«Сыновья» челябинских танкистов


«Сыновья» челябинских танкистов

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Р. Рождественский 

Фотография мальчонки в ладно пригнанном военном обмундировании, убегающего от петуха, есть в одном из фондов Объединенного государственного архива Челябинской области. Это снимок военкора газеты «Доброволец» Уральского добровольческого танкового корпуса Николая Чижа. Подписью к фотографии может служить известное стихотворение бойца 63-й Челябинской танковой бригады, военного корреспондента, поэта Михаила Львова, бывшего свидетелем этого забавного случая:

Есть у мальчика орден

И гвардейский значок!

Он и храбрый, и гордый,

Юный наш землячок.

И его не пугает

Фронтовой этот ад…

Что же вдруг «отступает»

Перед «петей» солдат?

Да ведь – если вглядеться –

Это что за боец?

Да ведь он еще в детстве,

Совершенный малец…

Шли и дети России

Вместе с нами в бои.

Были годы такие,

Дорогие мои.

 Николай Чиж не раз фотографировал этого мальца: есть фото мальчика с танкистами, с командиром танка Героем Советского Союза Павлом Кулешовым, с командиром бригады дважды Героем Советского Союза генералом М. Г. Фомичевым. На одной из фотографий вместе с комбригом Михаилом Фомичевым – трое мальчуганов в военной форме. Ребят называли сыновьями полка – сыновьями 63-й Челябинской танковой бригады УДТК.

Кто же такие – эти мальчишки с фотографий Николая Чижа, окруженные заботой челябинских танкистов? Их историю буквально «раскопала» исследователь Мария Александровна Меньшикова, личный фонд которой хранится в Объединенном государственном архиве Челябинской области.

Один из мальчиков – Толя Якишев (Якушев) –  довольно известен, о нем писал в своей книге «Путь начинался с Урала» генерал М. Г. Фомичев; командарм 4-й танковой армии генерал-лейтенант Д. Д. Лелюшенко тоже в своих мемуарах оставил воспоминания о маленьком воине. Есть воспоминания о Толе ветеранов 63-й Челябинской танковой бригады Василия Добарского, Анны и Виктора Ясиновских – они сохранились в фондах ОГАЧО.

Толя Якишев на фронте был с 1942 года. Тогда в их деревне Литвиновке Курской области проходила линия обороны. Он и старший брат Николай (отец и другие старшие братья были на фронте, мать умерла) пришли к красноармейцам и помогали как могли: были посыльными, вестовыми, один раз Толя даже в разведку ходил в тыл к немцам. Потом Толю и еще одного мальчика отправили в Курское суворовское училище. А Николай остался воевать дальше. В суворовском училище пацанам не понравилось: оно еще только организовывалось, не было ни еды, ни постелей, по зданию гуляли сквозняки. Решили мальчишки ехать в Москву – там суворовское училище должно быть лучше. Но по дороге потеряли друг друга. Толя остался один. Куда податься? Он знал одну дорогу – на фронт. На одном из московских вокзалов пробился к воинскому эшелону, попросил, чтобы пустили в вагон.

- Вы не сомневайтесь, дяденьки, я все умею. Я вам полезным буду.

Возможно, тогда его и увидел комбриг М. Г. Фомичев. Он так описывает первую встречу с мальчиком:  «Мне навстречу шагнул мальчишка лет десяти-одиннадцати. Он выглядел изможденным, на худых плечах висела изорванная рубашонка, глаза настороженно бегали по сторонам…

Его просьба сводилась к одному: зачислить в солдаты.

Жалко было смотреть на этого паренька. Уж больно худ он был. Я пригласил его в автобус.

— Зовут-то как тебя, сынок?

— Толей, а фамилия моя Якишев.

— Откуда будешь?

— Из Литвиновки, Арсеньевского района.

— Хорошо знаю твою Литвиновку. Бывал в ней не раз. А я из-под Белева. Земляки, значит?

Мальчик оживился:

— Так это рядом. До Белева от нас рукой подать.

Я не знал, что делать с парнем. Зачислить в бригаду?

Впереди бои, всякое может случиться. Да и в школу парню надо.

