Объединенному государственному архиву Челябинской области – 20 лет


Объединенному государственному архиву Челябинской области – 20 лет

 

Объединенный государственный архив Челябинской области был создан по постановлению губернатора Челябинской области П. И. Сумина 17 мая 1999 г. № 202 в целях «оптимизации сети архивных учреждений и совершенствования архивным делом в Челябинской области» (на самом же деле за этой формулировкой скрывались две простые, но очень актуальные на тот момент цели – сокращение штатной численности и экономия бюджетных расходов). Данное постановление гласило: «Создать Объединенный государственный архив Челябинской области путем слияния Центра документации новейшей истории Челябинской области с Государственным архивом Челябинской области»[1]. Безусловно, двадцатилетний срок может позволить сделать определенные выводы о преимуществах и недостатках такого решения, подвести некоторые итоги работы объединенного архива.

Прежде всего, следует отметить, что два десятилетия назад ОГАЧО стал чуть ли не первооткрывателем в Российской Федерации в вопросе создания объединенных архивов, и все эти годы при общении с коллегами из других регионов челябинцы в этой связи испытывали по отношению к себе в основном сочувственное отношение. Тем не менее, в настоящее время челябинский госархив уже далеко не единственный имеющий статус объединенного, и в последнее время периодически появляется информация о слиянии архивов в той или иной области. Хотя появляются и обратные сообщения (но реже) – о создании новых архивов и расширении региональной сети архивных учреждений. По этому пути, например, пошли наши соседи из Свердловской области. Необходимо признать, что такой курс также имеет право на существование и обладает многочисленными преимуществами.

Оценивая же достоинства архива объединенного, то первый и основной вывод, который я уже неоднократно называл (в том числе и в материалах прошлогодней конференции «Архив в социуме – социум в архиве»), заключается в возможности объединения кадрового, материального и финансового потенциалов учреждения. Это позволяет руководству объединенного архива оперативно решать самые разнообразные проблемы и задачи (в порядке, определенном их приоритетностью), возникающие с завидной регулярностью как в ходе основной, так и хозяйственной деятельности учреждения.

Особо здесь следует выделить преимущества от объединения научного и документального ресурсов нашего архива, что позволило поднять на новый уровень эффективности и качества работу в области использования документов, причем по всем его направлениям. Стараясь максимально использовать весь спектр имеющихся в нашем распоряжении архивных материалов в работе над тем или иным очередным проектом – сборником документов или другим новым изданием, выставочной экспозицией, экскурсией и т. п., работники ОГАЧО имеют возможность наиболее полно и широко раскрыть любую исследуемую тему. При этом они минимизируют свои временные потери и трудозатраты, т. к. обладают привилегией вести свои научные изыскания, не покидая пределов одного архива, пусть и расположенного в нескольких зданиях.

Теперь будет уместно напомнить, что ОГАЧО на сегодняшний день располагается в трех многоэтажных зданиях, расположенных в разных районах города, что, безусловно, снижает управляемость структурными подразделениями учреждения, привносит сложности и увеличивает напряженность в работе, прежде всего, его руководящего состава, т. к. сотрудники одного отдела территориально могут находиться в разных районах города. Такого же рода сложности испытывают и заместители директора, курирующие то или иное направление работы, и, конечно же, директор. Во многом облегчить решение вопросов, связанных с перемещением между зданиями ОГАЧО сотрудников, архивных документов и материальных ценностей, смогло бы приобретение служебного автомобиля, необходимость которого нами все более осознается, постепенно перевешивая аргументы, связанные с предполагаемыми сложностями по его содержанию и обслуживанию.

Объединение архивов в 1999 г. прошло довольно легко, быстро и безболезненно – благодаря сокращению только свободных вакансий не был уволен ни один работающий сотрудник. А вот процедура разъединения архива, по моему мнению, в обозримом будущем ОГАЧО не грозит, хотя, вне всяких сомнений, увеличение количества государственных архивов в первую очередь повысило бы статус архивной службы Челябинской области в целом и скорее всего смогло придать новый импульс в работе и развитии самих архивов.

