Подарок из Перми


Подарок из Перми

Архивы, как и любые другие государственные учреждения, руководствуются в своей деятельности официальными правилами и правовыми нормами. В частности, это означает, что отбор документов, поступающих на хранение, четко привязан к территории административной единицы, за которую архив отвечает.

Этот порядок, конечно, имеет свои недостатки. Во-первых, с течением времени существующее административное деление меняется, появляются и исчезают новые субъекты федерации, населенные пункты переходят от одного из них к другому. Во-вторых, административно-территориальное деление далеко не всегда совпадает с границами сложившихся естественным путем культурных и экономических общностей. В-третьих, XX век был отмечен высокой мобильностью населения, а потому часто биографии людей (а порой даже целых предприятий и учреждений), оказываются связаны сразу с несколькими регионами. В итоге серьезным исследователям — историкам, краеведам, генеалогам — крайне редко удается ограничиться в своей работе посещением лишь одного-единственного архива, возникает необходимость поездки в соседние регионы.

Однако резко изменить существующий порядок вещей не выйдет. Хоть он и порождает неудобства, однако принципы работы архивов четки, логичны и сводят до возможного минимума субъективизм архивных работников.

К счастью, развитие цифровых технологий сделало возможным облегчить участь исследователей. Для получения доступа к сканированным образам документов вовсе необязательно физическое присутствие человека в читальном зале архива. Вполне логичным стал обмен между архивами электронными копиями материалов, содержащих сведения об исторически общих для разных областей территориях.

В рамках договора о сотрудничестве с Государственным архивом Пермского края Объединенный государственный архив Челябинской области передал в Пермский архив сканы документов, которые касаются истории Пермского края. Среди них большой комплекс картографических материалов из фонда И-87. Это планы земель Шадринского уезда Пермской губернии за 1882-1884 гг. (Шадринский уезд в то время был частью Пермской губернии); геометрические планы Верхотурского уезда Пермской губернии за 1865-1870 гг. Также были переданы копии документов религиозных организаций из фонда И-226, опись 34, дело 107: «Метрическая книга мусульманской мечети деревни Каныбекова (Канабекова) Пермского уезда Пермской губернии» за 1905 год. В третьем разделе материалов, переданных челябинскими архивистами пермским коллегам, содержатся документы охранных отделений, фонд И-57 «Пермское районное охранное отделение МВД; г. Пермь, Пермского уезда Пермской губернии. 1908-1914 гг.», 12 единиц хранения.

В свою очередь Объединенный государственный архив Челябинской области получил комплекс сканированных документов от Государственного архива Пермского края. Все они касаются жизни в населенных пунктах, в настоящее время входящих в состав Челябинской области. Представленные исторические источники датируются XIX — началом XX вв., когда административно-территориальное деление на Южном Урале кардинально отличалось от того, к которому мы уже успели привыкнуть. Документы предоставлены в формате pdf и jpg.

Пожалуй, наиболее ценными из них для рядовых пользователей нашего архива станут ревизские сказки и метрические книги, охватывающие северные территории Челябинской области (ранее они входили в Екатеринбургский, Шадринский и Красноуфимский уезды Пермской губернии). Самые ранние из них датированы 1834 г., самые поздние — 1861 г. Эти источники рассказывают о населении Верхне- и Нижне-Уфалейского, Каслинского, Кыштымского, Шемахинского заводов, Верхне-Теченской, Бродокалмакской и Коневской волостей, ряда иных населенных пунктов. Эти материалы — ценный подарок для челябинских генеалогов, которые теперь смогут существенно пополнить доступную для них источниковую базу. Обратим ваше внимание и на то, что часть этих документов рассказывает о единоверческих приходах, то есть представителях старообрядчества, признавших власть Русской православной церкви при условии сохранении за ними старого порядка богослужения и церковного быта.

Генеалогам будут так же интересны клировые ведомости православных и единоверческих церквей Екатеринбургского и Красноуфимского уездов (1856, 1862, 1916, 1922). Благодаря им можно узнать, к приходу какой церкви относились жители того или иного населенного пункта, что существенно облегчает поиск необходимой информации.