— Покормите паренька и отправьте домой, — распорядился я.

Толя Якишев в слезы, начал просить, чтобы его оставили в бригаде.

— Вы не смотрите, что я такой маленький. Я все могу.

Пришлось просьбу хлопца удовлетворить, и он был зачислен в медсанвзвод бригады. Но до конца войны везде представлялся адъютантом комбрига».

Командир бригады Михаил Фомичев и Толя Якишев оказались земляками, а земляк на фронте – все равно, что родственник. Так и стал мальчик воспитанником 63-й Челябинской танковой бригады.

Толя выполнял разные поручения командира бригады в обороне, на марше, во время боев комбриг отправлял его в медсанбат, где он помогал кормить раненых, носил воду, дрова, скатывал бинты. Во Львове, когда фашисты могли с любой улицы просочиться к медсанбату, мальчуган охранял раненых и врачей. Толю наградили медалью «За боевые заслуги». Но больше всего нравилось ему бывать у разведчиков, у него там было много друзей. Правда, в разведку Толю не брали, но уже поручали все более ответственные задания. А он очень хотел совершить подвиг. И вот случилось.

Во время прорыва Толя всегда находился с танками 1-го батальона и выполнял функции связного. 14 января 1945 на западной окраине города Хенцына он первым обнаружил в засаде замаскированный вражеский танк «Тигр», о чем вовремя доложил командованию, которое приняло решение о его уничтожении. 20 января 1945, находясь с группой разведчиков при выполнении боевого задания в городе Белхув, Якишев обнаружил группу немецких автоматчиков в количестве восьми человек и открыл по ним из автомата огонь, в результате чего лично уничтожил троих гитлеровцев. За проявленный героизм он награжден орденом «Красной Звезды» (29.01.1945).

Комбриг Фомичев описывает такой случай, произошедший в апреле 1945 года перед штурмом Берлина: «Идем в батальон Старостина. Вдруг раздается выстрел. Пуля едва не задевает генерала Е. Е. Белова. Евтихий Емельянович выхватывает пистолет и стреляет в притаившегося гитлеровца. Но мимо. Тем временем фашист еще раз пытается выстрелить. Стремительно вынимаю трофейный парабеллум, но в это мгновение сзади нас звучит выстрел — фашист падает. Мы оглядываемся и видим Толю Якишева, сына бригады. Толя, сияя от радости, подбегает к нам.

— Спасибо, сынок, ты спас жизнь комкору, — сказал генерал Д. Д. Лелюшенко.

Командарм тут же прикрепил к гимнастерке Якишева рядом с орденом Красной Звезды медаль «За отвагу».

Генерал Лелюшенко всякий раз, когда приезжал в бригаду, если видел Толю, обязательно что-нибудь спрашивал или шутил:

- Как служба боевая идет? Бьешь фашистов?

Толя Якишев получил звание ефрейтора, дошел с челябинскими танкистами до Берлина и Праги. Демобилизовался в 1945 году и приехал в Москву к сестре. Там окончил ФЗУ, еще раз прошел армейскую службу – постеснялся сказать, что был на фронте. Работал на заводе «Красный пролетарий» слесарем. Принимал участие в работе Совета ветеранов Уральского добровольческого танкового корпуса.

 На вылет прошила война детство и другого воспитанника 63-й Челябинской танковой бригады Романа Сокульского. Мальчика взяли к себе танкисты перед наступлением на Каменец-Подольский в 1944 году, ему шел 14-й год. Взяли из партизанского соединения Героя Советского Союза А. З. Одухи, в составе которого воевал и пионер-герой Валя Котик. Партизанское соединение Антона Захаровича Одухи около 900 раз вступало в сражения с оккупантами. Командир партизанского отряда Логутенко сказал танкистам, что Ромка – парень боевой, ходил в разведку, был подрывником. А группа Логутенко пустила под откос 80 эшелонов врага.

- Роман тоже подорвал два вражеских эшелона! Ему подчинялись девушки годами постарше.

Хлопец в обрезанной выше колен немецкой шинели, в больших опорках и рыжей лохматой шапке лихо сидел в седле.

