Наш паровоз, вперед лети!


Наш паровоз, вперед лети!

Музей железнодорожной техники ЮУЖД – уникальное собрание паровозов, тепловозов, электровозов, которые за свою жизнь прошли тысячи километров, а теперь стали экспонатами. Здесь под открытым небом – вся история российских железных дорог XX века.

Музей железнодорожной техники располагается недалеко от челябинского вокзала и является филиалом Музея истории Южно-Уральской железной дороги. Открытие филиала состоялось 9 мая 2005 года. Затем в 2008–2009 годах его реконструировали, и экспозиция приобрела современный вид.

Сегодня в музее представлено 34 экспоната – локомотивы и вагоны прошлых лет. Некогда они работали на железных дорогах Южного Урала, а в музей попали из разных депо ЮУЖД – Челябинска, Орска, Бузулука, Карталов, Златоуста, Магнитогорска. И за каждым из экспонатов богатая история.

Последний паровоз

Экскурсия по музею начинается с невероятно красивого паровоза серии П36. Эти машины выпускались в 1950–1956 годах на Коломенском паровозостроительном заводе имени В. В. Куйбышева. Они стали самой совершенной моделью отечественного паровозостроения: цельносварной котел, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковая рама, водоподогреватель, все буксы локомотива и тендера были оснащены роликовыми подшипниками. Гигант весил 235 тонн, его мощность составляла 3000 лошадиных сил, он мог развивать скорость до 125 километров в час. Всего их было выпущена 251 штука. Паровоз П36 получил прозвище «Генерал» из-за характерных цветных полос по бокам, которые напоминали лампасы.

Машины эксплуатировались с курьерскими, скоростными и пассажирскими поездами на многих железных дорогах СССР. И они же стали последними пассажирскими паровозами, построенными в России. Серийное производство машин было прекращено по решению XX съезда КПСС, на котором приоритет был отдан выпуску электровозов и тепловозов. Паровозы П36 работали на отдаленных и мало загруженных железных дорогах в Сибири на Дальнем Востоке. Образец П36-0182, представленный в музее, прибыл в Челябинск из депо Могзон Забайкальской железной дороги, где П36 использовались до 1974 года.

Эшак

Старейший паровоз в музее – грузовой паровоз Эу700-55. Он был построен в 1926 году. До музея паровоз работал в локомотивном депо Златоуста.

Железнодорожники называли паровозы серии Э – «Эховский», «Эхо», «Эшак». Он упоминается в рассказе Андрея Платонова «Старый механик»: «…Семья Петра Савельевича… состояла из него самого, его жены и паровоза серии “Э”, на котором работал Петр Савельевич…».

В России их стали выпускать еще до революции – с 1912 года. И в различных модификациях они производились до 1957 года. Паровозы серии Э участвовали в Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войнах, они часто встречаются в кинохрониках и фильмах. Серия Э стала самой массовой в мире (произведено 11 тысяч экземпляров различных модификаций), и занесена в книгу рекордов Гиннесса.

До войны эти паровозы массово выпускались на Коломенском, Брянском, Луганском, Сормовском и Харьковском заводах. Всего было произведено около 2500 машин. Буква «У» в индексе серии – обозначает усиленный вариант базового паровоза Э. Его мощность достигала 1320 лошадиных сил, а скорость – 65 километров в час.

Рядом с Эу стоит паровоз Эр (р – реконструированный). От своего предшественника он отличается более мощным котлом, повышенной на 15 % мощностью и экономичностью. С 1947 года серийное производство паровозов Эр для железных дорог СССР было развернуто в Польше, Венгрии, Чехословакии и Румынии. За рубежом выпустили 2938 таких машин.

Электровозы для Магнитки

В музее можно увидеть образцы различных вагонов. Здесь есть двухосный крытый товарный вагон нормального типа (НТВ). Они выпускались в 1892–1922 годах. На базе этого вагона строили специальные вагоны, в том числе и «теплушки». Они использовались для воинских и мобилизационных перевозок, вмещая 40 солдат или 8 лошадей.

Интересный экспонат – двухосная цистерна, произведенная в Германии в середине 1930-х годов. Это трофей Великой Отечественной войны.

Недалеко – образец советской спецтехники – путевая снегоземлеуборочная машина «ЗУБ». Она заменяет ручной труд 300 человек! Ее создатель – инженер, заслуженный изобретатель России Виктор Харитонович Балашенко (1909–1992). Он окончил Читинский строительный техникум НКПС и с 1933 года работал на ЮУЖД. В 1940 году Виктор Балашенко возглавил группу по созданию землеуборочной машины. Первый образец был изготовлен в 1947 году, а в 1949 году за свое изобретение он был удостоен Сталинской премии.

В экспозиции представлена богатая коллекция электровозов: магистральные ВЛ22м, ВЛ8, ЧС2 и ЧС4 (последние два выпускались на заводе «Шкода» в Чехословакии), тепловозы ТЭП60, ТЭ3 и другие.

Из них выделяется электровоз серии В. Промышленные электровозы этой серии выпускались в первой половине 1930-х годов итальянской фирмой «Савельяно» в г. Турин. По заказу СССР в 1933 году было произведено 26 машин. Деньги на покупку советское правительство выручило от продажи за границу культурных ценностей из художественных музеев Москвы и Ленинграда.

Все итальянские электровозы поступили на Магнитогорский металлургический комбинат: перевозили руду от рудника до обогатительных фабрик. На электровозе имелся барабан с кабелем длиной 300 метров, с его помощью можно было подводить электроэнергию к электровозу в тех местах, где отсутствовала контактная сеть. В 2004 году ММК передал музею электровоз В-04, а на самом комбинате до сих пор работают две машины этой серии.

Вагон-салон

У посетителей музея есть возможность побывать в настоящем вагоне-салоне. Такие вагоны выпускались в России на Александровском заводе в 1897–1913 годах для Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорог. Вагон имеет конструкцию кузова французского инженера Полонсо. В вагоне была своя кухня, туалет с ванной, служебное помещение, спальня, а также просторный салон для проведения совещаний.

В советское время такие вагоны предназначались для поездок высокопоставленных чиновников правительства и Министерства путей сообщения. Музейный экспонат долгое время использовался для служебных поездок первых руководителей ЮУЖД, а после войны был закреплен за начальником Златоустовского отделения железной дороги. Сегодня в интерьерах вагона устроена выставка, на которой можно познакомиться с историей железных дорог на Южном Урале, прикоснуться к подлинным экспонатам и побывать в салоне «царского поезда».

Николай Антипин,

кандидат исторических наук,

заместитель директора ОГАЧО

 

Фотографии предоставлены Музеем истории ЮУЖД