Свободный художник Владимир Рушанин


Свободный художник Владимир Рушанин

26 июля 2022 года фондообразователь Объединенного государственного архива Челябинской области, доктор исторических наук, ректор Челябинского государственного института культуры Владимир Яковлевич Рушанин отмечает юбилей – 70-летие. Его часто можно видеть в читальных залах архивов Урала, Поволжья, Москвы, Санкт-Петербурга. Многие руководители архивных учреждений даже удивляются: ректор крупнейшего вуза – и сам работает с документами. Однако, по словам Владимира Яковлевича, для него работа в архиве с документами – это огромное наслаждение, ибо первоисточники – это воздух ученого. С Челябинским государственным архивом Владимир Рушанин познакомился еще десятиклассником, тогда он впервые открыл древние документы и буквально прикипел к истории.

Накануне юбилея Владимир Яковлевич дал интервью сайту Объединенного государственного архива Челябинской области.

Романтика поиска

- Есть люди, которые с детства мечтают о какой-то определенной профессии. Кем мечтали стать Вы? Как Вы пришли в профессию, к истории? 

В отличие от других мальчишек я никогда не мечтал быть военным, космонавтом, летчиком или водить машины, просто себя не представлял в этих профессиях.  А хотел быть геологом, ходить по горам, по тайге, искать минералы. Много читал о селекционере, садоводе-генетике Мичурине. Появилось желание выращивать какие-то новые сорта растений. В общем, увлекала романтика поиска чего-то нового, неизведанного. Мне с детства нравилась география, история, литература – ярко выраженный гуманитарий. В классе 7-м увлекся историческими романами писателя Яна, трудами историка Тарле. Мне хотелось не только познавать историю, но и уточнять какие-то моменты, углубиться в летописи, в первоисточники и в конечном итоге оставить и свой след в исторической науке, в истории Южного Урала. К примеру, меня уже тогда волновал вопрос о грамотности населения до революции в нашем крае. Мне казалось, что она занижена. Хотелось восстановить истинную картину.

- То есть привлекала научно-исследовательская, поисковая работа?

- Да. Хотелось рыться в старых документах, работать с дореволюционными источниками. Для меня было высшим наслаждением, когда я заказывал в областной библиотеке дореволюционный журнал «Оренбургские епархиальные ведомости». А его страницы были еще не разрезаны, хотя журнал больше 100 лет находился в фондах библиотеки. То есть я оказался первым его читателем, разрезал эти странички. Вот такая для меня была романтика.

- Кто из исторических личностей или какие книги произвели на Вас самое сильное впечатление?

- Если касаться исторической палитры, то на меня очень сильное впечатление произвел Василий Осипович Ключевский. Не только как профессионал, крупнейший историк конца 19-го – начала 20 века, но и как личность. Я изучал его биографию, много читал о нем и попал под обаяние этой личности. Он же не был революционером, более того, он был монархистом, но понимал, что Россия в том виде, в каком развивалась, долго не может просуществовать. Всю жизнь он работал в учебных заведениях, в архивах, писал книги. Жизнь Ключевского была академичной, очень спокойной. Но мне показалось, что это укладывается в формулу тихого подвига. Именно тихого подвига! Он не был шумливым, не участвовал в политических акциях, но своей работой он прокладывал путь развития страны и доказывал верность исторической науке. Это была достойная жизнь.

В детстве, отрочестве очень сильное впечатление произвел роман Джека Лондона «Мартин Иден». Я был просто потрясен образом молодого человека, который сделал себя сам, не имея каких-то стартовых позиций. Преодолевая огромные сложности, стал известным профессиональным писателем. Для меня это был показатель того, каковы возможности человека, образец того, что может человек, мобилизовав свои силы.

Или замечательная трилогия Юрия Германа «Дело, которому ты служишь», роман Даниила Гранина «Иду на грозу». Я был потрясен этими произведениями о молодых ученых, об их подвиге, об их отношении к жизни: вся их научная работа была направлена на благо людей. Я был школьником, и тогда подумал: если человек посвятит себя науке, будь это медицина, физика, астрономия, биология, история, – это сделает его счастливым. На днях мне исполняется 70 лет, и я до сих пор убежден, что это так. Человек, который пытается что-то сделать в науке, узнать что-то новое и донести это до людей, – это счастливый человек.

- Кто-то из студентов просто учился, никак себя не проявляя. А Вы были совсем другим. Насколько я помню, слава о Вас как о замечательном, выдающемся студенте гремела в пединституте. Как пришла к Вам тяга к науке, к активной общественной жизни?