Другую группу документов составили визуальные материалы, состоящие главным образом из картографических источников. Большая их часть – схемы участков мастеровых, планы горных заводов и их лесных дач. Есть несколько административных карт, в том числе карта Екатеринбургского уезда Пермской губернии и карта горных округов, расположенных на территории Пермской, Вятской, Оренбургской и Уфимской губерний, а также изображение всего Северного, Среднего и Южного Урала. Есть и несколько чертежей зданий, например, женской школы при Каслинском заводе. Предоставленные материалы будут любопытны краеведам и историкам, занимающимся изучением горнозаводской промышленности. Возможно, с удовольствием посмотрят на них и генеалоги из числа потомков мастеровых заводов, ведь по ним можно посмотреть, какие земли ранее принадлежали их предкам. Окажутся эти  материалы и большим подспорьем для тех, кто занимается выставочной деятельностью. Однако стоит отметить и определенную трудность — значительная часть источников не имеет твердой датировки, определение таковой потребует от исследователей дополнительных изысканий.

Весьма специфическим материалом стали переданные нам документы Пермского районного охранного отделения, свидетельствующие о работе органов безопасности в начале XX в. в Челябинском уезде. Увы, все агентурные донесения о деятельности запрещенных партий (анархистов-коммунистов и социалистов-революционеров) сводятся к тому, что сведений о существовании таковых охранкой выявлено не было. Насколько такое положение вещей соответствовало действительности — вопрос спорный. Однако сам факт того, что органы безопасности исходили именно из этих сведений (точнее, их отсутствия), довольно примечателен.

Довольно ценными представляются документы из личных фондов известных как в Челябинске, так и в Перми краеведов. Во-первых, это материалы из фонда журналиста, основателя газеты «Голос Приуралья» В. А. Весновского. Теперь историки Челябинска смогут ознакомиться с написанными им уже во время жизни в Перми заметками о пещерах Урала, в том числе и тех, что располагались в Челябинском округе. Кроме того, пермские архивисты любезно отсканировали для нас несколько его служебных автобиографий, краткую биографическую справку, личные фотографии (в том числе и снимок 1909 г., сделанный в Челябинской тюрьме) и даже переписку с челябинским писателем А. А. Шмаковым его родственников и знакомых, связанную уже с посмертным увековечиванием имени этого человека в Челябинске.

Во-вторых, это документы из фонда несколько подзабытого (и совершенно напрасно) нашими краеведами директора Челябинского педагогического института доктора географических наук, профессора В. С. Старцева. Помимо собственно биографических материалов (личного листка по учеты кадров, автобиографий, характеристик), большой интерес представляют документы, связанные с деятельностью основанного им Челябинского отделения Географического общества СССР. Речь идет о стенограммах первой (1945) и второй (1951) Челябинской областной географической конференции. Интерес представляет и устав Общества по изучению Челябинской области, составленный в 1936 г.

К категории источников личного происхождение относится небольшое письмо магнитогорского поэта Б. А. Ручьева к своему пермскому коллеге, прозаику Л. Н. Правдину.

Наконец, еще одно дело посвящено определению границ земельных наделов мастеровых Златоустовского горного округа. Несмотря на то, что документы эти относятся к 1902 г., то есть времени достаточно отдаленному от момента отмены крепостного права и последовавших вслед за ним преобразований, вопрос о переделе земельных владений продолжал стоять остро.

Стоит отметить, что в настоящий момент ОГАЧО приступил к реализации масштабного проекта, связанного с поиском документов по истории Южного Урала в XVII—XVIII вв. Поиск таких материалов — одно из приоритетных для нас направлений сотрудничества и с архивами Пермского края.

Коллектив Объединенного государственного архива Челябинской области выражает свою благодарность коллегам из Государственного архива Пермского края, чьими стараниями отныне мы и пользователи нашего учреждения теперь могут получить свободный доступ к данным материалам.

Канд. истор. наук, главный археограф М.А. Базанов