В начале XX века на территории Оренбургской губернии Русская православная церковь активно конкурировала со старообрядчеством, а также с запрещенными христианскими сектами[1]. В мае 1904-го Челябинский миссионерский округ Оренбургской епархии был разделен между Челябинским, Троицким и Верхнеуральским уездными миссионерами. А с 1911-го года должности челябинского уездного миссионера и разъездного священника совмещал известный церковный писатель и публицист протоиерей Василий Михайлович Демидов (1885–1951). В 1911–1917 годах он служил в новопостроенном молитвенном доме при Челябинском переселенческом пункте[2].
В 1910 г. в поселке Миасский завод Троицкого уезда Оренбургской губернии стала издаваться «общественно-литературная бытовая и экономическая независимая внепартийная газета» «Казак»[3]. В фондах Объединенного государственного архива Челябинской области хранится несколько экземпляров газеты за 1911–1914 гг. Даже несмотря на неполноту этой подшивки, очевидно стремление редактора отразить общественную жизнь местного края, в том числе в сфере религии и деятельности православной миссии. Однако, вопреки заявленному «прогрессивному» и «внепартийному» статусу издания, в вопросах религиозных редакция газеты некритично транслирует своим читателям обличительную риторику официальной церкви против старообрядцев. Предполагаем, что фрагменты газетных сообщений, передающие аргументацию В.М. Демидова и других православных миссионеров, вероятно, во время их выступлений были «выхвачены» на слух и записаны корреспондентом в той или иной полноте. Не делает чести «внепартийной» газете и навешивание на своих сограждан, местных старообрядцев, ярлыков «начетники», «австрийцы» и пр.
Документ № 1 содержит весьма подробное сообщение о начале работы в Челябинске 24 октября 1911 года краткосрочных миссионерских курсов для мирян – ревнителей православия, однако ценность этой статьи состоит в наличии общей характеристики православной миссии в Челябинском уезде. Общий сюжет, объединяющий оба публикуемых документа, связан с подготовкой несостоявшегося диспута со старообрядцами-беспоповцами. В условиях провинциального Челябинска местные православные миссионеры имели очевидное преимущество над оппонентами, что и было, как нам кажется, причиной невозможности проведения диспутов. Считаем, что публикуемые газетные сообщения возмещают недостаток архивных документов о миссионерской деятельности в Челябинском уезде в начале XX века. Они могут быть интересны не только церковным историкам, но и краеведам, исследователям социума, повседневной культуры и интеллектуальной истории Южного Урала.
При воспроизведении текста сохранены без изменений все даты действовавшего в начале XX века юлианского календаря, без изменений приведены помещенные в газете ссылки на церковные источники. Правописание и пунктуация, если это не влияет на содержание публикуемых документов, исправлены без оговорок в подстрочнике.
Публикация подготовлена главным археографом ОГАЧО,
кандидатом исторических наук С.А. Кусковым
№ 1. Сообщение газеты «Казак» об открытии в Челябинске краткосрочных миссионерских курсов для мирян-ревнителей православия «Миссионерские курсы в Челябинске».
4 ноября 1911 г.
С благословения Преосвященного Оренбургского Феодосия в г. Челябинске на переселенческом пункте с 24-го октября открыты краткосрочные миссионерские курсы для мирян-ревнителей православия Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. На курсы, по собственному желанию, явилось около 50 человек, в числе которых находится несколько священников, диаконов и псаломщиков, но главный контингент составляют грамотные и начитанные в слове Божием крестьяне. Лекторами на курсах являются епархиальный миссионер протоиерей Д. Александров и священник Челябинского переселенческого пункта о. Василий Демидов — известный проповедник г. Челябинска.
Цель курсов – приготовить из среды простого, верующего народа защитников православной веры, помощников приходским священникам в их борьбе с расколо-сектантской пропагандой. Во всех епархиях, где внутренняя миссия была поставлена на должную высоту, подобные курсы бывали почти ежегодно, и опыт показал, что из таких подготовленных сотрудников выходил толк. Как бы талантлив и красноречив ни был миссионер, он сделает весьма немного, если не будет иметь на местах сотрудников и помощников в лице и приходского духовенства, и главным образом — мирян. К величайшему несчастью, в нашей Оренбургской епархии, несмотря на то, что миссия имела в своих рядах таких людей, как, например, протоиерея о. Василия Смелова, известного в Миассе по своим бурным беседам с австрийским начетником Д. Варакиным, органической миссии не существовало, деятельность отдельных лиц не была объединена, каждый миссионер работал за свой страх и риск, решая тот или иной вопрос собственными силами. Теперь не то.
