Медаль для защитников Ленинграда


Медаль для защитников Ленинграда

27 января 1944 г. 78 лет назад была снята блокада Ленинграда. Сопротивление осажденных горожан немецко-фашистским захватчикам стало частью исторической памяти народов СССР. 22 декабря 1942 г. для участников героической обороны города была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», она имеет самый высокий статус среди других медалей военного времени. В документах Объединённого государственного архива Челябинской области частично отражён процесс награждения ею эвакуированных ленинградцев, а также наших земляков, сражавшихся в составе Краснознаменного Балтийского флота, Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов.

Согласно Положению о медалях «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» награда вручалась военнослужащим и гражданским лицам, принявшим участие в обороне этих городов[1]. Награждение осуществлялось от имени Президиума Верховного Совета СССР, решение, кого наградить, принимали начальники воинских частей и военных комиссариатов, в случае вручения медали «За оборону Ленинграда» решение принимали Ленинградские областной и городской советы депутатов трудящихся. Сама медаль изготавливалась из латуни[2], на диске диаметром 32 мм изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес, за ними – здание Адмиралтейства. На лицевой стороне медали выгравирована надпись «За оборону Ленинграда, а на оборотной — «За нашу Советскую Родину». Все надписи и изображения на медали выпуклые[3]. Более полугода с момента учреждения награда оставалась «спящей», первое вручение медалей состоялось 2 июня 1943 г. в Ленинграде. За всё время медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 млн советских граждан.

Учреждение новой государственной награды и вручение её работникам оборонных заводов стало важным событием как для эвакуированных ленинградцев, так и руководства Челябинской области. 1 ноября 1943 г. Ленинградский городской совет утвердил список награждённых и выслал в Челябинск две тысячи медалей, а также удостоверения к ним для вручения эвакуированным ленинградцам. 27 ноября 1943 г. руководитель Челябинской областной партийной организации Николай Семёнович Патоличев лично вручил медали 243 работникам тракторного завода[4]. В военные годы ЧТЗ принял тысячи эвакуированных из Ленинграда рабочих и членов их семей. Значимой оказалась роль ленинградцев и в коллективе опытного завода.

В военные годы массовое награждение участников обороны города осуществлялось главным образом в Челябинске, реже — в Магнитогорске, Златоусте, Катав-Ивановске, Кыштыме, Аше, Юрюзани. В Челябинске с 1 декабря 1943 г. до начала апреля 1944 г. вручение медали осуществляли председатель городского совета депутатов трудящихся В. Павлов и его заместители, за восемь раздач они вручили 1312 медалей. Позднее все вопросы получения наградных документов и вручения медалей оказались сосредоточены в облисполкоме. К концу 1945 г. на Кировском заводе 1529 работников были награждены медалью «За оборону Ленинграда». 2 августа 1945 г. заместитель председателя Челябинского облисполкома В. Дубровский вручил железнодорожникам и рабочим электромеханического завода 219 медалей. В октябре 1945 г. наградили рабочих завода № 8 (Строммашина), организованного на базе эвакуированного ленинградского предприятия[5].

Делопроизводство облисполкома в связи с вручением медали «За оборону Ленинграда» ограничивалось составлением списков награжденных и актов приёма-передачи медалей. Однако в фонде Челябинского облисполкома сохранилось несколько списков-представлений, относительно подробно обосновывающих участие граждан в обороне Ленинграда. Индивидуальные характеристики в них весьма краткие, содержат два-три предложения, но в них информация о занятиях и вкладе каждого награждаемого в дело обороны Ленинграда. Особенно интересно представление-список на рабочих опытного завода, эвакуированных в Челябинск из Колпино.