- Я учился запойно. Приходил утром в институт и уходил поздно вечером. Занимался в читальном зале библиотеки или в специализированных кабинетах. Действительно, за 5 лет учебы у меня не было ни одной «четверки». Я был ленинским стипендиатом. В Челябинском педагогическом институте в то время нас было всего двое. Да, я не только учился, но и занимался студенческой научной работой. Со 2-го курса начал работать в архивах, ездил в Оренбург, Свердловск. Это была большая научная деятельность. И меня избрали председателем Научного студенческого общества вуза. Я занимался любимым делом. И третье мое увлечение в студенческие годы – это лекторская работа. Приходилось читать лекции в рабочих общежитиях, даже на танцплощадке в саду Победы. Люди пришли на танцы, какая им лекция! Но мне надо было за полчаса увлечь людей, заставить их слушать. Это, конечно, была большая школа. Помню, в газете «Молодой учитель» появилась статья «Три увлечения Владимира Рушанина»: первое – учеба, второе – научная работа, третье – лекционная работа. Я считаю, что эти увлечения прошли через всю мою жизнь.

Работа в архиве – это наслаждение

- Каков Ваш путь в архив?

- В архиве я начал работать школьником, в 10-м классе. Тогда архив был на ул. Российской. Даже есть фотография, как я сижу в читальном зале архива. Для меня работа в архиве была и остается самой желанной. Помните стихотворение Беллы Ахмадулиной? «Даруй мне тишь твоих библиотек…» Великолепная фраза. Я бы добавил – и архивов. Для историков архивный материал – это безусловный приоритет. Кажется, физиолог Павлов сказал, что факты – это воздух ученого. А факты мы добываем, разыскиваем в архивах. Вот я с 16 лет начал работать в архиве и до сих пор работаю. Для меня это огромное наслаждение.

- Редко встретишь ректора вуза в читальном зале архива.

- Вы знаете, мне об этом довольно часто говорят. Недавно был в Екатеринбурге, работал в архиве. Ко мне подошел директор архива и сказал: «У нас, наверное, первый случай, когда ректор сам работает в архиве». Но я всегда считал себя не только ректором. Есть такое выражение – играющий тренер. Если бы я только занимался ректорскими делами, я бы 20 лет не проработал. Потому что административная работа иссушает. Она вообще не очень творческая, больше рутинная. Для любого руководителя. Я старался, чтобы параллельно были какие-то творческие проекты: работал над книгами, а для этого мне надо было посидеть в архивах. Находил время в свои отпуска.

Часто наблюдаю, кто и как читает документы. И вот приносят 10 дел, у меня – дореволюционные фонды. Рядом со мной человек 5-10 в читальном зале сидят. Им тоже принесли дела. Я смотрю, как проявляется индивидуальность человека. Вот он берет сверху дело и начинает читать и тут же конспектировать. А я думаю, как же он работает с этим делом и не знает, что же в других. Я должен сначала пролистать, не прочитать, а пролистать, чтобы иметь представление, что в них. А дальше я начинаю с самого вкусненького. А может быть, там что-то более интересное есть. Могу работать с документами не один день.

Я вспоминаю историка, доктора наук Андрея Петровича Абрамовского. Ему было за 80, а он работал в архиве, продолжал исследовательскую деятельность.

Когда я защитил докторскую диссертацию, мне сказали: ну, теперь все, уже ничего не надо. Видите, какое разное отношение. Некоторым надо написать квалификационную работу, диссертацию – и, вроде, все сделано. А я считаю, что защитив диссертацию, ты как бы снял ответственность и можешь заняться наукой для души. Столько ответвлений! Занимайся, сколько тебе хочется, и ты уже сам себе судья. Есть такое выражение – «свободный художник». Вот я считаю, что доктор наук, профессор – он свободный художник. Ему уже не надо оглядываться, кто что скажет. Он уже взял свои высоты и может свободно творить. Тем более, сейчас нет цензуры, нет давления.

- Нужно ли сегодня России больше профессиональных историков?

- Конечно. Нынешняя февральская спецоперация подтвердила это. Нам нужны профессиональные историки. История – это  мировоззренческая дисциплина. Если в школе мы не привьем вкус к историческим сюжетам, если дети не будут знать свою историю, мы не воспитаем гражданина. Историк – это ведь не только учитель, это и политолог, который может делать прогнозы событий в мире, в стране, и музейный работник, и краевед.

