На всем протяжении дороги строевого леса не было, его приходилось сплавлять по рекам Волге и Белой и везти на расстояние до 200 верст. Песок для балласта (верхней части железнодорожной насыпи) доставляли на расстояние от 2 до 18 верст. Одно хорошо, не было проблем с рельсами, так как заводы Южного Урала – Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Юрюзанский и Златоустовский изготавливали рельсы, рельсовые крепления и поставляли их строителям дороги. Помимо укладки самой железной дороги строители сооружали еще объекты инфраструктуры – дороги, мосты, плотины, туннели; возвели 25 вокзалов и шесть больниц.

Итак, 25 октября 1892 года первый поезд прибыл на станцию Челябинск. В приказе начальника управления от 29 июля 1892 года (управление строительства еще находилось в Самаре) сообщается, что 7 июля 1892 года при торжественном открытии работ министру путей сообщения послана телеграмма следующего содержания: «Сегодня по совершении молебствия от Челябинска при многочисленном стечении народа приступлено к работам Сибирской дороги. Инженеры и все служащие, а также рабочие… готовы положить все силы для успешного осуществления великого начинаемого дела». С 1893 по 23 марта 1898 года управление по строительству железной дороги размещалось в Челябинске. После того, как стало известно о переводе его в Томск, последовали неоднократные обращения властей Челябинска к оренбургскому губернатору и самому императору с просьбой оставить управление в Челябинске. Все прошения были отклонены.

Проект Транссибирской магистрали был принят, а К. Я. Михайловскому доверили строительство головного ее участка – Западно-Сибирской дороги. В этом трудном деле ему, с его опытом и авторитетом, не было, наверное, равных, а как руководитель Константин Яковлевич стал просто незаменим. Сила духа и знания скоро понадобились – природа Сибири была к строителям сурова, на их пути встали топи, болота, вечная мерзлота, крутые горы и залепляющий глаза сибирский гнус. Кроме того, строители Запсиба столкнулись почти на всем протяжении дороги с другими, не менее серьезными проблемами, прежде всего, с острым дефицитом основных строительных материалов. Не хватало кирпича, алебастра, извести. Камень имелся только в Челябинске и на Оби, то есть в крайних точках магистрали. Не хватало и частных подрядчиков, которые могли бы поставлять стройматериалы, возводить малые мосты, путевые и станционные здания. В этих условиях начальник работ К. Я. Михайловский создает специальный отдел для производства хозяйственным способом строительных материалов, труб, гражданских построек и деревянных мостов. Временные деревянные мосты по мере износа заменялись металлическими на каменных опорах. Срубы зданий и различные части построек большей частью изготавливались непосредственно в тех местах, куда завозился лес, и уже после укладки пути доставлялись в пункты назначения. Чтобы не задерживать укладку пути, сваи под опоры деревянных мостов забивали зимой. Возникли сложности при возведении железнодорожного моста через реку Иртыш. Не дожидаясь, пока будет проложен путь до Омска и появится возможность подвезти камень из Челябинска, строители воспользовались местным сырьем, организовав его доставку по воде через опасные Иртышские пороги. На всем протяжении строительства проявлялся инженерный и научный талант созидателей, смекалка, находчивость и упорство строителей. Комиссия во главе с генерал-лейтенантом Николаем Павловичем Петровым (министр путей сообщения), изучавшая на месте ход сооружения Запсиба, особо отмечала «правильную организацию строительства хозяйственным способом», что говорило о знаниях и опыте руководства К. Я. Михайловского. Благодаря этому Западно-Сибирская железная дорога построена с экономией средств и досрочно: 1 сентября 1895 года на магистрали открыто временное движение, а через год, 15 октября 1896 года, вся дорога принята в эксплуатацию. В рапорте начальнику Управления по сооружению Сибирской железной дороги Константин Яковлевич писал: «15 октября настоящего года (1896) Западно-Сибирская железная дорога открыта для правильного движения. Названная дорога с ветвью от Челябинска до Екатеринбурга по величине протяжения линии, отдаленности своей, неблагоприятным местным условиям, малонаселенностью края, отсутствию всяких строительных материалов и местных рабочих, краткости рабочего периода, необходимости производства работ за отсутствием предпринимателей (подрядчиков) представляла большие и исключительные трудности» (ОГАЧО. Ф. И-221. Оп. 1. Д. 2. Л. 277).

К. Я. Михайловский был не только первоклассным инженером-путейцем и великолепным организатором, но и заботливым руководителем. Он внимательно следил за деятельностью молодых инженеров и техников, создавал им условия для профессионального роста, смело доверял руководство строительными участками и дистанциями. Усердную и добросовестную работу Константин Яковлевич всегда отмечал и настойчиво добивался для отличившихся подчиненных наград и поощрений, причем не только инженеров, но и техников, врачей, диспетчеров, телеграфистов и купцов, подрядчиков строительства плотин, мостов и дорог. В числе представленных Михайловским к награждению орденом Святой Анны III степени за участие в строительстве Златоуст-Челябинской железной дороги был и коллежский асессор, инженер Н. Г. Михайловский, впоследствии известный писатель Гарин-Михайловский. Начальник строительства железной дороги пользовался всеобщим почитанием инженерного братства путейцев за честность, доброту и искренность. Константин Яковлевич являлся одним из учредителей собрания инженеров путей сообщения. О многом говорит и такой факт, что еще в 1896 году в Институте путей сообщения учреждена стипендия его имени.

В 1907 году К. Я. Михайловский был уволен со службы именным императорским указом в связи с болезнью. Умер Константин Яковлевич в 1909 году, в возрасте 75 лет. Долгие годы К. Я. Михайловский трудился на благо Отечества, создавая инфраструктуру России, которая ей была так необходима. За огромную работу и вклад в развитие железных дорог он был награжден орденами: Св. Станислава III степени, Св. Анны III степени, Св. Владимира IV степени (за сооружение Александровского моста через Волгу), Св. Станислава II степени (за сооружение каналов на Мариинской водной системе), Св. Анны II степени, Св. Станислава I степени, Св. Анны I степени (за строительство Златоуст – Челябинской железной дороги), Св. Владимира II степени, Бухарским орденом Золотой Звезды с алмазами, Японским орденом Восходящего Солнца III степени, Орденом Белого Орла. 24 февраля 1907 года император пожаловал К. Я. Михайловскому чин действительного тайного советника.

Среди наград К. Я. Михайловского – звание почетного гражданина Челябинска. Он первым получил это звание. Таким образом, в начале XX века городские власти и весь город выразили инженеру благодарность за его труды по строительству железной дороги, позволившей Челябинску вырваться из векового захолустного состояния уездного города. Дорога стала мощным стимулом развития Челябинска, обозначила перспективу роста и предопределила великое будущее города. В небольшой заметке в разделе «Хроника» челябинской газеты «Голос Приуралья» 12 сентября 1909 года сообщалось:  «9 сентября скончался в Петербурге бывший начальник постройки Сибирской железной дороги К. Я. Михайловский, почетный гражданин г. Челябинска». На сегодня это единственное свидетельство того, что инженеру было присвоено звание почетного гражданина Челябинска.

Г. Н. Кибиткина,

главный археограф

Объединенного государственного

архива Челябинской области