Майор Денисов, заместитель командира по политчасти 2-го танкового батальона, спросил, где родители Романа.

- Про родителей ему напоминать не надо. Он родом из-под Шепетовки, из деревни Борщовки. Деревня за связь жителей с партизанами была сожжена, люди расстреляны. И Рому расстреливали вместе с родителями. Отец и мать погибли, а ему, раненому, удалось бежать. Видели шрам на щеке?

Майор Денисов взял мальчика в батальон и очень к нему привязался. У него самого были два сына в эвакуации. В батальоне Рому тоже приняли хорошо, сшили обмундирование по росту, выдали оружие. С тех пор Роман Сокульский побывал в боях как танкодесантник, в разведку ходил, в уличных боях, когда из танка ничего не видно, он каким-то чутьем угадывал, в каком доме, подвале фашисты засели. Его фотографию поместили в армейской газете.

Ветераны-танкисты вспоминают такой случай.

По улице освобожденного украинского городка двигалась большая колонна немецких пленных. Вдруг короткая очередь выбила землю из-под ног пленных. Немцы шарахнулись, закричали. Это стрелял Ромка Сокульский. Если бы не старшина Тарасов, выбивший из рук мальчика автомат, он бы положил многих пленных.

- Трое суток ареста! – крикнул Денисов.

Ромка безвольно дал снять с себя ремень, отдал златоустовский нож – подарок командира танка Додонова, что погиб во Львове, повернулся и пошел в хату.

Не только Денисов, но все, кто узнал про этот случай, были поражены, испугались за мальчика: как же он будет дальше жить – такой жестокий?

- У него в груди костер полыхает! Месть за родителей! – сказал Тарасов.

- Если на глазах расстреляли отца и мать, человек зубами грызть врага будет. – сказал Денисов. – Он же из партизан, а там пленных нет! Где ж разобраться парню, что в регулярной армии другие порядки.

Вызвался поговорить с Романом комсорг Лисьих.

- Ты зачем стрелял?

- Один смеялся! У нас во дворе он тоже смеялся. Я помню…

Лисьих хватило душевной чуткости поговорить с мальчиком. В сарае они просидели долго.

- Может, не он? Немцы бывают разные.

- Я знаю. В наш отряд немец переходил, Швалленберг. Его в Москву на самолете увезли. А этот смеялся! Я помню!

- Ладно, пошли, комбат отменил наказание.

1 мая 1945 года Роман Сокульский участвовал в отражении контратаки противника, где уничтожил пять «фаустников» и автоматчиков, проявив мужество и отвагу. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Дважды был тяжело ранен. Дошел Ромка с челябинскими танкистами до Берлина и Праги. Демобилизован в 1945 году. Вернулся в Шепетовку. Но потом вместе с родственниками выехал в Польшу. Дальше его след теряется.

Воевал в составе 63-й Челябинской танковой бригады Юзеф Чеховский. Был автоматчиком автоматного батальона. Прибился к танкистам 12-летним мальчуганом в 1944 году. Постоянно находился в первых рядах наступающих, имел огромную ненависть к врагу. Получил звание ефрейтора. Во время боевой операции выполнял обязанности связного, даже в условиях, когда враг вел сильный артиллерийский минометный огонь. Во время боя убил двух фашистов. За проявленное мужество 14 мая 1945 года награжден орденом Красной Звезды. После войны судьба Юзефа Чеховского неизвестна.

Сыном челябинских танкистов был и Василий Уйменов. Потом он окончил суворовское училище, стал офицером Советской армии, получил звание полковника, жил в Минске.

У войны нет лица, нет возраста, пола и национальности. Она не выбирает. В Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в военных действиях принимали участие несколько десятков тысяч детей. Им пришлось повзрослеть и встать бок о бок со старшим поколением. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к ее врагам. «Сыновья полка», партизаны, подпольщики – жертвуя собственными жизнями, чтобы уничтожить нацизм, они вписали в ратную летопись свою славную страницу.

Маленькие герои большой войны…

Елена Рохацевич

По материалам личного фонда М. А. Меньшиковой (ОГАЧО. Ф. Р–2099)

Фото из фондов Объединенного государственного архива Челябинской области