20 февраля 2024 года исполнилось сто лет со дня рождения известного театрального режиссера, педагога, народного артиста России Наума Юрьевича Орлова. 60 лет своей жизни он отдал театральному искусству, из них 30 лет был главным режиссером Челябинского государственного академического театра драмы.
Наум Юрьевич Орлов родился в Чернигове, в семье служащих. После окончания Киевского института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого (1949) по специальностям «режиссер драматических театров» и «театровед» работал режиссером в Одесском театре юного зрителя (середина 1950-х годов), Одесском украинском театре имени Октябрьской революции (1957–1964), главным режиссером Казанского государственного драматического театра имени В. И. Качалова (1965–1973). Художественный руководитель студии киноактера при Одесской киностудии (1962–1965). C 27 августа 1973 года — главный режиссер Челябинского театра драмы имени С.М. Цвиллинга. Педагог по мастерству актера в театральном училище в Казани, в Челябинском музыкальном училище, профессор Челябинского института культуры и искусства. Неоднократно избирался секретарем и членом правления Союза театральных деятелей РФ. Член комиссии по Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1970), заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), народный артист РСФСР (1985). Кавалер орденов «Знак Почета» (1960), «Дружбы народов Российской Федерации» (1994), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999), золотой медали имени Александра Попова (1984), лауреат премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова (2001), почетный гражданин города Челябинска (1997).
Режиссер Наум Орлов оставил глубокий след в истории культуры Южного Урала. Его имя носит Челябинский театр драмы, на доме, где жил мастер (ул. Цвиллинга, 36), установлена мемориальная доска. В Объединенном государственном архиве Челябинской области формируется личный фонд народного артиста. Здесь собраны афиши и программы спектаклей, поставленных Наумом Орловым, официальные документы о награждении режиссера государственными наградами, фотографии времен его учебы в театральном институте и последних лет работы.
На протяжении 30 лет жизни в Челябинске за творчеством Наума Юрьевича пристально следила челябинская пресса. В газетных публикациях и журнальных статьях того времени — вся жизнь челябинского драмтеатра: от первых шагов становления театра Наума Орлова до его расцвета. Эти и многие другие документы долгое время собирала и хранила, а в 2022 году передала на хранение государственному архиву вдова Наума Юрьевича, известный в городе организатор театрального дела Роза Захаровна Орлова.
В личном фонде хранятся воспоминания коллег, мнения критиков о художественном руководителе и его театре. Они в разное время печатались в разных изданиях, здесь — фрагменты из них.
Дорога и судьба
На лидера, хозяина, властителя Наум Орлов не похож. С серебряными кудрями, красивый, хрупкий, он кажется, да, вероятно, и является живым человеком. Мягкое придыхание, акцент его южной, одесской театральной юности слышен в голосе, манере речи. Темные глаза светятся не дьявольским всезнанием и беспощадной умудренностью, а как бы запоздалым в уже немалые годы, наивным даже увлечением, сиянием энтузиазма и веры. Увлеченный, лишенный цинизма и, кажется, еще не уставший человек в открытом театральном пространстве. «Увлекать» (вместо скучного и чуждого таинству театра — поучать, воспитывать) — глагол органический и определяющий для того дела, которое более четверти века ведет Наум Орлов.
Вера Максимова, театральный критик, 2001 год
О режиссере — по-режиссерски
Мы так много бросаемся словами «зло порождает зло», что забываем, что «любовь порождает любовь». Любовь Наума к своему театру, к работникам театра родила уникальную театральную микроатмосферу, в которой сейчас все в этом театре существуют. Есть много признанных режиссеров, которые много сделали для отечественного театра, но я не видел, чтобы кто-то в театре мог сказать, что «режиссер уважаем и глубоко ценим». Перед ним могут даже преклоняться. Но сказать, что мы любим своего режиссера – я даже не помню, где я такое слышал. А здесь… Мне об этом говорят за глаза, он же ничего этого не знает. Но я часто слышу: «Как мы ценим, как мы любим нашего Наума Юрьевича, и как хорошо, что он у нас есть — такой интеллигентный, умный, добрый, сильный человек». Ему охотно подчиняются. Он ни разу при мне не повысил голос. Но когда он что-то говорит, его слушают не только из уважения к его сединам. Есть вера в него. Ему доверяют.
Аркадий Кац, театральный режиссер и педагог, 1999 год
Актеры о режиссере
Я никогда не ходил к Науму Юрьевичу просто так поговорить, пожаловаться, поплакать, просить роли…
Но однажды, когда вывесили очередное распределение, и я увидел себя где-то в самом низу, мне почему-то вдруг стало обидно, и я решительно пошел к нему. Наум Юрьевич очень внимательно меня выслушал и спокойно, очень спокойно сказал:
— А кого тебе, Сережа, там играть? Ты пьесу читал?
— Нет.
— Прочитай и поговорим.
Я прочитал и потом перед ним извинился. Там действительно даже близко не было того, что я мог бы сыграть.
Мы все очень ранимы, и в распределениях хочется видеть себя где-то в главных ролях, больших, но не всегда знаем себе цену. В театре Орлова почти каждый был на своем месте».
Сергей Чикурчиков, актер, 2003 год
Мне нравилось, как он надо мной подшучивал, называя своей Гюльчатай и приглашая на свидание под окнами «старшей» жены Розы Захаровны. Однажды мы собрались на орловской даче. Заговорили о Крыме, его родной Украине. И только я намекнула, что очень мне там полюбились «варэныкы з вышнэю», как он схватил корзину, вскочил на стремянку и начал ее, вишню, собирать. Когда, управившись с садовыми делами, Роза Захаровна зашла в дом, то от изумления открыла рот, да так и не смогла произнести ни слова — расхохоталась. Перед ней предстала «кровавая» картина — мы, оба по локоть в вишневом соке, очищаем ягоды от косточек. Соком забрызгано все вокруг — посуда, скатерть, полотенца. Несколько часов мы ухлопали на эти «варэныкы», а съели за считанные минуты. Было очень вкусно и весело.
Ольга Телякова, актриса, 2003 год
Наум Юрьевич Орлов был последним из могикан. В одной из своих статей я назвал его «романтиком реалистического театра» и с каждым днем все больше убеждаюсь в истинности такого определения. Творческое наследие Орлова имеет огромное значение, далеко выходящее за рамки суетливой и преходящей современности. Но об этом судить историкам, а нам остается лишь пронзительная горечь утраты.
Дмитрий Кондрашов, театровед, 2003 год
Моему учителю Н. Ю. Орлову
Людские души — словно корабли,
Скользящие по волнам океана.
Людские души — словно корабли,
От берега, от дома, от земли
Отчаливают поздно или рано.
Они уходят в предвечерний час —
Над нами проплывают облаками.
Они уходят, чтобы стать для нас
В ночи кромешной света маяками.
И сколько бы ни думалось порой,
Что прошлое обратно не вернется,
И сколько бы ни думалось порой,
Их свет незримый, свет их неземной
В сердцах и душах наших остается.
Станислав Жаров, 2003 год
Подготовил Евгений Евстигнеев,
заведующий отделом инициативного документирования