«Театр – сильнейшее оружие», – говорил великий театральный деятель России Константин Станиславский. Во время Великой Отечественной войны театры это доказали вполне, готовя свои спектакли о войне и для воинов, выступая с концертами на передовой перед бойцами Красной Армии, перед формирующимися воинскими подразделениями в тылу, перед ранеными в госпиталях. Всеми художественными средствами служители Мельпомены вдохновляли людей на ратные и трудовые подвиги, помогали выживать в суровые военные годы. Театральные коллективы Челябинской области шли в одном строю с теми, кто приближал Победу на фронте и в тылу.
К местным театрам Южного Урала во время войны прибавились Московский академический Малый театр и Московский театр сатиры, театр из Ленинграда, Воронежский и Орловский драматические театры. Воронежский театр обосновался в шахтерском Копейске, а город крылатых коней Златоуст принял Орловский областной драмтеатр.
Война застала труппу Орловского театра на гастролях в украинском городе Чернигове. С первых же дней войны в театре были организованы три бригады для обслуживания воинских частей. В начале июля 1941 года пришло распоряжение о возвращении труппы в Орёл. Украину уже бомбили вражеские самолеты, поэтому дорога домой была сопряжена с огромными трудностями. Только через неделю после отъезда из Чернигова, 13 июля, артистам, которые шли почти всю дорогу пешком, удалось добраться до родного дома. Здесь их ждал очередной приказ: в путь на восток. По постановлению СНК СССР и решению Орловского областного Совета 26 августа 1941 года театр должен был эвакуироваться на Урал. 27 сентября 1941 года коллектив прибыл в Златоуст, а 11 октября уже дал первый спектакль – «Горе от ума»[1].
Златоуст – город небольшой, во время войны был переполнен эвакуированными предприятиями и населением. Возможности Орловского театра были крайне ограничены. Артисты поначалу жили в бараке, все вместе, потом их распределили по домам златоустовцев. Вспоминается старый военный фильм «Актриса». Вот так примерно и было с актерами Орловского театра. А сам театр поначалу вообще не имел ни собственного помещения, ни сцены.
Бедственное положение труппы рисует в своей записке заведующему Челябинского областного отдела искусств директор театра Богацкий: «24 декабря 1941 г. театр приступил к работе в помещении клуба метзавода, который имеет коммерческую вместимость на 440 мест и находился на расстоянии в 6 километрах от центра города. Размер сцены 5 х 6 метров, за кулисами имеется всего три маленькие комнатки, подсобного помещения для костюмов, реквизита, декораций абсолютно нет, часть костюмов находится в гримировочных комнатах, часть находится на балконе. Декорации находятся под открытым небом, мебель театра разбросана по всему городу (в 3-х сараях)… В дальнейшем в таких условиях работать абсолютно невозможно»[2]. Да, вначале театру обещали здание клуба завода № 259, туда и сгрузили ящики с частью оборудования, декорациями, костюмами, но эвакуированный Московский часовой завод, занявший клуб и близлежащую территорию, запретил работникам театра допуск на режимный объект. Приходилось с большими трудностями прорываться к своему багажу. Но, несмотря на каждодневные проблемы, встававшие перед руководством театра и актерами, труппа не опустила руки, не переставала давать спектакли для златоустовцев и на выезде воинских подразделений.
В марте 1942 года Орловскому театру выделили клуб завода № 259, который стал для труппы родным домом до конца эвакуации, до марта 1944 года.
В составе актерской труппы были заслуженный артист А. С. Загаров, артисты В. А. Мартен, Д. Р. Славский, И. Г. Тригуб, Е. П. Буниковская, В. А. Болотин, С. И. Попов, В. И. Молочков и др.[3] Мужчины театра были военнообязанными, состояли на учете в военкомате Златоуста и могли в любой момент быть призванными в Красную Армию. Да и вся труппа осознавала себя уже призванными в армию, на трудовой фронт. Художественный руководитель театра М. М. Ляшенко, выступая перед зрителями Златоуста, говорил: «Искусство дает народу духовное оружие, и поэтому особенно велика его ответственность в дни войны. Воспитывать чувство национальной гордости, беспредельную любовь к Родине и ненависть к врагу – такова задача советского искусства. Творческий коллектив Орловского драмтеатра, не жалея сил, работает над выполнением этой задачи»[4]. И это были не просто слова. Только с конца 1941 года по середину 1942 года коллектив театра внес на постройку танковой колонны имени Челябинского комсомола 7080 рублей, отчислил трехдневный заработок на постройку эскадрильи «Советский артист», работники театра подписались на денежно-вещевую лотерею из расчета четырех-пятидневного заработка, сыграли два шефских спектакля, обслужив 1520 человек и т.д.[5] А всего за время войны театр дал около 2000 шефских спектаклей и концертов, артисты выступали в госпиталях, вместе с жителями города собирали посылки на фронт, денежные средства в фонд обороны, которые составили около 300 тысяч рублей. За оборонно-массовую работу Орловский драмтеатр награжден переходящим Красным знаменем Челябинского облисполкома и обкома партии[6].