С 20-летием объединенного архива соседствует и еще одна знаменательная для сотрудников ОГАЧО дата – 8 декабря 2018 г. (чуть более 20 лет назад) состоялось торжественное открытие нового здания государственного архива по Свердловскому проспекту, 30а.

На протяжении первых десятилетий существования челябинского архива одной из главных проблем являлась неприспособленность выделяемых для архивных нужд зданий и недостаточная вместимость архивохранилищ.

Впервые вопрос о строительстве нового специализированного здания архива начал рассматриваться областными властями в 1937 г. Тогда в квартале, образованным улицами Цвиллинга, Карла Маркса и Советской, планировалось построить целый комплекс зданий для размещения в них библиотеки, архива и музея. Челябинский облисполком дважды в 1938 г. рассматривал вопрос данного строительства, которое благодаря усилиям Центрального архивного управления, было включено в план 3-й пятилетки. Начало строительства планировалось на 1939 г., а сдача в эксплуатацию – на 1940 г. Вскоре поменялось место предполагаемого строительства, которое было перенесено на участок между педагогическим институтом и институтом механизации сельского хозяйства. Однако с началом Великой Отечественной войны вопрос о новом архиве отпал на долгие годы.

Только в 1952 г. челябинские архивисты переехали в относительно просторное здание бывшей котельной ферросплавного завода, находившейся в районе ЧГРЭС на улице Российской, 37а (до 1961 г. это была улица Сталина), разместив в новом здании около 270 000 дел. Оно было реконструировано под хранение документов и имело центральное отопление, телефон. Его площадь составляла 400 квадратных метров, потолки были высотой почти четыре метра. Это дало возможность увеличить архивные площади почти в два раза – за счет обустройства перекрытий и формирования в хранилищах второго яруса. Стеллажи были деревянные, их периодически приходилось обрабатывать огнезащитным составом. Имелся читальный зал, кабинеты для сотрудников. В этом здании архив находился 47 лет. Здание, поначалу казавшееся огромным, через четверть века уже перестало справляться с поступающим на хранение потоком документов. В 1980-х гг. появились дополнительные архивохранилища, располагавшиеся в подвальных или полуподвальных помещениях жилых домов и административных зданий. Таких дополнительных хранилищ, в которых постоянно случались коммунальные аварии, было четыре: на улице Цвиллинга, проспекте Ленина, 59, улице Калинина, 18 и 30.

Архив в начале 1962 г. был выведен из состава МВД, с этого времени он подчинялся архивному отделу Челябинского облисполкома, который входил в структуру органа государственной власти.

В 1970–1980-х гг. архивисты занимались исполнением социально-правовых и тематических запросов, категорированием фондов, научно-технической переработкой описей, обслуживали исследователей в читальном зале, сами писали статьи в городские и районные, а также заводские газеты, выступали на радио и телевидении. Работала лаборатория реставрации и переплета документов, начал создаваться страховой фонд на особо ценные документы.

Вопрос о выделении нового, более просторного здания или строительстве такового вновь приобрел острую актуальность. Документы принимать некуда, здание обветшало, фундамент стал разрушаться, стены расходились, пришлось перетянуть в читальном зале рельсами потолок. Находиться в здании стало опасно для жизни сотрудников и посетителей.

Однако первая попытка строительства нового здания, осуществленная в 1970-е гг. в районе улицы Энтузиастов не увенчалась успехом: возведенный фундамент был демонтирован, котлован зарыт, а вместо архива на этом месте были размещены гаражи[2].

В 1980-е гг. после неоднократных обращений архивного отдела в облисполком архиву делались предложения перепрофилировать и занять освобождавшиеся здания, но по тем или иным причинам эти предложения отклонялись. Например, перепрофилирование здания бывшей ткацкой фабрики на пересечении пр. Ленина и ул. Свободы, или ввод в эксплуатацию недостроенного здания электродного института по ул. Болейко требовали очень больших финансовых затрат и при этом не обеспечивали достаточного запаса площадей. Еще один вариант – здание института усовершенствования учителей на пересечении Свердловского проспекта и ул. К. Либкнехта не устроило своей планировкой из-за большого количества кабинетов и малого размера.

