«Недоразумение»: один эпизод из истории взаимоотношений Челябинской губЧК и губревкома


«Недоразумение»: один эпизод из истории взаимоотношений Челябинской губЧК и губревкома

Челябинск перешел под власть «красных» в июле 1919 г. В Сибири продолжалась гражданская война, да и население новообразованной губернии относилось к советской власти не без доли настороженности. Вскоре, по мере насаждения продразверстки, эта настороженность сменится откровенной враждебностью и многочисленными (пусть и разрозненными) актами насильственного низового сопротивления в деревне. Все это неизбежно вело к тому, что губернские органы ЧК приобрели довольно большую долю самостоятельности и слабо контролировались органами местной власти. Таковая автономия не вела ни к чему хорошему – приказы председателя губЧК, равно как и документы ревизии этого учреждения, пестрят свидетельствами бытового разложения сотрудников[1]. Нет ничего удивительного в том, что это приводило к конфликтам между местной властью и «органами».

Представленные документы можно было бы рассматривать в качестве единичного казуса, своего рода недоразумения, если бы через три с половиной месяца не произошел инцидент с главным редактором газеты «Советская правда» В. М. Лавровым, которого губЧК задержала за «контрреволюционную деятельность» – публикацию статьи главы отдела управления губревкома Горина с критикой самовольства челябинских чекистов и отказ публиковать жесткий ответ президиума губЧК, в котором они вполне недвусмысленно грозили применением «строгих мерами» к сотрудникам губревкома, отказывающимся исполнять их приказы[2]. Фактически это один из первых, пусть и небольших, эпизодов противостояния двух органов.

Публикацию подготовил кандидат исторических наук, ведущий археограф ОГАЧО М. А. Базанов.

№ 1. Приказ Челябинской губЧК о борьбе с мошенниками, выдающими себя за сотрудников ЧК

22 декабря 1919 г.

Приказ

Челябинской губернской чрезвычайной комиссией

по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлением по должности

22 декабря 1919 г.

За последнее время искатели легкой наживы – паразиты, бандиты и грабители – на жителей Челябинска наводят панику, останавливая на улице, снимая одежду, ощупывая и обирая карманы.

Некоторые из них пытаются проникать и в жилища для производства обысков под видом сотрудников ЧК.

Чрезвычайная комиссия ставит в известность всех граждан, что никакие обыски и выемки на улице ей не производились и производиться не будут, все аресты и обыски сотрудниками Чрезвыч[айной] комис[сии] производятся лишь по ордерам ЧК.

В свободной Республике никаких паразитов, никаких бандитов, воров и грабителей быть не должно.

Чрезвычайная комиссия предупреждает всех паразитов, воров и грабителей: если они не бросят свое гнусное дело и не займутся честным трудом, то пусть знают, что если они будут пойманы или уличены, то будут без суда и следствия Чрезвычайной комиссией беспощадно расстреливаться[3]

Председатель губрезвычкома Комольцев

Секретарь Вилков

ОГАЧО. Ф. Р-363. Оп. 1. Д. 60. Л. 70. Типографский экземпляр.

 

№ 2. Официальное письмо Челябинской губЧК в губревком об ознакомлении сотрудников губревкома с приказами ЧК.

24 декабря 1919 г.

В РЕВКОМ[4]

Препровождая ДВА ПРИКАЗА по комиссии для сведения, руководства и точного исполнения[5], прошу вывесить таковые на видном месте ВАШЕГО учреждения.

Секретарь [подпись неразб.]

Делопроизводитель [подпись неразб.]

Помета: Вх[одящий] № 3005. 25/XII [1919 г.].

ОГАЧО. Ф. Р-363. Оп. 1. Д. 60. Л. 69. Подлинник. Машинопись.

№ 3. Официальное письмо Челябинского губревкома в губЧК о недопустимости издания приказов ЧК, обращенных к населению, без санкции губревкома

26 декабря 1919 г.

Срочно

В губернскую чрезвычайную комиссию

Тов. Мешину

Губревком сообщает, что никакие постановление губчека в формате приказов, обращенных к населению, а тем более подобные приказу губчека от 22 сего декабря, устанавливающих тяжелую кару вплоть до расстрела, ни в коем случае[6] не могут издаваться губчека без разрешения на то губревкома.

Губчека необходимо принять вышеизложенное к неуклонному руководству на будущее время и, кроме того, принять во внимание, что та форма обращения в губревком, которая имеется в сопроводительном отношении от 24 декабря с.г. за № 6412, совершенно недопустима.

Т. предгубревкома Поляков

Секретарь [подпись неразб.]

26 декабря 1919 г. № 3078.

Резолюция: В губчека. Никаких постановлений губчека.

ОГАЧО. Ф. Р-363. Оп. 1. Д. 60. Л. 69. Отпуск. Машинопись.

 

 

 



[1] См., напр.: ОГАЧО. Ф. Р-401. Оп. 1. Д. 1.

[2] Арест журналиста В. М. Лаврова: конфликт губернских органов власти и губЧК в Челябинске (1920 год) / публ. подг. М. А. Базанов // Архивы Урала. 2017. №  21. С. 291–305

[3] Слово расстреливаться в тексте выделено жирным шрифтом.

[4] При публикации в документе сохранено написание слов прописными буквами.

[5] Фраза точного исполнения подчеркнута красными чернилами.

[6] Фраза ни в коем случае напечатана машинкой с нижним подчеркиванием.