Творческая жизнь театра тоже была наполнена. Несмотря на суровые условия, в которых приходилось работать труппе, и простои из-за отсутствия помещения коллектив Орловского драмтеатра не только восстановил репертуар, но и обновил его. Были поставлены новые спектакли «Олеко Дундич», «Нашествие», «Лес», «Парень из нашего города», «Бессмертный», «В степях Украины» и др. Причем репетировать порой приходилось во время гастролей по области, на полевых станах в колхозах, в заводских цехах. Так, две новых премьерных пьесы «Нашествие» и «Женевьев и Франсуа» артисты репетировали, находясь в хозяйствах Чебаркульского района[7].
Руководство театра и актеры были заинтересованы в постановках патриотических пьес. В одной из докладных записок директора театра В. Аксенова и художественного руководителя М. Ляшенко в Управление по делам искусства при Совнархозе РСФСР они просили включить в репертуар новые пьесы Симонова «Русские люди», Никулина «Душа Москвы», Пермяка «Иван да Марья», Судакова «Отечественная война 1812 года». Кроме того, спрашивали, есть ли хорошие патриотические пьесы об Отечественной войне для юношества. Руководство театра, ориентировалось и на зрителей, которым во время войны хотелось юмора, песен – драмы им хватало и в жизни, а потому в той же докладной записке руководители театра просили разрешения поставить музыкальную комедию, тем более, что состав актеров позволял это сделать. В театре был свой оркестр, который тоже давал концерты, выезжал на гастроли, были свои солисты[8].
Зал театра всегда был заполнен до отказа. Люди, отработав смену по 12-14 часов, хотели встретиться с прекрасным, оторваться от тяжести войны, порадоваться ярким сценам и образам. Златоустовцы горячо откликались на спектакли Орловского театра. В городской газете постоянно шли материалы, рассказывающие о спектаклях. Так, в одном из номеров корреспондент подчеркивает, что Орловский театр был первым среди творческих коллективов Челябинской области, поставивший пьесы об Отечественной войне «Партизаны в степях Украины» Корнейчука, «Русские люди» и «Жди меня» Симонова, «Бессмертный» Арбузова и Гладкова. Очень тепло отозвалась местная критика о спектакле «Бессмертный»: «В постановке Орловского театра спектакль прозвучал со сцены глубоко оптимистически. И в этом заслуга как актерского коллектива, так и главного режиссера М. М. Ляшенко. Постановка «Бессмертный» почти первый одновременный дебют чуть ли всей театральной молодежи. И она показала, что театр располагает неплохими молодыми кадрами….«Бессмертный» в постановке Орловского драмтеатра нужный и радующий, по-настоящему патриотический спектакль. Он представляет собой несомненную творческую удачу коллектива»[9].
Удачей стали и многие другие спектакли театра. А постановка «Жди меня» буквально взорвала зал аплодисментами. Зрители уходили с надеждой: «Возвращаются же люди с войны, может быть, и мой вернется». И в этом – самая большая ценность искусства.
Для коллектива театра самым радостным днем стало освобождение Орла от нашествия фашистских захватчиков. В этом деле на первых ролях оказались уральские танкисты, участвовавшие в одном из самых тяжелых и кровавых сражений войны – Орловско-Курской битве. Последний спектакль «Вороний камень» состоялся в Златоусте 29 февраля 1944 года, отъезд был назначен на 5 марта 1944 года. Орловский драмтеатр работал на уральской земле три с половиной года.
Елена Рохацевич
[1] ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 221. Л. 129.
[2] ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 243. Л. 3.
[3] ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 243. Л. 12.
[4] ОГАЧО. Газета «Большевистское слово», 11 июня 1943 г.
[5] ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 221. Л. 135.
[6] ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 220. Л. 13.
[7] ОГАЧО. Газета «Большевистское слово», 4 августа 1943 г.
[8] ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 243. Л. 16.
[9] ОГАЧО. Газета «Большевистское слово», 6 марта 1943 г.