Прошло тридцать лет с того момента, когда Союз Советских Социалистических Республик исчез с политической карты мира. Событие это было лишь одним из звеньев длительного процесса трансформации советского общества, перехода к ставшей для нас привычной капиталистической модели общественных отношений. Процесс этот вошел в активную фазу еще в середине 1980-х гг., а завершение его, пожалуй, стоит отнести к началу XXI в. Впрочем, хронологические рамки — вопрос дискуссионный, и обстоятельно обсуждать их в небольшой научно-популярной интернет-публикации нерационально.
Как бы то ни было, исчезновение союзного руководства разрушило последние преграды для реформистки настроенных республиканских властей. В январе 1992 г. правительство России, ставшей после подписания Беловежских соглашений самостоятельным государством, приступило к реализации комплекса экономических реформ, получивших неофициальное наименование «шоковой терапии». Первая же принятая им мера — отказ от государственного регулирования цен на большую часть продаваемых товаров — в считанные недели показала, что страну ожидают катастрофические изменения.
Именно к этому времени и относится публикуемый ниже документ. Понимание, что вскоре речь может зайти о простом физическом выживании, заставляло всех без исключения искать дополнительные источники ресурсов, финансовых и материальных. Не стало исключением из правил и поведение руководства Челябинской области, обратившегося к центральной власти за определенными финансовыми послаблениями для нашего региона. Появление этого документа тем более логично, что сам президент Б. Н. Ельцин неоднократно публично высказывался за наделение субъектов федерации большей долей автономии.
В полной мере проект, предложенный совместными усилиями областного совета и администрации области (заметим, редкий случай кооперации этих конфликтующих между собой структур), реализован не был. Однако 3 апреля 1992 г. правительство Российской Федерации утвердило распоряжение № 648-р, содержание которого явно перекликалось с тем, что было обозначено в направленных из Челябинска бумагах. Согласно нему для предприятий Челябинской области устанавливались экспортные квоты, в рамках которых товары, уходившие за рубеж, освобождались от уплаты пошлин. В рамках тех же квот они освобождались от обязательной продажи 40% полученной валютной выручки в Республиканский валютный резерв России. Кроме того, тем же распоряжением администрация области наделялась правом самостоятельно устанавливать коэффициент пересчета стоимости закупаемых у других государств медикаментов, продовольственных и иных социально-значимых товаров[1].
Автор публикации главный археограф, кандидат исторических наук М. А. Базанов
№ 1. Письмо Челябинского областного совета народных депутатов и администрации Челябинской области президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину о мерах по стабилизации социально-экономической обстановки в Челябинской области
23 марта 1992 г.
Уважаемый Борис Николаевич!
Многолетняя ориентация Челябинской области на решение общегосударственных задач, связанных с развитием металлургии, тяжелой промышленности, оборонного комплекса, деформировала структуру народного хозяйства, нанесла ущерб сельскому хозяйству, экологии, до крайности обострила социальные вопросы.
Объем промышленного производства предприятий группы «Б»[2] составляет всего 13 процентов[3]. В сельском хозяйстве занято чуть более 6 процентов от численности всего трудоспособного населения. Опустели многие деревни. Состояние на селе крайне обострилось вследствие жесточайшей засухи 1991 года по интенсивности, случившейся впервые за 100 лет[4]. Обветшали предприятия пищевой промышленности.
В 13 городах создалась кризисная экологическая обстановка. Большая территория заражена тяжелыми металлами и радионуклидами. Челябинский регион превратился в зону экологического бедствия.
Занимая одно из первых мест в республике по объему промышленного производства, область по уровню социальной обеспеченности находится на 40—60 местах[5].
Сегодня ситуация усугубляется трудностями на потребительском рынке, особенно в снабжении населения продуктами питания.
Ухудшается перевозка пассажиров городским пассажирским транспортом.
Финансовые ресурсы, остающиеся в распоряжении области, не позволяют решать указанные проблемы на необходимом уровне.
В целях стабилизации экономического и социального положения Челябинской области, ускорения конверсии[6] и ликвидации последствий деятельности химкомбината «Маяк» областной совет народных депутатов и администрация Челябинской области просят расширить права администрации области по изысканию дополнительных финансовых ресурсов согласно приложению.