В декабре 1943 г. по поручению директора Челябинского опытного завода № 200, предприятия, сосредоточившего наиболее квалифицированные кадры «Танкограда», два представителя от завода выехали в Ленинград, чтобы привезти для коллег медали и удостоверения к ним[6]. Прежде всего делегаты от завода прибыли в родное Колпино. Его жители вместе с ленинградцами разделили тяготы блокады, с августа 1941 г. по январь 1944 г. рядом с Ижорским заводом и городом Колпино проходил передний край обороны. К 1944 г. завод и город были почти полностью разрушены. О первых днях героической обороны Колпино рассказывается в художественном фильме «Ижорский батальон». Рабочие Ижорского завода и члены их семей изготавливали оружие, готовили к эвакуации оборудование предприятия, строили оборонительные сооружения, участвовали в боях в составе частей ополчения.

Руководители Колпинского района своими подписями удостоверили правдивость представления к награждению рабочих опытного завода. Среди подписей находим автограф председателя Колпинского районного исполкома Александра Васильевича Анисимова. В 1941 г. он руководил возведением Колпинского рубежа обороны, а затем возглавил отряд добровольцев с Ижорского завода, занявший подготовленные оборонительные сооружения. Получив такое авторитетное подтверждение обоснованности награждения, за официальным решением Ленинградского горсовета дело не встало.

Из упомянутого ранее представления мы узнаём об участии некоторых из работников опытного завода в обороне Колпино: летом 1941 г. нормировщик Ижорского завода Алексей Кузьмич Виноградов «работал парторгом гаража со дня объявления войны. Перестроил всю работу автотранспорта на усиление переброски разного материала до завода. С июля по 15 августа 1941 г. по заявлению зачислен в ряды ополчения и служил в команде по истреблению танков. 30 августа был ранен в левую руку осколком. Как инвалид Отечественной войны командирован в г. Челябинск»[7]. Механик Ижорского завода Анатолий Иванович Мещанинов принимал участие в «постройке крупных броневых дотов и пулемётных гнёзд под г. Колпино. Демонтаж оборудования и установка всего оборудования цеха № 14  в г. Ленинграде по заданию Ленинградского военного совета»[8]. Крановый машинист Карп Степанович Пузыня «в составе рабочего батальона участвовал в боях»[9]. Бригадир-такелажник Фёдор Антонович Бессмертный «со своей бригадой работал на установке зениток на ТЭЦ, доме ИТР, на кладбище и производил монтаж дотов в количестве 38 штук, а также монтаж противотанковых орудий в количестве 38 штук, а также монтаж противотанковых орудий в количестве 80 штук. По окончании работ командирован на Ладожское озеро по эвакуации оборудования»[10]. Все перечисленные здесь работники Ижорского завода были эвакуированы, и медали для них были отправлены в Челябинск.

Награждение военнослужащих участников обороны Ленинграда проходило через районные военные комиссариаты (документы их пока не поступили в наш архив). По окончании войны в Челябинской области награждения медалью «За оборону Ленинграда» стали производиться реже. Оценить количество награжденных ею челябинцев пока не представляется возможным, так как в электронную базу данных «Награды Родины» эти сведения ещё не введены (но работа над этим ведётся). В общем, документы ГУ ОГАЧО свидетельствуют, что эвакуированные в Челябинск ленинградцы принимали посильное участие в обороне города. Наиболее подробно в документах оказалась отражена деятельность рабочих Ижорского завода в Колпино, что облегчает исследование их биографий и историю обороны. Списки награждённых медалью показывают значение эвакуированных ленинградцев в коллективах стратегических оборонных предприятий Челябинска, таких как Челябинский тракторный завод.

С. А. Кусков,

ведущий археограф ОГАЧО,

кандидат исторических наук


[1] Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1937—1967. В 2-х т. Т. 2. М.: Изд-во «Известия советов депутатов трудящихся СССР», 1968. 896 с. С. 64—65.

[2] Там же. С. 67.

[3] Там же. С. 65.

[4] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 7а. Л. 1—10.

[5] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 7а. Л. 168.

[6] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 8а. Л. 195.

[7] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 9. Л. 159.

[8] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 9. Л. 160.

[9] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 9. Л. 161.

[10] ОГАЧО. Ф. Р-274. Оп. 10. Д. 9. Л. 158 об.