Музей Танкограда


Музей Танкограда

27 октября Музею ЧТЗ исполнится 50 лет. Он был открыт в 1967 году. С тех пор его посетило более миллиона человек. В фондах музея 20 тысяч документов, фотографий и экспонатов – свидетельств великой истории.

Проспект Ленина в Челябинске – это не только центральная улица города, но и историческая ось Южного Урала. Первый трактор ЧТЗ С-60, танк ИС-3, памятник академику И. В. Курчатову – символы трех важнейших этапов развития Челябинской области: индустриализации, Великой Отечественной войны и атомного проекта. Неслучайно, что и Музей трудовой и боевой славы ЧТЗ стоит в этом ряду.

Памятник музейного дела

Музей создавался по инициативе ветеранов предприятия, тех, кто строил тракторный гигант в начале 1930-х годов. Его первым директором стал Василий Петрович Степанов. В 1930 году он прибыл на строительство завода по комсомольской путевке, стал первым секретарем комитета комсомола. Тогда ему было всего 20 лет.

Современную экспозицию открыли в 1983 году, когда предприятие отмечало свой полувековой юбилей. И это настоящее произведение музейного дела! Несмотря на то, что сегодня используются другие материалы, экспозиция поражает воображение выразительностью, образностью и технологиями, а ведь это было почти 35 лет назад. И многие специалисты сходятся во мнении, что экспозицию Музея ЧТЗ нужно сохранять в первозданном виде.

Первый трактор

29 мая 1929 года председатель Совета народных комиссаров СССР А. И. Рыков подписал постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Новое предприятие должно было выпускать по 40 тысяч мощных гусеничных тракторов типа «Катерпиллер-60» в год! Дальнейшая хроника событий выглядит фантастической: 10 августа 1930 года на восточной окраине Челябинска состоялась торжественная закладка предприятия, 15 февраля 1931 года из ворот опытного завода вышел первый трактор, к 7 ноября 1932 года был изготовлен эталонный трактор, 15 мая 1933 года с главного конвейера завода сошел первый серийный трактор С-60 (Сталинец-60), а 1 июня того же года Председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин посетил ЧТЗ и выступил на митинге по случаю пуска предприятия.

За этими датами стоит труд десятков тысяч строителей. В экспозиции музея есть огромная фотография 1930 года – множество рабочих роют котлован, вокруг – телеги с запряженными лошадьми. Здесь же инструменты первостроителей – лопата, кирка, лом, кувалда, мастерок и обувь того времени – лапти. Современное предприятие создавалось руками бывших крестьян. Первое время они жили в бараках. На его макете видны топчаны, скамьи, печи, умывальник и сундучки с нехитрым имуществом строителей.

Строители завода работали с энтузиазмом. Инженер Михаил Алексеевич Храпко вспоминал о выпуске первого опытного трактора 15 февраля 1931 года: «Момент был торжественный. Все были рады, восторженно наблюдали за движением первенца… Через несколько дней первый трактор совершил поездку в город и на строительство основного завода, чтобы “себя показать” и показать строителям и жителям Челябинска ради чего они трудятся, перенося лишения, преодолевают трудности – каких красавцев-богатырей будет завод давать стране, выпуская каждые 6,2 минуты 1 трактор – до 40 000 тракторов в год». В 1983 году первенец ЧТЗ был установлен на постамент у заводоуправления, а в музее есть макет этой машины.

Тарелка супа

В годы Великой Отечественной войны Челябинск стал Танкоградом, а его сердцем – ЧТЗ. Сюда эвакуировали из Ленинграда – Кировский, из Харькова – моторный заводы. Еще до войны на ЧТЗ приступили к выпуску боевой техники: с 1940 года производили артиллерийские тягачи и тяжелые танки КВ.

В музее много документов военной поры. Один из них аттестат, датированный 27 июля 1943 года: «За образцовое выполнение фронтовых заказов и проявленную при этом доблесть Ахлюстину Афанасию Михайловичу присвоить звание знатного мастера». Документ подписан директором завода Исааком Моисеевичем Зальцманом. В экспозиции представлена шинель «короля танков». Под его руководством в 1942 году за 33 дня было поставлено на конвейер изготовление танка Т-34, а в 1943 году за 25 дней разработана и запущена в производство самоходная артиллерийская установка СУ-152 (прозвана после Курской дуги «зверобоем»). А всего завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок! И весь модельный ряд военного времени можно увидеть в музее – КВ-1, ИСУ-152, ИСУ-122, ИС-2, ИС-3, а рядом с ними Красное знамя Государственного комитета обороны, которым завод награждался 33 раза.

В годы войны тыловой завод фактически находился на передовой. От производства танков зависел успех Красной Армии на фронте. У станков стояли плохо одетые молодые парни и девушки (в экспозиции можно увидеть самодельную обувь на деревянной подошве). Очень трогательная история связана с металлической тарелкой. Она принадлежала В. М. Никитину, работавшему в цехе 900. В 1943 году на 17-летие товарищи устроили ему сюрприз: за обедом каждый из них поделился с именинником частью своей порции супа.

В Антарктиде

КДМ-46 – это название двигателя трактора С-80. Их на заводе стали выпускать в 1946 году. В музее представлен натурный образец мотора. Он поражает своей сложностью и габаритами. С-80 был намного совершеннее предшественников – это была новая машина. Мощность двигателя достигла 92 лошадиных сил. На этих тракторах осваивалась целина и Антарктида.

В 1955 году в СССР была организована Комплексная антарктическая экспедиция. В январе следующего года первые С-80 прибыли на шестой континент. Челябинские трактора хорошо себя зарекомендовали.

В ходе подготовки второй экспедиции на завод прибыл главный инженер В. И. Парфенов. Он высказал пожелания: «Опыт показал, что из-за высокогорных условий и очень низких температур тракторы не дают той мощности, с которой работают в обычных условиях. Следовательно, нужно увеличить их мощность. Второе – желательно увеличить ширину гусениц, чтобы машины не проваливались в рыхлый снег. Тогда и проходимость увеличится. И третье – получше утеплить кабины». Конструкторы завода Иван Кавьяров и Иван Трашутин учли пожелания полярников. На модифицированных машинах, выкрашенных в красный цвет, нарисовали пингвинов. Они работали при температуре –60º.

Сохранить музей

Последняя модель, представленная в музее, – трактор Т-800. Первый образец этого сверхтяжелого гусеничного трактора был собран в 1983 году. Мощность его двигателя составляла 820 лошадиных сил. Машина предназначалась для энергоемких вскрышных работ в горнорудной промышленности, для выполнения больших объемов земляных работ в дорожном и мелиоративном строительстве. В 1990 году – занесен в книгу рекордов Гиннесса. Было выпущено всего десять тракторов Т-800...

История ЧТЗ после 1991 года еще не музеефицирована. Это сложный этап в великой истории предприятия. Может быть, и не стоит пока об этом говорить, важнее сохранить имеющийся музей.

Николай Антипин,

кандидат исторических наук,

заместитель директора ОГАЧО