Пионеры, корабли, самолеты…


Пионеры, корабли, самолеты…
Архивные документы рассказывают о самых разных страницах нашей истории. С неизменным  интересом вчитываешься в документы 1930-х гг. – периода создания Челябинской области. Задачи на тот момент перед областной властью стояли самые разные – предстояло строить новые заводы, школы, больницы; благоустраивать города и поселки, поднимать сельское хозяйство. Остается только удивляться, что  наряду с масштабными народнохозяйственными проблемами руководители области находили возможность уделять внимание и вопросам воспитания подрастающего поколения. Например, одним из первых решений Челябинского облисполкома стало постановление президиума от 15 января 1935 г. «О проведении областного конкурса на лучшую действующую детскую техническую модель и  изобретение», принятое по инициативе пионеров ЧТЗ буквально  сразу после окончания работы I областного съезда Советов. То, что дети челябинских тракторостроителей живо интересовались техникой и пытались на практике не просто использовать свои знания, но и  проявить смекалку, вполне объяснимо – ведь они росли в эпоху промышленного и технического подъема, были свидетелями  научных открытий и технических побед советского народа. На их глазах строились новые заводы, поднимались в воздух невиданные раньше самолеты, авиаторы совершали дальние перелеты. Освоение Арктики также требовало создания  новых, более мощных, чем «Красин» и «Ермак», ледоколов.
К счастью в это время для воплощения детских фантазий появилось много возможностей – повсеместно организовывали технические кружки, чаще всего авиамодельные, ведь в середине 1930-х летчики были в особом почете! Ну а летом в каждом пионерском лагере в обязательном порядке работал еще и судомодельный кружок, т.к. на ближайшем водоеме можно было опробовать собранные своими руками модели кораблей, катеров и лодок.
Наверное, у пионеров 9-го отряда ЧТЗ появилось желание посоревноваться со сверстниками в техническом творчестве, проверить свои силы, что и заставило их задуматься о конкурсе, а руководство области поддержало их инициативу и «признало необходимым проведение такого конкурса». Было решено создать оргкомитет конкурса, который возглавил директор ЧТЗ А.Д. Брускин. Вообще  состав будущего жюри  был весьма авторитетным – в него вошли также Я.Д. Березин, директор ЧГРЭС; И.А. Князев,  начальник Управления Южно-Уральской железной дороги. От народного образования в жюри вошел сам А.З. Караковский, зам. заведующего облоно (фактически заведующий). Для работы в жюри своих представителей направили и советские, партийные и комсомольские органы. И, конечно, проводить такой конкурс без участия заведующего областной ДТСХС (детская техническая и сельскохозяйственная станция) было бы неправильно,  поэтому в оргкомитет и жюри включили  Н. Матлина.
При принятии постановления облисполком продумал и вопрос обеспечения материальной базы проекта и постановил: «Предложить облфо выделить для проведения конкурса детского изобретательства 10 000 рублей по смете облоно».
А вскоре и в газете «Челябинский рабочий» в рубрике «Хроника» появилась заметка о том, что в Челябинске начался  этот конкурс.  
Документ, давший толчок развитию детского технического творчества и изобретательства в нашей области, появился на свет 
15 января 1935 г. По странному стечению обстоятельств почти в то же время, с разницей лишь в два дня через несколько десятилетий был учрежден международный День детских изобретений, который ежегодно отмечается 17 января.
Сегодня мы публикуем это постановление президиума Челябинского облисполкома  от 15 января 1935 г.,  которое несомненно сыграл положительную роль в развитии детского технического творчества и изобретательства в Челябинской области. 
Е. Турова, зав. отделом публикации и научного использования документов