Надежда Дида: мысли вслух


Надежда Дида: мысли вслух

Имя Надежды Артемьевны Дида в Челябинской области известно. После окончания Новосибирского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (1971) работала инженером-конструктором на ЧТЗ, заместителем председателя профкома ЧТЗ. Была директором ДК ЧТЗ (1983–86), заведующей отделом культуры Челябинска (1987–90), заместителем председателя Челябинского фонда культуры (1990–94). С 1994 года работала в администрации Челябинской области, курировала культуру и социальную сферу. Она заслуженный работник культуры РФ, организатор и бессменный руководитель программы «Новые имена», член президиума Челябинского фонда культуры. Автор книг и статей о культуре и патриотизме, а также сборника очерков о стиле одежды на Южном Урале. И сама всегда активно помогала творческим людям. В частности, была инициатором издания исторической монографии Алексея Казакова «Царский посох» (1995), участвовала в создании «Каталога произведений композиторов Южного Урала». Надежда Артемьевна – фондообразователь Объединенного государственного архива Челябинской области. Ее интересные документы, касающиеся культуры Челябинской области, настоящий эксклюзив.

Интересно, как от профессии геодезиста-картографа Надежда Дида перешла к культуре, как «физик» стала «лириком»? Вообще-то ни один производственный проект на земле сегодня не начинается без предварительной работы по составлению карт. Так и Надежда Артемьевна когда-то составила настоящую карту для дальнейшей своей жизни. А начиналось все с романтики. Окончив с серебряной медалью школу, Надежда Дида, спортсменка, комсомолка, певунья, организатор школьных мероприятий, поступила в Новосибирский институт геодезии и картографии.

- Это творческий институт, мечтала заниматься аэросъемкой, готовить карты неизвестных земель. Это так интересно! Полевые работы, исследование местности, а потом скрупулезно надо нанести на бумагу каждый участочек, каждый закоулок, дом, овраг, перелесок. В такой работе должна быть полная отдача. Еще учась в институте делала комплект карт Узбекистана. После окончания института год проработала на Новосибирской картографической фабрике, участвовала в разработке карт Якутии.

Через год муж Надежды Дида окончил институт, и молодые уехали по комсомольской путевке в Челябинск, на ЧТЗ, где тогда шла реконструкция и строительство новых цехов. Надежда составляла карты местности, на них наносились новые заводские подразделения, коммуникации, дороги и все, что необходимо.

- Это, конечно, намного проще, чем то, чему нас учили в вузе, – признается Надежда Артемьевна. – Но институт учил не просто составлять карты, а ориентироваться в жизни.

Неугомонная натура Надежды Дида требовала выхода. Так и началась общественная работа: сначала в комсомоле, потом – по профсоюзной линии. Но геодезию и картографию не бросала, участвовала в соревнованиях по ориентированию, а когда появилось издательство «Абрис», консультировала руководителя «Абриса» Михаила Гитиса по созданию карт Южного Урала.

- Я всегда училась. Техническое образование дополнилось Ленинградской высшей школой профактива, различными курсами. Так совпало, что в наше время была коммунистическая идеология, а в идеологии – культура. И это было неразрывно. Нас так воспитали. И я не жалею об этом. Развитие культуры Челябинской области стало для меня делом жизни.

- Музей ЧТЗ для вас тоже не случайное дело?

- После ухода из областной администрации с довольно высокого поста у меня был выбор. Могла идти на руководящую работу в библиотеку, в театр, в музей. Но по головам я не пошла, понимая, что там работают люди, а я вдруг займу чье-то место. Как-то раз мы встретились с тогдашним директором ЧТЗ Валерием Платоновым, знали друг друга по комсомольской работе. Он пригласил меня в музей ЧТЗ, у него были большие планы по реконструкции музея, по развертыванию музейного комплекса. Мне было приятно, что никому на ногу не наступила, никого на должности не подсидела. Я вернулась в свою стихию завода, где люди совершенно другие, открытые. Я даже не ожидала, что я так «провалюсь» в заводскую историю, окунусь в музейное дело со страстью.

- За что вы любите свою музейную работу?