В результате, аргументировано отклонив все вышеперечисленные предложения, архивный отдел сумел все-таки доказать необходимость именно строительства нового специализированного здания госархива. После рассмотрения нескольких возможных для этой цели земельных участков руководитель архивного отдела Б. Г. Тренин остановил свой выбор на участке по Свердловскому проспекту, что было закреплено решением Челябинского горисполкома 5 апреля 1983 г. № 144-13 «О предварительном согласовании УКСу горисполкома места размещения здания областного архива по Свердловскому проспекту в Центральном районе». Данное решение обязывало заказчика:

а) разработать проект здания облгосархива и представить на согласование в ГлавАПУ, б) проектом определить границы участка, конкретный снос строений и представить в ГлавАПУ инвентаризационные данные сносимых строений с учетом ТЭО (технико-экономического обоснования) сноса, в) после согласования проекта оформить в ГлавАПУ отвод земельного участка и разрешение на строительство в установленном порядке, г) проектом предусмотреть благоустройство и озеленение участка здания облархива, прилегающей территории и участка ул. Полковой[3].

За основу для строительства был выбран типовой проект архивного здания, разработанный московским институтом имени Б. С. Мезенцева, рассчитанный на хранение 1,5 млн дел. Строительство здания было включено в титульный список по капитальному строительству облисполкома на 1987 г., а решение горисполкома 16 июня 1987 г. № 279-2 уже окончательно отвело земельный участок «площадью 1, 02 га для строительства областного архива по Свердловскому проспекту в Калининском районе в соответствии с согласованным проектом (заключение ГлавАПУ № 231 18.Х.85 г.)»[4]. Следует указать, что данное решение подписал председатель исполкома В. А. Поткин, а не П. И. Сумин, как до последнего времени считали некоторые архивисты. Были также определены сметная стоимость здания – в размере 1 724 000 рублей и срок выполнения строительных работ – 1 год и 7 месяцев. В реальности же строительство нового архива растянулось на 12 лет.

Перед началом строительных работ три сотрудника госархива Челябинской области – А. П. Финадеев, являвшийся на тот момент его директором, а также рядовые архивисты С. В. Бердов и И. И. Вишев собственными руками огородили строительную площадку деревянным забором, тем самым положив начало многолетней эпопее возведения нового здания. В этой связи весьма символичным выглядит то обстоятельство, что именно этим людям выпала честь и ее завершения – А. П. Финадееву в качестве председателя комитета по делам архивов Челябинской области, С. В. Бердову в качестве его заместителя, а автору этих строк на тот момент уже в должности директора госархива.

Итак, в 1988 г. строительство было начато трестом «Челябметаллургстрой», который возвел два этажа, но в 1989 г. в связи со сложной экономической обстановкой в стране и регионе, отсутствием материалов, особенно кирпича, работы на объекте были фактически прекращены. После многочисленных обращений к властям, депутатам все уровней, выступлений на радио и опубликованной статьи в газете «Правда» строительство продолжилось. Коробка здания была возведена, но в связи с полным отсутствием финансирования, в 1996 г. объект опять был заморожен на год, т. к. в это время речь шла не только о финансировании строительства, но и поддержании жизнедеятельности рабочих, занятых на стройке. Так, письмо 15 февраля 1996 г. № 19 на тот момент первого заместителя председателя комитета по делам архивов Б. Г. Тренина, направленное в администрацию г. Челябинска, гласило: «Комитет по делам архивов администрации области просит изыскать возможность выделения для питания корейских специалистов, работающих на строительстве областного государственного архива, одной тонны мяса и 2–3 тонны риса»[5]. К весне 1998 г. с большим трудом здание удалось достроить благодаря усилиям уже другого подрядчика – треста «ВУЗстрой». Здесь, конечно же, необходимо отметить решающий вклад, который внесли в строительство нового здания архива руководители архивной службы Челябинской области: на начальном его этапе – Бориса Георгиевича Тренина (к большому сожалению, недавно ушедшему из жизни), а на завершающей стадии, самой сложной и ответственной – Александра Павловича Финадеева.

