Ровесник ЧТЗ по годам, инженер-конструктор танковых моторов, более 40 лет проработавший на Челябинском тракторном, создатель книг по истории завода, о танковой промышленности и о судьбах рабочих – так можно охарактеризовать этого замечательного человека, чьи документальные материалы и творческие труды хранятся в Объединенном государственном архиве Челябинской области. Это Леонид Семенович Комаров. 2 мая 2023 года ему исполнилось бы 90 лет.
Штрихи к биографии
В автобиографии Леонид Комаров пишет, что в Челябинск семья эвакуировалась в августе 1941 года из Киева, где отец работал в республиканской газете. Мама – медсестра. В Челябинске отец вскоре скончался от тяжелой болезни. Осенью 1941-го Леонид пошел в первый класс, а старший брат – в ремесленное училище, а затем на ЧТЗ. Сам Леонид после окончания семилетки в 1948 году пятнадцатилетним пареньком тоже поступил работать на ЧТЗ, в цех топливной аппаратуры. Еще в школе вступил в комсомол, на заводе избирался членом комсомольского бюро.
В своих воспоминаниях Комаров пишет: «Годы детства, несмотря на голод и холод в суровые военные зимы, остались очень светлым воспоминанием ребячьих забав, толкотни на „барахолках”, где нас учили „житейской мудрости”».
Биография типична для советского человека: завод, армия, завод, учеба в техникуме, активная общественная деятельность. С 1961 года он – инженер-конструктор танковых моторов, старший инженер-технолог в отделе главного технолога. Участвовал в конструкторских работах по модернизации танковых двигателей в ГСКБД. Работал в отделе научно-технической информации. Изобретатель, соавтор нескольких патентов, автор книг на различные научные и исторические темы, автор статей в научно-популярных журналах, член Международной академии авторов научных открытий и изобретений (МААНОИ), ветеран труда.
Миссия – летописец завода
Но было и другое. С детства Леонид Комаров увлекался литературным творчеством, занимался в кружке, которым руководил замечательный детский писатель Василий Николаевич Кузнецов, автор известной сказки в стихах «Базар» – про кота Федота, кошку Матрешку, свинку Аринку… Кузнецову Леонид Комаров обязан любовью к литературе, к слову, к художественному образу. Первое стихотворение опубликовал еще в школе, в 1957 году стал посещать литературное объединение ЧТЗ и с того времени, можно сказать, серьезно занялся литературным творчеством. Писал стихи, рассказы, заводская многотиражка публиковала их. «Именно ей, заводской газете, – напишет впоследствии Леонид Комаров, – обязан я той неповторимой радости „первопечатания”».
Писательство так увлекло Леонида, что в 1959 году он поступает в Литературный институт им. А.М. Горького; учился заочно, продолжая трудиться на ЧТЗ, окончил институт в 1965 году. В 1963 году выпустил первый сборник рассказов «Юность моя заводская», потом была книга «Сон о красных шарах». Работа на заводе давала ему постоянный импульс для дальнейшего творчества.
Из характеристики Литинститута: «…Проза Комарова подкупает искренней интонацией автора, чистотой и ясностью идейных позиций. Особенно удачно все, что посвящено труду молодых рабочих на заводе». Сразу после окончания института Комаров принимал участие в семинаре молодых писателей в Кемерово, где получил рекомендации для вступления в Союз писателей от В. Астафьева, Н. Воронова, М. Аношкина, С. Черепанова. Вот что написал в рекомендации челябинский журналист и писатель Сергей Черепанов: «…Главная черта в характере Леонида Комарова – его трудолюбие, в творческой работе строжайшее отношение к самому себе, к каждому слову. Все написанное им – это жизнь… Вот почему я от всей души и с великой надеждой рекомендую Леонида Семеновича Комарова в члены Союза писателей».
В 1965 году на ЧТЗ по инициативе литературного объединения началась работа над созданием книги по истории завода. Леонид Комаров был назначен ответственным секретарем общественной редколлегии и руководителем авторской группы. Идея создания истории фабрик, заводов была выдвинута писателем Алексеем Максимовичем Горьким еще в 1930-х годах и получила широкую поддержку. Сама жизнь подсказывала, что историю первенца первых пятилеток легендарного ЧТЗ написать просто необходимо. Энтузиастам, взявшимся воссоздать широкую картину рождения и развития завода-гиганта, пришлось записать рассказы сотен людей, вести поиски документальных материалов в центральных и местных архивах и библиотеках. Кропотливая организаторская, поисковая и литературная работа заняла несколько лет, потребовала больших усилий.
