16 мая 2024 года известному челябинскому фотографу Владимиру Белковскому исполнился бы 91 год. Много лет он был художественным руководителем Челябинского фотоклуба, благодаря которому Челябинск называли фотографической столицей Советского Союза. На счету фотомастера около 200 фотовыставок и конкурсов во многих странах и, конечно же, всех фотоэкспозиций, проводившихся в родном Челябинске. Работы Белковского экспонировались в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Индии, Италии, Канаде, Чехословакии и др. странах. Многие из них отмечены медалями, дипломами, призами, главный из которых — «Золотая роза» (Чехословакия, 1973), присужденная за снимки «Мать» («Уральская мадонна»), «Жизнь бесконечна», «Ожидание». Основные герои фотографий Владимира Белковского – дети, женщины, люди искусства, природа. В 1971 году почта ГДР выпустила специальную марку в честь 25-летия Детского фонда ООН, использовав фотографию Белковского «Космонавт №...», на которой заснят маленький сын Сергей.
Фотоработы Владимира Белковского составляют «золотую серию» челябинской фотографии.
В мае 2024 года сын фотохудожника челябинский журналист Сергей Белковский начал работу по оцифровке негативных пленок отца.
В этой работе Сергею Владимировичу помогают сотрудники Объединенного госархива Челябинской области.
Началась оцифровка с пленок, сделанных в середине семидесятых годов. На них – знаменитый челябинский скульптор Лев Головницкий, его супруга скульптор Энрика Головницкая. В те годы Владимир Белковский много общался с ними, о встречах в мастерской и дома осталось около тридцати пленок, которых вполне хватит, чтобы подготовить фотовыставку «Неизвестный Головницкий».
О создании такой выставки стоит задуматься, тем более, что нынешний год юбилейный для знаменитого скульптора, автора монументов «Орленок» на Алом поле, «Доброволец-танкист» на бульваре Славы и памятника Ленину в Челябинске; монументам «Тыл-фронту» и «Первая палатка» в Магнитогорске. Льву Николаевичу Головницкому в декабре этого года исполнилось бы 95 лет.
Оцифровано пока часть пленок, таящих в себе загадки, которые, впрочем, так и могут остаться таковыми. На них – скульптор за работой над произведениями, возможно, неизвестными даже исследователям его творчества. А вот он с супругой Энрикой и архитектором Евгением Александровым в каменном карьере, в поисках нужной глыбы. Что это была за поездка, где находится этот карьер, для чего понадобились поиски камня?
В прошлом году, к 90-летию отца, журналист Сергей Белковский выпустил книгу «Поэт фотографии», в которую вошла глава, посвященная заметкам Льва Головницкого о фотографиях Владимира Белковского.
Повод их напомнить.
«Документальность – основная ценность фотографии.
Одно время в среде живописцев и скульпторов бытовало самое оскорбительное для этих видов изобразительного искусства определение – «фотографично».
Поводом для этого служила чисто натуралистическая, ремесленная фотопрактика под девизом – «Спокойно. Снимаю», а также постановочно-сюжетные «картины» не столь отдаленного прошлого, которые делались подражательски живописи в пору становления искусства фотографии.
Одно из самых молодых видов творчества, оно за свою короткую историю, шагнув навстречу жизни, добилось выдающихся образцов, обогатив мир бесценными произведениями.
Документальность – основная ценность фотографии. Фотография ценна не только историческим прошлым, но и сиюминутным образным и точным откликом на события и явления сегодняшней жизни со всем ее многообразием. И этот материал служит в информационных, познавательных, воспитательных, эстетических целях.
Это летопись нашего времени.
Фотоаппарат – это орудие производства, и если за ним не стоит художник, то это просто предмет – подобно кисти, резцу и скрипке.
В руках творца вещи эти оживают и дают нам то, что называется искусством, обогащают нашу духовную культуру.
К таким мастерам относится творчество Владимира Белковского. Творчество, полное лиризма, человечности, гражданственности и индивидуальности».
Эти слова почти полвека назад написал знаменитый челябинский скульптор, Народный художник, академик Лев Головницкий.
«Отец хорошо был знаком с ним. Не раз снимал его в мастерской. Наверное, в творческом наследии отца собралась самая большая фотоколлекция об этом скульпторе», - говорит Сергей Белковский.
Льва Головницкого знают все челябинцы, если даже не знают его имени. О нем напоминают памятники и монументы в Челябинске – «Орленок», памятник Ленину на площади Революции, монумент «Танкисты-добровольцы» на Кировке, памятник Пушкину в горсаду, монумент «Тыл-фронту» в Магнитогорске.
Тем ценнее все, что хранит память об этом творце и нашем земляке. И работа по оцифровке неизвестных пленок о скульпторе – важная часть сохранения памяти.