После завершения стройки сразу начался переезд, который продлился 10 месяцев. С помощью студентов юридического института и курсантов военного автомобильного училища было перевезено около 500 тонн архивных документов и имущества[6].

За 20 лет здание госархива стало для челябинцев привычной составляющей городского пейзажа, что произошло во многом благодаря удачно выбранному месту его расположения (хотя одновременно с этим следует признать, что ближнее соседство с перегруженным автотранспортом Свердловским проспектом для архивных документов является весьма нежелательным). Повышает узнаваемость здания архива, конечно, и художественное панно монументально-декоративной живописи в технике сграффито, расположенное в верхней юго-восточной части его фасада. Над созданием данного монументального произведения работал целый авторский коллектив, в который вошли архитектор, автор проекта А. И. Рудик, а также художники-монументалисты З. Н. Латфулин и С. Л. Черкашин. Эскиз проекта и работу выполнили сотрудники Челябинского отделения Союза художников России. Необходимостьтакого художественного оформления по мнению специалистов объяснялась следующими причинами: «Здание архива является архитектурной доминантой в силуэте города, имеющей активный транзит, ближний и дальний визуальные моменты, смену освещения. Все это вместе диктует привлечение пластических искусств, в частности монументально-декоративную живопись в технике сграффито, которая, на взгляд авторов, органично сочетаясь со штукатурной отделкой фасадов, украсит столь значительный объект в широтном силуэте города. Тема композиции: история нашего края. Сюжетная канва строится образами-символами: летописца, космонавта, строителя, рудокопа, тракторостроителя»[7]. Очень жаль, что из-за недостатка финансовых средств работы по художественному оформлению фасада здания были прекращены и сегодня мы наблюдаем только одну часть из четырех – летописца у крепости на башкирских землях, символизирующего основание крепости. Уместно будет упомянуть, что по этой же причине из проекта было исключено и оборудование строящегося архива электрическими часами[8]. Вместе с тем, существует надежда, что когда-нибудь это произведение все-таки будет завершено. Одна из таких попыток была предпринята руководством архива совсем недавно, но, к сожалению, не увенчалась успехом, т. к. не удалось преодолеть самый первый этап, включающий в себя составление проектно-сметной документации. Как выяснилось, найти в настоящее время специалистов способных спроектировать и выполнить такого рода работы очень и очень сложно, а еще более проблематичным выглядит восстановление эскизов незавершенного панно, поиски которых пока результатов не дали. Скорее всего, они безвозвратно утеряны.

В настоящее время Объединенный государственный архив Челябинской области переживает период своего динамичного развития по всем направлениям деятельности и с оптимизмом смотрит в будущее. Одной из серьезных проблем в ближайшее десятилетие, с учетом очень активного комплектования госархива в последние годы, может стать дефицит свободных площадей и необходимость строительства (или дополнительного предоставления существующих площадей) четвертого архивного здания. С учетом повышенного внимания, которое ОГАЧО испытывает на себе со стороны исполнительной и законодательной власти Челябинской области, мы не сомневаемся, что эта, как и многие прочие наши проблемы и задачи, смогут быть решены – быстро, эффективно и в полном объеме.

И. И. Вишев, директор Объединенного государственного архива Челябинской области



[1] ОГАЧО. Ф. Р-700. Оп. 1. Д. 611. Л. 101.

[2] Финадеев А. Еще раз про архив // Челябинский рабочий. 1989. 9 февраля.

[3] ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 19. Д. 252. Л. 52.

[4] Там же. Д. 1178. Л. 29.

[5] Там же. Ф. Р-321. Оп. 1. Д. 2126. Л. 26.

[6] Там же. Д. 2303. Л. 85.

[7] Загребин С. И. Мой отчий дом. Челябинск, 2000. С. 186.

[8] ОГАЧО. Ф. Р-321. Оп. 1. Д. 2126. Л. 11.