- В чем я вижу ценность своей работы в музее? Я не очень понимаю новейшие технологии в музейном деле: надеть очки и увидеть виртуальные картинки. В музее главное – увидеть своими глазами, а не через очки, понять, потрогать самому руками. Все это можно сделать в нашем музее. Этим летом через музей прошли более 1000 школьников из лагерей отдыха. Я рассказываю истории о ЧТЗ и людях – тракторостроителях, делюсь с ребятами своими мыслями. Хочется, чтобы дети были восприимчивы к познанию настоящего рабочего дела. Задаю вопрос - что такое служение делу? Привожу один из примеров. Среди тех, кто создавал танки и вошел в историю легендарного Танкограда, был Михаил Балжи.  Всероссийский еженедельник «Военно-промышленный курьер – ВПК» писал о нем: «Созданные гением конструктора Михаила Балжи танки старели долго – настолько они были совершенны. Их формы копировали разработчики боевых машин во всем мире». А подсказала Балжи идею эталонного танка, как рассказывает легенда, простая мыльница: «Вот таким должен быть профиль башни – низкий, слегка приплюснутый, полусферический». Таким стал советский тяжелый танк Победы ИС-3 – один из самых мощных современных танков. Он имеет исключительно низкий силуэт, а также эффективное бронирование корпуса и башни. И через десять лет после окончания войны ИС-3 считался эталоном тяжелого танка. Вот вам служение делу! Таких примеров на нашем заводе очень много. Хотелось бы, чтобы дети учились так служить своей Родине. Раньше молодой человек, выпускник школы старался поступить в тот вуз, в который мечтал, он мог два-три года поступать, но не расставался с мечтой. А сейчас выпускники подают заявление в несколько вузов, где выпадет случай. И какие из них выйдут специалисты?

Как-то раз в музей приехали парни из другого региона, на мотоциклах. Все посмотрели, потом спрашивают: - Почему вы про репрессии не рассказываете?

У меня отец репрессированный. Это очень сложная и тяжелая тема. Надо, чтобы это не повторилось. Но я все-таки считаю, что несмотря на трудный путь, которым прошла наша страна, мы победили. Я им сказала: - Вы проехали длинную дорогу на своих мотоциклах, где-то колесо прокололи, где-то водки перепили…, но в конце путешествия будете вспоминать только хорошее.

Если кто-то прошел трудный путь и стал героем, то не нужно делать акцент на сбитых коленках.

А для других наших посетителей история ЧТЗ стала настоящим откровением и позже они признались, что приехали в Челябинск, посетив накануне Ельцин-центр в Екатеринбурге и утверждали, что  Ельцин-центру такой музей, как наш, и не снился!

А был и такой случай, что после Челябинска группа поехала в Омск и позже нам  написали: «Когда мы посетили местный музей, то свободно ориентировались в типах и марках танков, потому что видели уже и ИС-2 , ИС-3 и Т-34 в  вашем музее, и запомнили.

Наш завод – уже легенда. Не в смысле – выдумка. А это точно угаданная, художественно подчеркнутая суть, зерно национального характера, заманчивый идеал нации. Это то, какими мы хотим себя видеть, то, чем мы гордимся, что нас объединяет, к чему мы хотим быть причастны. К примеру, в наших экспонатах мы видим причастность к Антарктиде: ЧТЗ делал специальные трактора для Антарктики. А песня «Марш энтузиастов»? Тоже про нас.

Иногда говорят: что танки? Железки и железки. А вот сейчас на Донбассе… Танк – это больше, чем друг. Это твой дом, твой друг, твоя жизнь. И сама история завода. А сколько стихов о заводе! Потому что было очень неплохое литобъединение, из которого вышли талантливые поэты, писатели. Один Михаил Львов чего стоит! Да и те, кто сейчас стоит за станком, тоже поэты. Они делают свое дело вдохновенно. Я вспоминаю стихи Роберта Рождественского, который был на заводе, прошел по главному конвейеру. А люди делали свое дело. Никто не дернулся, как бы сейчас сделали: звезда идет! Это так потрясло Рождественского. Потом он упомянул парней с ЧТЗ в своем стихотворении, которое написал в ответ на упрек, будто он подкуплен партией:

Я действительно подкуплен.

Я подкуплен.

Без остатка.

И во сне.

И наяву.

Я подкуплен кровью

павших в сорок первом.

Каждой каплей.

До единой.

До одной.

А еще подкуплен я костром.

Случайным,

как в шальной игре десятка при тузе.

Буйством красок Бухары.

Бакинским чаем.

И спокойными парнями с ЧТЗ...

Я всегда читаю эти стихи во время экскурсии. И вообще у меня есть экскурсия, полностью состоящая из стихов и песен – о нашей стране, о патриотизме, о заводских ребятах, о ЧТЗ.

Когда-нибудь я напишу, как мы теряем то, что было в крови советского человека, – патриотизм. Россия – наша история. Патриотизм был естественной потребностью человека. Мы так жили. Это был наш образ жизни. Никаких придумок. Это сочеталось со всем, что происходило в стране. Во время войны люди защищали то, что они сами построили: 1500 заводов в первую пятилетку, 4500 заводов во вторую пятилетку. Когда вложен труд, мысли, кровь и пот – разве это не будешь защищать? Мы должны знать историю каждого отрезка времени страны.

Вот такие мысли у меня о музее и о своей работе…

Юбилей Надежды Артемьевны Дида и юбилей музея ЧТЗ, в котором она работает последние 15 лет, в нынешнем 2022 году совпали. Это значимые даты, пропустить их невозможно.

Беседовала и записала интервью Елена Рохацевич