Авторы говорили о себе: «Приступая к работе над книгой, мы понимали, что перед нами стоит нелегкая задача: собрать и обобщить огромный архивный и напечатанный материал, опросить сотни людей – участников событий, разобраться в обилии фактов, документов, воспоминаний, отобрать из них наиболее важные, интересные, характерные, в которых запечатлелась необычайно богатая история ЧТЗ, а в ней, как в капле воды, – история всей страны».
В личном фонде Комарова в областном архиве сохранились стенограммы заседаний редколлегии по созданию книги. Это споры, обсуждения, как подать материал, чтобы он был интересен не только заводчанам, но и посторонним людям. Члены редколлегии давали читать отрывки рукописи своим родным и друзьям, чтобы те оценили правду жизни первых лет становления завода. И вот какие отзывы получил один из членов редколлегии, ветеран завода П.М. Золотарев от своей дочери: «Неужели были тогда такие условия работы? А мы сейчас, не дай Господи, если не имеем модных туфель с тупым носком, – это для нас трагедия. А люди раньше так жили!» Сын, аспирант вуза, тоже прочитал книгу: «Как вы выдержали все, что было при строительстве завода!? Это же невозможно!»
Писатели добивались в своей книге настоящей правды жизни, какой жили первостроители, рабочие завода во время войны, недоедая, недосыпая, работая в холодных цехах. Коллеги с других предприятий, с которыми сотрудничал ЧТЗ, прислали в редакцию книги по истории Харьковского завода, Сталинградского тракторного, Московского автозавода, Кировского завода. Прочитали их челябинцы и сделали вывод, что в тех книгах «слишком пахнет хронологией, как будто писателей заставили готовиться к докладу». Редколлегия же Челябинского тракторного больше делала упор на описание судеб людей, личностей, которые сыграли большую роль в становлении ЧТЗ. Не случайно в документах личного фонда Леонида Комарова целые папки с письмами ветеранов, живших в других городах: они написали свои воспоминания; есть большая переписка с родственниками директоров ЧТЗ К.П. Ловина и А.Д. Брускина. Есть отчеты о командировках в Москву, Ленинград, другие города, где Леонид Семенович Комаров встречался с ветеранами завода: С.М. Лещенко, К.С. Митревичем, Г.И. Самолем, Н.Н. Перовским, И.Д. Соломоновичем, Е.Е. Брауде, Е.И. Сафразьяном и другими, рассказавшими немало историй о заводе и людях.
Перед редакцией, конечно, вставало много трудных вопросов. К примеру, как отразить период 1937-1938 годов, когда репрессии коснулись почти всего руководства ЧТЗ, начальников цехов и простых инженеров и рабочих.
Так по крупицам создавалась «Летопись Челябинского тракторного завода», первая книга которой вышла в издательстве «Профиздат» в 1972 году, авторы Л.С. Комаров, Е.Г. Ховив, Н.И. Заржевский. Но работа продолжалась над второй книгой по истории ЧТЗ, которая охватывала послевоенный период. Комаров был идейным вдохновителем и мозгом редколлегии. Тоже были командировки, встречи с ветеранами, запись воспоминаний, работа в архивах. Вторая книга «Летописи» вышла в соавторстве с В. Боярчиковым (Москва, Профиздат, 1982 г.). На конкурсе, посвященном 50-летию советской власти, «Летопись…» заняла первое место.
Среди написанных Л.С. Комаровым книг – «Россия танков не имела», вышедшая в 1994 году. Это была одна из первых в России книг о танках и советском танкостроении, дважды издавалась. Книга написана на основе личного опыта автора и включает в себя очень большое количество малоизвестных фактов об истории становления танкостроительной отрасли СССР. В документальном повествовании рассказывается о развитии отечественного танкостроения, о выдающихся государственных деятелях и талантливых конструкторах, технологах, рабочих – создателях мощной боевой техники. Книга охватывает период с 1914 по 1945 год.