Коллекционирование во имя науки

- Вы известный коллекционер книг, открыток. Еще работает в городской библиотеке им. Пушкина выставка о русской школе из Вашей коллекции. Коллекционер – это почти фанатик. Когда начали заниматься этим непростым делом, требующим особых знаний, времени, средств?

- Я считаю себя в первую очередь библиофилом. У меня большая библиотека, более 10 тысяч книг. И очень большой библиофильский раздел. Это редкие и ценные уникальные экземпляры, которых нет вообще на Урале. Много книг, связанных с Серебряным веком русской культуры. В основном привожу книги из Москвы, из Петербурга. Сейчас появилась возможность работать с букинистическими сайтами. В этом и прелесть коллекционирования – поиск. Поиск приводит иногда к неожиданным результатам. Кроме книг, многие годы я собираю дореволюционные открытки. Это и города Урала, и России, и открытки Серебряного века; собираю старинные фотографии, документы дореволюционные. Выставка «Русская школа: прошедшее время» в библиотеке им. А. С. Пушкина скомплектована из моей коллекции. В ней более 300 экспонатов: аттестаты дореволюционные, дневники, фотографии, другие интересные документы и предметы. К примеру, в моей коллекции оказался дневник саратовской гимназистки за 1918 год, когда начиналась Гражданская война. Это потрясающий документ. Или в коллекции оказалась книга ученицы Кыштымской женской гимназии по домоводству. Девочки записывали, как надо готовить блюда. Это записи 1907 года. Через 10 лет началась революция, потом Гражданская война. Интересно, какова  судьба этих гимназисток? Кто из них остался в живых, а кто погиб или уехал с белочехами? То поколение попало в такие жернова истории.

Иногда спрашивают, почему я это собираю. Я считаю, что историк обречен на коллекционирование исторических раритетов. Гимназисты, реалисты – какие они, как были одеты, в каких зданиях учились, за какими партами сидели? Я вполне понимаю исторического романиста Валентина Пикуля. Кроме колоссальной библиотеки, у него была комната, в которой он держал только фотографии и портреты. Он говорил, что не может писать об историческом лице, если не представляет, как он выглядел. Мне это очень понятно. Мне тоже нужна какая-то визуальная картинка. А когда я пишу свои книги, я всегда в качестве иллюстраций использую дореволюционные фотографии, картинки. Для читателя важно увидеть, а как выглядела гимназистка, какой был фасад учебного заведения, город. Мне кажется, это делает повествование более убедительным.

20 лет на посту ректора

- Уже много лет Вы возглавляете главный культурный вуз Южного Урала. Что за это время изменилось в Институте культуры? Какие факультеты открылись? Связан ли вуз с архивом?

- В марте этого года исполнилось 20 лет, как я возглавляю вуз. Четырежды коллектив избирал меня ректором. И вот заканчивается мой контракт, я подвожу итоги своей деятельности. 20 лет – это, конечно, очень много. В Челябинске ни один ректор не проработал столько. И я не думал, что смогу, выдержу. Но вот так случилось, и я благодарен судьбе. Дело в том, что я 32 года до этого проработал в пединституте, был проректором по науке. Полвека в образовании, в культуре.

Что изменилось в нашем вузе? Институт перестал быть «кульком», как его когда-то называли. Изменился внешний и внутренний облик здания, оно стало красивым, здесь много произведений искусства: картины, скульптура, гобелены. А как же иначе? Инструментарий обновился. Мы построили учебно-тренировочный зал, где занимаются наши студенты и преподаватели. Мы подтянули материальную базу института, открыли новые факультеты, кстати, очень востребованные: хореографический, декоративно-прикладного искусства.

Наш вуз тесно связан с архивом. Мы готовим специалистов по архивоведению, документоведению. Председатель Госкомитета по делам архивов Челябинской области Сергей Михайлович Иванов и директор Объединенного государственного архива Игорь Игоревич Вишев являются председателями Государственной экзаменационной комиссии. Они считают, что это очень полезно для них. В нынешнем учебном году заместитель директора архива Николай Александрович Антипин будет преподавать в нашем институте. Мы принимаем активное участие в научных конференциях архива. Так как я сам неравнодушен к архиву, это передается и другим.

- Образовательные программы Челябинского государственного института культуры вошли в первую лигу Предметного национального агрегированного рейтинга по 4 укрупненным группам направлений подготовки: «Культуроведение и социокультурные проекты», «Сценические искусства и литературное творчество», «Музыкальное искусство», «Изобразительное и прикладные виды искусств». Что это дает вузу?