Во главе миссии стоит Оренбургский преосвященный – человек гуманный и просвещенный, весьма любящий дело миссии, поручивший ведение столь ответственного служения всероссийски известному полемисту протоиерею о. Д. Александрову.
Можно быть вполне уверенными, что эти миссионерские курсы принесут существенно важную услугу прав[ославной] церкви, снабдив многие приходы, зараженные расколом, умелыми и подготовленными защитниками св[ятой] Христовой веры.
Нам случайно пришлось посетить собрание курсистов, и мы были поражены трудоспособностью и «огнепальным» усердием этих простых, малоученых крестьян. Трудно себе представить, сколько усердия, рвения, души и сердца влагают курсисты в свое дело. Они, кажется, согласны были бы проработать более 24 часов в сутки, если бы сутки сделались подлиннее[4].
Прослушав лекцию и записав нужные места из книг, курсисты во время перерыва горячо обмениваются мыслями, просматривая и проверяя указанные книги. Особенное внимание обращено на обличение и раскрытие темных сторон т.н. австрийско-белокриницкой иерархии[5], которая, благодаря темноте и малограмотности простого народа, начала было делать успехи в некоторых селах Троицкого и Верхнеуральского уезда. Любопытно отметить следующую характерную черту современной защиты австрийской иерархии в их литературе. Не имея решительно никаких серьезных и основательных доводов в пользу своей новоиспеченной иерархии, «австрийские»[6] литераторы стали прибегать к позорному способу защиты, и именно к самым грубым подлогам.
Так, недавно был издан Пермским старообрядческим епископом Антонием «Святоотеческий сборник», содержащий обличение беспоповщины и оправдание австрийщины. И что же оказывается? Рассматривая его критически, нетрудно заметить, что весьма многие свидетельства из книг приведены не только с искажением правильного смысла, но немало мест просто подделаны и выданы, таким образом, слова самого Антония за слова св[ятых] отцов. Например, на стр. 375 в слова св[ятого] Амвросия Медиоланского Антоний внес от себя целую фразу, выкинув из его изречения несколько слов, и до неузнаваемости исказил смысл.
Так что, не имея под руками подлинной книги, легко поверить Антониевой выписке.
Имеются подлоги у Антония в «Святоотеческом сборнике» на стр. 397 – искажены слова пр[еподобного] Никона Черногор[ского] и на 386 – к словам бл[аженного] Иеронима в тексте прибавлены слова Антония. Прием решительно недопустимый в печатных произведениях.
Все подлоги и искажения австрийских заправил курсистам были сообщены и указаны способы обличения австрийско-белокриницкой неправды. Конечно, против факта не попрешь, и австрийцам приходится сознаться, что вся их защита основана на гнилом фундаменте. Может быть, боязнию быть скомпрометированными и можно объяснить настойчивые отказы австрийских начетников от публичных собеседований с прав[ославными] миссионерами. Вот уже два года отцы[7] миссионеры и приходские священники г. Челябинска вызывают австрийских руководителей для мирной при народе беседы, но они, к сожалению, упорно отмалчиваются, вероятно, не совсем еще оправились от удара, нанесенного им присоединением уважаемого их священника В.Д. Шипулина. Между прочим, курсисты были ознакомлены с чудовищными противоречиями «австрийских» писателей по вопросу о существующих в расколе «австрийском» черкесских мощах, которые они зашивают в антиминсы и из них освящают свои церкви. По этому вопросу скоро выйдет книжка, в которой будут опубликованы новые, нигде еще не печатавшиеся данные об этой австрийской «мерзости запустения», стоящей у них на святом месте, т.е. о черкесских трупах. Курсы продолжатся, как мы слышали, до 20 чисел ноября.
На 12 ноября, по случаю освящения в Челябинске старообрядческой, поморской молельни, миссионерами предложен ряд бесед с их начетниками, так как на освящение ожидаются известные начетчики Пичугин и Худошин. Их согласие еще не получено.
Ив[ан] Ольшевский
Ольшевский Ив. Миссионерские курсы в Челябинске // Казак. 4 ноября 1911 г. №105. С. 3.
№ 2. Сообщение газеты «Казак» о проведении священником В. Демидовым «миссионерской беседы» с верующими в Христорождественском соборе по случаю освящения в Челябинске нового старообрядческого храма.
18 ноября 1911 г.
13 ноября в соборном храме г. Челябинска состоялась миссионерская беседа по вопросу «о первоначальных причинах» раскола в русской церкви.