Вот что сказал об этой книге генерал-майор в отставке, доктор технических наук, профессор Л.В. Сергеев: «Основным ее содержанием является обстоятельное, основанное на фактическом материале, описание рождения в производстве дизеля В-2, который в годы войны устанавливался на средних и тяжелых танках, а также на самоходных артиллерийских установках (САУ), создававшихся на базе этих танков и составлявших вместе основу бронетанкового вооружения танковых и механизированных войск нашей армии… В книге также описывается эвакуация и развертывание производства дизелей В-2 на вновь создаваемых на востоке страны моторостроительных заводах. Причем, автор большое внимание уделяет не только решению возникавших при этом технических проблем, но и «человеческому фактору» – конкретным историческим личностям, которые обеспечивали решение этих проблем. Здесь надо подчеркнуть, что приведенные в книге материалы наглядно показывают заслуги истинных участников эпопеи создания и развертывания производства дизеля В-2… Автор приводит ряд малоизвестных фактов, относящихся к истории советского танкостроения предвоенных и военных лет, что расширяет историческую значимость книги».
Несколько книг Леонида Комарова остались в рукописях (историческое повествование «Рубикон», одобренное в 1977 году редакцией журнала «Новый мир», недописанный роман…)
Изобретатель
Несмотря на то, что в 1990 году Леонид Семенович уволился с завода в связи с сокращением штата, ему разрешали использовать в свободное время производственно-технические мощности ЧТЗ для ведения конструкторских работ, которые были весьма успешны. Там же Леонид Комаров испытывал все свои изделия и механизмы. Не забывал и о научной деятельности. В последние годы жизни Леонид Комаров увлекся космологией, философией, историей, физикой. Он является соавтором нескольких патентов, автором статей в научно-популярных журналах, автором книг на различные научные и исторические темы. В своей книге «Новая парадигма» и приложениях к этой книге он описал устройство и принцип работы собственного изобретения – Атмосферного двигателя, который, между прочим, был разработан им собственноручно.
Уникальность двигателя в том, что для его работы не нужно углеводородное сырье. А работает атмосферный двигатель от разряжения (атмосферы). Леонид Комаров передал права на это изобретение своему земляку – Виктору Ивановичу Чекашову, что демонстрирует его бескорыстную службу своему заводу, народу и стране. Комаров был участником Международной конференции «Пространство, время, тяготение» (Санкт- Петербург, 1994 и 1996 годы). В 1997 году Леонид Комаров написал открытое письмо знаменитому физику-теоретику, Нобелевскому лауреату Максу Планку. Обращаясь к его бессмертному духу (Макс Планк умер в 1947 году), Комаров размышляет о квантовой физике, об излучении, об отношении к этим явлениям ученых с мировым именем. Рассказывает о своих изысканиях, изложенных в книге «Новая парадигма». Письмо хранится в личном фонде Л.С. Комарова в рукописи. Оно не было опубликовано, но само желание написать такое послание свидетельствует о недюжинных знаниях Леонида Комарова в теоретической физике.
За научные заслуги Комарова приняли в ряды Международной академии авторов научных открытий и изобретений (МААНОИ).
Природа – источник вдохновения
И еще у него было увлечение – вырезать из корней деревьев удивительные скульптуры, в которых много юмора. Друзья как-то заметили, что у Леонида Семеновича появилась слабость к хорошо отточенным ножичкам, миниатюрным пилочкам, к хирургическим скальпелям и вообще ко всему, чем можно резать и пилить. Хобби, как большую радость, утаить невозможно. Друзья узнали, что Комаров увлекся собиранием причудливых кореньев, веточек. Летом на озере или зимним днем на аллеях парка Леонид Семенович присматривался к замысловатым рисункам природы. Воображение подсказывало фигурки людей, животных, сказочных чудовищ. Дома после просушки заготовки веточек превращались в оригинальные скульптуры. Как-то Л.С. Комаров организовал в зале Дворца культуры ЧТЗ выставку своих работ. Все, кто знал Леонида Семеновича как талантливого инженера и писателя, вдруг поняли, что и это увлечение природным творчеством ему по силам.
Не случайно фотографии работ Комарова попадали в газету «Вечерний Челябинск» («В соавторстве с природой»).
Леонид Семенович скончался в 2008 году. Два его сына выросли достойными людьми.
Елена Рохацевич