- Да, наш институт из 50 вузов Минкульта попал в пятерку лучших вузов, в которую входят Московская государственная консерватория, Российская академия музыки им. Гнесиных, Краснодарский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский государственный институт культуры и мы. Это очень почетно. Что это нам дает? Ощущение уверенности в собственных силах. Мы не считаем себя провинциалами. Мы были пятым вузом культуры в СССР. От Москвы до Улан-Удэ – зона нашего влияния: Поволжье, весь Урал, Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. От нашего вуза 20 лет назад отпочковался Тюменский институт культуры. За 54 года мы подготовили 40 с лишним тысяч специалистов.

- Какие интересные проекты стартовали за последние годы в институте?

У нас очень активная международная деятельность, учатся студенты из 10 стран дальнего зарубежья: из Латинской Америки, из Азии, из Африки и других стран. Каждый 10 студент – гражданин зарубежного государства. Еще бы: у нас интересные, востребованные специальности, хорошая материальная база. Четыре года назад к нам приехал один из руководителей культуры Анголы. Он жил неделю в Челябинске, знакомился с городом, с нашим вузом. А через год к нам  прибыло 10 ангольских слушателей. Они год учили русский язык, потом поступили в институт. А сейчас их уже 25. Это музыканты, осваивают классический инструменты: скрипку, виолончель, фортепиано, и после окончания вуза составят основу национального симфонического оркестра Анголы. Это крупный международный проект. Ребята стали очень популярны даже в нашем городе. Их приглашают на мероприятия. И дело не только в экзотике. Они очень талантливые музыканты. В апреле 2022 года они ездили в Москву, выступали в посольстве Анголы. И мы гордимся, что готовим не просто специалистов для других стран мира, но специалистов высокого класса: создание национального симфонического оркестра – это всегда показатель, что культура вышла на другой, более высокий уровень.

Или другой пример: два года мы работали над проектом «Герои госпиталя № 1722». В здании, в котором сейчас находится наш вуз, во время войны размещался госпиталь. Мы провели огромную работу, установили, что примерно 7 тыс. человек лечились в этом госпитале; нашли, где была операционная, в которой делал операции легендарный хирург Тарасов. Мы подготовили выставку о госпитале, взяли шефство над могилами умерших от ран. Я считаю, когда мы говорим о патриотическом воспитании, мы должны привлекать студентов и опираться на них.

Радости отдыха: книги, футбол и любимая собака

- Расскажите, как Вы отдыхаете после такой работы? Телом и душой.

- Отдых лоя меня – это смена занятий. Я считаю, что отдых от моей административной работы – это когда я могу сесть за стол и поработать над тем, что мне интересно. Это тоже «каторга», но «сладкая каторга». И еще отдых – когда я могу пойти погулять со своей собакой. Уже 30 лет я собачник. Или когда могу посидеть с книгой. Вообще я страстный футбольный болельщик. Для меня отдых, когда я могу посмотреть матч любимого «Зенита».

- Поделитесь секретом, какие у Вас планы на ближайшее и более далекое будущее? Чего хотелось бы сделать, достичь, познать?

- Завершается моя ректорская работа. Я остаюсь на кафедре. Взял небольшую нагрузку, чтобы было время подтянуть свои проекты. Хочу завершить книгу, посвященную династии баронов Коцов. Это известная династия уральских золотопромышленников.  Над книгой работаю около 10 лет, но концентрированного времени не было. Еще хочу поработать с аспирантами, довести их до защиты диссертации.

- У Вас много различных наград. Какие из них Вам наиболее дороги?

- Четверть века назад, когда я работал проректором на науке пединститута, я получил звание заслуженного работника высшего образования РФ. Это правительственная награда. 15 лет назад президент подписал указ о награждении меня орденом Дружбы. Это правительственная высокая награда. 5 лет назад я получил знак отличия «За заслуги перед Челябинской областью». А 10 лет назад ученый совет института культуры избрал меня почетным профессором. Вот мои самые дорогие награды.

В уютном кабинете ректора, среди картин, Владимир Яковлевич смотрится органично. Во время нашего разговора он не пытался создать о себе какое-то особое впечатление, а оставался доброжелательным, интеллигентным, дружелюбным, уважительным к собеседнику, словом, Владимиром Рушаниным, которым я запомнила его еще в студенческие годы.

Записала Елена Рохацевич

Фото автора, из фондов ОГАЧО и ЧГИК