Накануне освящения поморского храма[8] – 11 ноября миссионер священник о. В. Демидов посетил дом молитвенный поморцев, где товарищу председателя поморской общины г[осподину] Половникову вручил приглашение явиться на публичный диспут. Поморцы на свое торжество ожидали приезда своих «знаменитых» начетников Пичугина и Худошина, но они ко дню освящения не явились. Местному же начетнику Баженову община не позволила вступить в собеседование с миссионерами, хотя в храм многие старообрядцы пришли, пришел и г[осподин] Баженов, но беседовать не пожелал. Беседу между тем открыли. Во вступительной речи о. протоиерей Д. Александров сообщил слушателям об освящении молитвенного дома старообрядцами, разъяснил, что простецы, в данном случае — поморские наставники, по каноническим правилам не имеют власти освящать церкви. Если же они дерзнули восхитить[9] не дарованное им, то совершенное ими освящение не есть по существу освящение, а как говорится в 84 прав[иле] Карфагенского собора – «еллинское пирование и бесовское плясание».
После вступительной речи о. пр[отоиерея] Александрова собеседование начал «о причинах раскола» о. Василий Демидов. В двухчасовой речи о. миссионер многочисленными ссылками на святоотеческие писания ясно доказал, что все т[ак] н[азываемые] «новоисправленные» обряды есть в сущности – глубокая древность, ибо те обычаи, кои старообрядцами приписываются патр[иарху] Никону, как изобретателю их, – оказываются в Восточной Церкви существовали за многие столетия до п[атриарха] Никона. Так, о существовании обычая троеперстия в глубокой древности свидетельствует св[ятой] И[оанн] Златоуст, который говорит, что диакон на св[ятой] литургии держит орарь и молится тремя верхними перстами (Творения св[ятого] И[оанна] Златоуста том XII стр. 401–416).
Указано было и на свидетельств[о] Ч[етьи] Минеи митр[ополита] Макария, где говорится, что в греческой церкви троеперстное сложение употреблялось в 1256 году, т.е. ровно за 400 лет до Никона патриарха (Сч-Минеи июнь л. 1008 об.).
Было ясно доказано, что из-за обычаев, не касающихся существа веры, древние христиане не только не разделялись, но даже спорить об этом считали за великое безумие.
Весьма жаль, что никто из старообрядцев с возражениями не выступали: взаимный обмен мыслей способствовал бы вынесению истины. Ссылаться на недостаток книг не приходится, ибо, как мы слышали, у о. миссионера Демидова имеется редкостное собрание святоотеческих и других книг, так что для беседы и старообрядческий наставник ими мог бы пользоваться. Народу на беседе присутствовало весьма много. Видимо народ томится духовной жаждой, поэтому такие беседы можно только приветствовать, они способствуют сознательному отношению православных к предметам своей веры, и, с другой стороны, занимая народное внимание, отвлекают многих от праздных, а иногда и вредных развлечений. После собеседования слушателями[10] в изобилии раздавались листки и брошюры полемического характера.
Ив[ан] Ольшевский
Ольшевский Ив. Миссионерская беседа // Казак. 18 ноября 1911 г. № 111. С. 3.
В качестве иллюстрации использован Послужной список священника Василия Михайловича Демидова за 1914 год. ОГАЧО. Ф. И-226. Оп. 3. Д. 351. Л. 124–125. Подлинник. Рукопись.
[1] Щукин А. Внутренняя миссия в Оренбургской епархии 1859–1917 гг. // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2020. № 2(15). С. 118–121.
[2] Боже В.С. Миссионерская деятельность // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. Т. 4. Челябинск: Каменный пояс, 2008. 864 с. С. 327–328.
[3] Янгирова И.С. «Казак», газета // Челябинская область: энциклопедия в 7 т. Т. 3. Челябинск: Каменный пояс, 2008. 832 с. С. 13.
[4] Т.е. дольше.
[5] Белокриницкая иерархия — наименование Русской православной старообрядческой церкви, самого крупного сообщества старообрядцев-поповцев. Агеева Е.А. Белокриницкая иерархия // Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Т. 3. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 767 с. С. 234.
[6] Белокриницкая иерархия возникла в 1846 году в селе Белая Криница Черновицкого округа королевства Галиция и Лодомерия Австрийской империи.
[7] В документе: о.о.
[8] Поморское согласие – в старообрядчестве одно из крупнейших направлений внутри течения беспоповцев. С 2001 г. в Российской Федерации зарегистрирована религиозная организация «Древлеправославная поморская церковь». Шахов М.О. Древлеправославная поморская церковь // Большая российская энциклопедия 2004–2017, [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2631198 (дата обращения: 22.04.2024).
[9] Т.е. похитить.
[10] Так в документе.