Приложение: проект постановления правительства на 2 листах.
Председатель областного совета народных депутатов П. И. Сумин
Глава администрации Челябинской области В. П. Соловьев
ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 3713. Л. 285—286. Отпуск.
№ 2. Проект постановления правительства Российской Федерации
«О неотложных мерах по стабилизации экономики Челябинской области, ускорения конверсии, развития социальной сферы и ликвидации последствий деятельности химкомбината “Маяк”»
23 марта 1992 г.[7]
В целях стабилизации экономического и социального положения Челябинской области, а также ускорения конверсии и ликвидации последствий деятельности химкомбината «Маяк» постановили:
1. Установить, что 75 процентов валютной выручки от экспорта продукции предприятий, расположенных в Челябинской области и подлежащей перечислению в Республиканский валютный резерв Российской Федерации остается в распоряжении администрации Челябинской области[8].
2. Предоставить администрации Челябинской области генеральную лицензию на экспорт без взимания таможенных пошлин на 5 процентов продукции предприятий, расположенных на территории Челябинской области, включая продукцию предприятий оборонной промышленности.
3. Разрешить администрации Челябинской области производить добычу драгоценных металлов из забалансовых запасов и при очистке русел рек в пределах городской черты городов области с последующей реализацией их на свободно конвертируемую валюту.
Оставлять в распоряжении Челябинской области 10 процентов драгоценных металлов, добываемых на территории области предприятиями корпорации «Алмаззолото» и 10 процентов драгоценных камней, производимых предприятиями области.
Министерству финансов Российской Федерации, корпорации «Алмаззолото» обеспечить по заявке администрации Челябинской области реализацию на свободно конвертируемую валюту драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в ее распоряжении.
Вырученную валюту, за вычетом комиссионных расходов, зачислять в валютный фонд администрации Челябинской области.
4. Выделить во втором квартале 1992 года Челябинской области из республиканского бюджета:
— 250 млн рублей и 30 млн долларов США на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта;
— 500 млн рублей на компенсацию затрат населения на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство.
5. Установить на 1992 год, в порядке исключении, нормативы отчислений в бюджет Челябинской области в размере 50 процентов от общей суммы налога на добавленную стоимость и 100 процентов акцизов, поступающих в государственный бюджет на территории области.
6. Валютные и другие финансовые ресурсы, предоставляемые в распоряжение Челябинской области, направляются на обеспечение населения продовольственными ресурсами, ликвидацию последствий деятельности химкомбината «Маяк», ускорение конверсии, увеличение экспортного потенциала и развитие социальной сферы.
Б. Ельцин[9]
ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 3713. Л. 287—288. Отпуск.
[2] Промышленность группы Б — сектор промышленности, занимающийся производством потребительских товаров (продукты питания, одежда, обувь и т.д.).
[3] В документах не использовался символ %.
[4] В предложении воспроизведена орфография и пунктуация документа.
[5] Так в документе.
[6] Конверсия — перевод предприятий военно-промышленного комплекса на производство потребительских товаров.
[7] Датируется по сопроводительному письму.
[8] Республиканский валютный резерв Российской Федерации — часть золотовалютного резерва страны. Согласно указу президента Российской Федерации «О формировании Республиканского валютного
резерва РСФСР в 1992 году» (подписан 30 декабря 1991 г) 40 % выручки предприятий, организаций и учреждений в иностранной валюте от экспорта товаров и услуг, входящих в перечень к указу (в том числе от торгово-посреднических и банковских операций, в области туризма, культуры, автомобильного, железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта) подлежала обязательной продаже в Республиканский валютный резерв Российской Федерации в обмен на рубли по специальному коммерческому курсу (см.: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&&nd=209000099&&pag...). В условиях гиперинфляции, постоянного падения курса рубля по отношению к зарубежным валютам их обмен на рубли был крайне невыгоден для российских предпринимателей.
[9] Подпись отсутствует. Формально до 15 июня 1992 г. президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин одновременно возглавлял правительство Российской Федерации, поэтому постановления правительства принимались за его подписью.